6 мин.

Гильерме заменился, чтобы избежать мышечной травмы. Разве такие повреждения можно предвидеть?

В матче с «Крыльями» вратарь «Локо» внезапно попросил замену уже на 34-й минуте. Причину ухода с поля сразу никто не понял, потому что вратарь ни с кем не сталкивался и не падал. После матча ясность внес врач «Локомотива» Никита Карлицкий:

«У Гильерме все нормально. Был спазм икроножной мышцы, и он попросил замену, чтобы не получить травму и не пропустить больше времени.

Это нормальная практика, когда адекватные спортсмены, понимая, что у них все не очень хорошо и есть вероятность травмы, просят замену до того, как она [травма] произойдет и они пропустят несколько недель». 

Планируется, что кипер вернется поле уже к матчу с «Сочи». Давайте разберемся, что же это было. 

Мышечные травмы можно предотвратить, опираясь только на ощущения?

Некоторые – да, и экстрасенсорные способности здесь ни при чем. Достаточно лишь своевременно обратиться к клубному доктору. Это важно, потому что большинство мышечных травм имеют неконтактный механизм и относятся к overuse injuries, то есть травмам повышенного использования. И их ранними признаками могут быть спазмы, чувство тяжести, болезненность, которые поначалу легко принять за обычную усталость и проигнорировать.

Но чаще футболисты не говорят о дискомфорте, легких болях или иных симптомах. Причины разные: боязнь потерять место в составе, недооценка симптомов или переоценка своих знаний («Да сто раз так было, разбегаюсь и пройдет»). Из-за этого и врачи перестают доверять пациенту, назначая дополнительные обследования, что растягивает процесс реабилитации.

Когда контакт между спортсменом и врачом налажен, выигрывают все: игрок может обращаться к доктору даже по незначительным поводам, зная, что тот легко отделит легкий ушиб от перелома и не станет снимать футболиста с игры из-за ерунды. А врач же, понимая, что от него ничего не скрывают, может быстро выстроить правильную тактику лечения и раньше вернуть игрока в строй без траты времени на дополнительные исследования.

Почему же тогда нельзя предотвратить все мышечные травмы?

На практике далеко не всегда спортсмены рассказывают о проблемах, предшествовавших травме, и дело не всегда в том, что они что-то скрывают. Описанные выше симптомы очень похожи на усталость после тренировок – DOMS.

Delayed onset muscle soreness – синдром отсроченной мышечной болезненности. Это та самая боль после тренировки в зале, когда утром не можешь даже надеть футболку. Да, со временем она становится легче, но при повышенных нагрузках (слишком частых тренировках или после тяжелых матчей) может возвращаться.

Как это происходит? Подробный механизм еще до конца не изучен, но считается, что интенсивная тренировка вызывает микроповреждения мышц. Когда мы отдыхаем после тренировки, включаются механизмы восстановления и при достаточном количестве питательных веществ, адекватном отдыхе и нормальном гормональном фоне мышца не просто восстанавливается, а становится больше и сильнее, чем раньше. Это наш эволюционный механизм адаптации, на котором и зарабатывают тренажерные залы.

Откуда же боль? Как и любое повреждение в нашем организме, даже такие микротравмы вызывают воспаление. Процесс воспаления организму нужен, чтобы усилить приток крови и различных веществ, таким образом ускорив восстановление. Да, есть другие виды воспаления и его роль гораздо шире, но сейчас акцентируем внимание только на этом. Часть воспалительного процесса – активация болевых рецепторов, то есть – боль. 

А почему она появляется не сразу? Потому что воспаление формируется за счет особых веществ – медиаторов воспаления, которым тоже нужно время на синтез. Например, вы могли заметить, что царапина воспаляется далеко не моментально, что уж говорить о мышцах.

Также не следует путать DOMS и обычную мышечную усталость во время тренировки: здесь работает другой механизм – истощение запасов питательных веществ, «закисление» мышц и недостаток кислорода в тканях (об этом как-нибудь в другой раз).

Так как отличить DOMS от ранних признаков травмы?

Сам по себе DOMS – сигнал организма в ответ на непривычную нагрузку. Он буквально говорит: «Воу-воу полегче друг, отдохни денек-другой». Но отличить травму и усталость можно по нескольким ключевым признакам.

•‎ При DOMS боль терпимая и появляется лишь при включении тех мышц, которые участвовали в тренировке: вы можете вполне нормально ходить после «дня ног», но подняться по лестнице будет пыткой. При травме, например, мышц нижней конечности боль сильная и постоянная, а движение, за которое отвечает мышца становится практически невозможным.

•‎ Болезненность возникает спустя 12-48 часов – как правило, на утро следующего или ближе к ночи того же дня. При травме боль возникает сразу, пострадавший часто может назвать момент ее получения.

•‎ При DOMS болевые ощущения сохраняются от одного дня до недели, в зависимости от интенсивности тренировки и уровня подготовки. При травме – месяцами и дольше без должного лечения.

•‎ Боли при DOMS утихают после растяжки или легкой разминки. В случае травмы даже такие действия лишь усиливают боль.

DOMS не требует лечения – это вполне физиологичный механизм адаптации. Облегчить симптомы можно льдом, прикладывая его к болезненным участкам или принимая полноценные ледяные ванны, растяжкой и массажем – это улучшает кровоток, ускоряя заживление и удаление медиаторов воспаления.

Обезболивающие применять обычно не рекомендуют, так как ослабление болевых ощущений служит признаком полноценного восстановления.

Почему Гильерме не почувствовал проблему до игры?

Бывают случаи, когда небольшой дискомфорт еще остается, но игрок готов к матчу, а может случиться и наоборот: боль ушла, футболист вышел на поле и понял, что еще не может полноценно играть.

Тренировка и матч – совершенно разные уровни нагрузки, и понять готовность можно лишь эмпирически. Полевых игроков можно выпустить не на весь матч, с вратарями такой подход обычно не применяется.

Но точно можно сказать одно: Гильерме поступил правильно, здраво оценил свое состояние, попросил замену, чтобы не получить травму и в случае чего не подставить команду.

Но, к сожалению, такие случаи скорее исключение, чем правило. Гильерме – железно основной вратарь «Локо», подобная замена никак не повлияет на его игровое время. Случись это с не таким статусным игроком, вернуться в состав было бы сложнее. Поэтому проблема доверия все еще актуальна.

Селихов лечился два года. Почему так долго и что за неудачная операция, о которой говорил Кононов?

Плевки на поле – необходимость или привычка? В АПЛ их запрещают, так что пора поговорить об этом

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович; globallookpress.com/face to face/Instagram, firo/Sebastian El-Saqqa