Тайные поездки, харизма Чеха, звонки от Фрэнки, идеальная репутация Грановской: вот как «Челси» перехватил Вернера и Зиеша
За все отвечают Грановская, Лэмпард и Чех, но система держится не на них.
Несколько месяцев назад я писал, как аренды изменили трансферный мировой порядок. Там есть глава о влиянии рынка на подход к займам, вот главный тезис: игроки стали активами, и арендатору выгодно, чтобы они разрывали в других клубах. Это вовсе не значит, что арендованные вернутся – просто сделают хорошую кассу на продаже. Чтобы гарантировать эти деньги, топ-клубы завели менеджеров по арендам.
Первым до этого дошел «Челси». И даже сейчас, когда методику заимствовали все топ-клубы, лондонцы впереди. В клубе есть целый отдел по арендам из девяти человек: три тренера, четыре аналитика, врач и менеджер по бытовой адаптации. Они составляют диету и план развития, помогают устроиться в новом клубе и городе, передают отзывы и задания от Лэмпарда и анализируют прогресс каждого игрока. Каждый арендованный чувствует себя игроком «Челси». Даже если ему 26, он мечется по клубам уже шесть лет и вряд ли когда-нибудь заиграет в метрополии, как Джамал Блэкман.
«Я разговариваю с тренерами «Челси» каждый день, – рассказал кипер в зимнем интервью Bristol Post. – Просто невероятно чувствовать себя частью такого великого клуба, видеть, как сюда приходят классные игроками и тренеры. Я общаюсь с тренером вратарей Кристофом Лоллишоном. Он до сих пор ходит на мои игры в «Бристоль Роверс» и в любом клубе мира. Мне очень повезло».
Так «Челси» устроил революцию, победил финансовый фэйр-плей и нашел экономный способ держать на балансе 60-70 игроков одновременно. Система работает. Сразу 7 человек из нынешней основы прошли через аренды, другие принесли клубу десятки миллионов.
Но аренды – только часть большой трансферной машины. Свежий результат ее работы – переход Вернера. Да, немца увели у «Ливерпуля», воспользовавшись проблемами конкурента, но все же этот трансфер нельзя назвать случайным. В очереди за Вернером стояли «МЮ» и «Интер», но сделку в итоге обмывали в офисе на «Стэмфорд Бридж».
Как так вышло? Зайдем издалека.
Трансферы «Челси» в 2010-х – полный провал. Большие потери принудили клуб к переменам
К началу 2010-х «Челси» отошел от эйфории миллиардного шопинга и сместил акценты. Лондонцы больше не забивали ростер суперзвездами, теперь они охотились за талантами и большинство покупок делали на перспективу.
Неизвестно, как сильно на перестройку повлиял провальный трансфер Торреса и финансовый фэйр-плей, но клуб очевидно осознал неэффективность тотальных закупок. Реформы должны были стабилизировать бюджет на дистанции и снизить зависимость от регулярных инвестиций извне. Но мгновенно перестроиться не получилось. Рассинхронизация департаментов мешала качеству поиска. Скаутский отдел работал в режиме рекомендаций, спортивный директор Майкл Эменало был скорее посредником и договаривался с тем, кого назовут, а потенциал трансферов никто не анализировал. Все решал тренер.
За шесть лет клуб сменил 8 менеджеров, и каждый видел футбол по-своему. Бессистемность дискредитировала любые успехи. Вы помните, что случилось с Лукаку, Де Брюйне и Салахом. Они могли стать фундаментом будущего величия. Первых двух привел Пит Де Виссер, советник Абрамовича и бывший голландский скаут. Примерно тогда же пришли Куртуа и Азар. Такой мощной инъекции топового потенциала «Челси» не видел ни разу. Но сменился тренер, Моуринью ставил на других и избавился от Кевина, Лукаку и Салаха. С остальными происходило то же самое. Одни покупали Куадрадо и Мату, другие их продавали. Клубу не хватало последовательности.
«Это безумие, – жаловался The Athletic босс скаутов «Челси» Скотт Маклахлан. – В январе 2011-го мы потратили 269 миллионов фунтов. Сколько из этих трансферов базировалось на количественном анализе? Насколько объективными были решения? Как глубоко изучалась статистика? Вы инвестируете 50 миллионов в одного игрока, но как вы узнаете, что получите за свои деньги?»
Именно Маклахлан и стал двигателем перемен. Он начинал в «Фулхэме» и «Саутгемптоне», одним из первых использовал в скаутинге продвинутую аналитику и пришел в «Челси» в 2011-м, но угодил в тесные рамки неработающей системы и развернулся не сразу. Скотт только к 2013-му получил в подчинение 20 скаутов и в следующие несколько лет создавал новую систему подбора игроков.
Новая технология формировалась постепенно и теперь охватывает все – от поиска до финального решения. По данным The Athletic, «Челси» больше не работает ни с советниками, ни со сторонними скаутами (раньше было и такое), скрывает свои цели и конспирирует сотрудников. Клубные скауты никогда не пользуются аккредитацией. Они покупают билет на обычные места, одеваются максимально неброско и не пользуются вещами с атрибутикой «Челси». Отчеты о целях всегда шифруются. Только в «Челси» знают ключ и могут прочесть записки скаутов. Сторонний человек увидит только набор букв и цифр.
К скаутским отчетам в специальной программе (написана лично Маклахланом) добавляется продвинутая статистика и данные видеоанализа, отдельно оценивается травматичность. «Челси» важно, чтобы игрок мог провести 3 полных матча в неделю без повреждений. Только после этого клуб принимает решение.
«У «Челси» есть настоящая система оценки, – рассказывал The Sun спортивный психолог Кен Уэй, работавший с Маклахланом в «Саутгемптоне». – Это не какие-то записки скаута на пачке сигарет, сделанные во время просмотра. Они не только оценивают уровень, но и определяют реальную стоимость игрока и применяют для этого специальную формулу – очень детализированную методику, которая учитывает даже качества скаута, выставившего оценку. Это похоже на магический расчет, который говорит, что «Челси» нужен именно этот парень».
Но идеальной системы аналитики и скаутинга – мало. Важно, чтобы все участники процесса настроились на одну волну. Раньше «Челси» этого не хватало, но Лэмпард и Чех навели порядок. С их приходом в клубе появились четкие границы ответственности.
Ключевую роль в трансферах играют четверо (не считая Абрамовича). «Челси» купил Зиеша и Вернера благодаря им
«Мы много и подолгу общаемся с Мариной Грановской, Чехом (да, тем самым) и Маклахланом, – объяснял Лэмпард в интервью Football.London. – Они знают, чего я хочу. Я активно участвую во всех трансферах».
Поведение «Челси» на рынке определяет именно эта четверка. Маклахлан оценивает уровень игрока, выносит личный вердикт и делает все для того, чтобы итоговое решение было максимально обоснованным. Грановская и Чех тоже имеют право голоса, но по-настоящему включаются в дело чуть позже. Лэмпард ставит точку: нужен игрок или нет.
Если решение положительное, клуб начинает переговоры. Это территория Чеха. У него получается лучше, чем у Грановской, которая вела переговоры после ухода Эменало: Петр нависает с двухметровой высоты, давит интеллектом и легендарностью, авторитетно басит о развитии и легко находит подход к игрокам с любого основного трансферного направления (Чех говорит на 5 языках: английском, немецком, французском, испанском и чешском). Иногда ему помогает Лэмпс.
Когда игрок убежден, включается Грановская. Железная леди носит в сумочке кошелек «Челси». Она отвечает за финансово-юридические детали, договаривается о зарплате и сумме трансфера и делает это настолько хорошо, что решает все по телефону. Марина заранее определяет ключевые детали и выстраивает разговор так, чтобы у другой стороны не было вариантов схитрить. У нее идеальная репутация в футбольном бизнесе: ноль эмоций, твердость и хладнокровие.
«Я провернул с Мариной три или четыре сделки, и она всегда отвечала за слова, – рассказал The Athletic неназванный агент. – Всегда говорила прямо, вела себя профессионально и никогда не нарушала слова. Все остальные в нашем бизнесе ведут себя иначе».
Система оценки, четкое разграничение ролей, профи на каждой позиции и оперативность превращают «Челси» в трансферного гиганта. У кого-то из конкурентов идеальная аналитика, но так себе переговорщики, у кого-то есть свободные деньги, но нет достойных скаутов. «Челси» близок к идеальному балансу.
Клуб заманил Зиеша и Вернера быстрее, чем проснулся трансферный рынок. Лэмпард настоял, чтобы обоих приобрели как можно раньше, и в итоге все было решено еще зимой. Теперь у Фрэнка полгода форы перед конкурентами – он заранее знает, как и с кем пойдет за трофеями в следующем сезоне.
Пока медиа писали о любви Вернера к «Ливерпулю», «Челси» вел дело тени. Игрок впервые задумался о переезде в Лондон еще в декабре – тогда к нему прилетал Чех. Тимо исключил переход посреди сезона, но «Челси» знал, что «Лейпциг» продаст игрока летом, и не остановился. В феврале Чех снова прилетел в Германию – на этот раз в компании с Лэмпардом. Оба путешествовали инкогнито. Лэмпс развернул перед Вернером долгосрочные планы, объяснил его место в будущем «Челси» и пообещал больше игрового времени, чем в «Ливерпуле». Но ключевую роль сыграл Чех. Вернер, его агент и отец говорят только на немецком – Чех нашел с ними общий язык и заодно помог Лэмпарду.
По данным The Telegraph, конспиративный полет повернул сделку в пользу «Челси». Тимо и его семья оценили индивидуальный подход и любезность двух легенд, вытирающих туфли о коврик у дома Вернеров. Весной Лэмпард и Чех несколько раз звонили нападающему и постоянно писали в мессенджерах, а Грановская с помощью адвоката Майкла Беккера (бывшего юриста Баллака) договаривалась с «Лейпцигом».
Так же «Челси» уговорил Зиеша. Лэмпард и Чех несколько раз встречались с ним лично, а потом постоянно были на связи. «Мы с Лэмпардом общались несколько недель, – рассказал Хаким официальному каналу «Аякса». – Сначала говорили по телефону, потом переписывались. Он много рассказывал о его тактике, стиле игры, о «Челси» и о моей роли. Лэмпард был фантастичным полузащитником, я многому научусь у него. Общение с ним оставило приятное чувство, так что я не сомневался в трансфере».
***
После ухода Эменало «Челси» потратил 270 миллионов фунтов (353 млн – с Вернером и Зиешем). Ковачич проводит отличный сезон, Пулишич – второй бомбардир клуба, Жоржиньо – основной опорник. Эмерсон и Баркли стоили относительно немного (33 млн на двоих) и полезны в ротации. По-настоящему серьезные претензии есть только к Кепе, но его вообще не должно быть в «Челси». Лондонцы вели Алиссона, но поверили, что сохранят Куртуа, опоздали на римскую распродажу и лишились выбора.
За два года система не провалилась ни разу – это еще не революция, но как минимум новый уровень.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: twitter.com/big_blacks; Gettyimages.ru/Maja Hitij, Shaun Botterill, Richard Heathcote, Laurence Griffiths, Naomi Baker
Также как и ссылки на оригинальные источники. А то своих ссылок навставляли, а то, откуда набрали материал - нет. Тут же ваших слов практически не имеется, все базируется на переводе иностранных источников и паре предложений вольнодумий.
Морату продали дороже, чем покупали. покупал Эменало по просьбе Конте, т. е. совсем другая схема.