7 мин.

Джон Чарльз: валлийский знаменосец, проложивший британцам путь за рубеж

Материал из цикла «Британцы за границей».

Оригинал

…Плюх-бах-чвяк!

Примерно так можно описать звук металла, костей и грязи, когда Джон, подогнув ноги, подался вперед и шарахнул головой по неумолимой перекладине. Беспощаднее каркаса казался лишь человек, раздававший указания с бровки.

Фрэнк Бакли уже в 17-летнем возрасте участвовал в англо-бурской войне; столько же лет исполнилось и Джону, когда он уехал из Кумбрана (район Суонси) и подписал контракт с «Лидс Юнайтед». Бакли заметил Чарльза в Уэльсе и предложил попробовать свои силы на «Элланд Роуд». Немного подумав, юноша согласился.

В сезоне-1952/53 Джон забил невероятные 42 мяча в 39 матчах; журналист Марио Росили назвал его главной звездой лиги. Благодаря сочетанию футбольного таланта и природных данных Джон стал лакомым куском для многих зарубежных клубов.

Чарльз отправляет мяч в ворота «Сандерленда». В следующем сезоне полоски окажутся и на его футболке

Одним из них был «Ювентус», однако в тот момент положение туринцев было незавидным: они не побеждали в Серии А уже пять лет, а до зоны вылета оставалось три очка.

Вскоре отчаянно нуждавшиеся в деньгах йоркширцы получили рекордное предложение в 65 тысяч фунтов. Зарплата же самого Чарльза сократилась с восемнадцати фунтов до шестнадцати, однако с учетом всевозможных бонусов за отдельную игру он мог заработать до двухсот. Контракт также включал в себя баснословный подписной бонус (десять тысяч фунтов), шикарную квартиру, и, конечно, новенький FIAT.

***

Первым, что услышал Чарльз, приземлившись в туринском аэропорту, были скандирования двух тысяч фанатов: «Да прибудет к нам спаситель!» Официальные приветствия шли одно за другим, перемежаясь бесконечными вспышками фотоаппаратов страждущих папарацци. Наконец, подошел и президент «Ювентуса» Умберто Аньелли с презентом для новой звезды клуба.

Теперь это была другая футболка – здесь отсутствовали пуговицы, застегнув которые, можно было хоть немного укрыться от пронизывающей британской погоды; распахнутый настежь воротник демонстрировал Турину грудь нового Супермена. От стежка к стежку шли толстые черные полосы, а на спину была вшита крупная «девятка». Аньелли протянул Чарльзу его новую форму, и овечка (символ города Лидс – прим. перев.) многозначительно скрылась под полосатой тканью.

Джампьеро Бониперти помогает новому одноклубнику в примерочной

Джон продолжал улыбаться – он всегда так делал – но в глубине души ощущал значимость и ответственность столь громадного шага в карьере. Вместе с новой формой на плечи легло и будущее «старой синьоры», однако в футбольной Европе того времени вряд ли кто-то мог бы справиться с этим давлением лучше, чем Джон Чарльз. Европейская слава захватила его и с тех пор уже не отпускала.

***

Если вбить в интернет-поисковиках словосочетание «Омар Сивори», вам вряд ли удастся обнаружить хотя бы одно его изображение с щитками на ногах. Гетры были спущены так низко, что, казалось, вот-вот станут чехлами для бутс. Тем не менее это не помешало аргентинцу, только что перешедшему в «Ювентус» из «Ривер Плейт», образовать с другим новичком, валлийцем, один из лучших атакующих тандемов в истории футбола.

Джон Чарльз поворачивал голову и наблюдал, как Сивори носится на левом фланге; чтобы диктовать темп большинства игр, 170-сантиметровому аргентинцу не требовалась середина поля. Их тандем дополнял легендарный Джампьеро Бониперти, проведший в «Юве» всю профессиональную карьеру.

Убийственная связка, возглавляемая Чарльзом, получило прозвище «Trio d’assi» («Три Аса»), которое затем трансформировалось в «Trio Magico» – перевод в этом случае не потребуется.

«Trio Magico». Гетры Омара Сивори готовятся пришпорить всю Европу

Несмотря на иной, более расслабленный стиль игры и жизни, менталитет Джона-рекордсмена никуда не делся: «Trio Magico» вывело «бьянконери» из вертикального пике и понесло на вершину. В первом же сезоне Чарльз сотоварищи выигрывает юбилейное десятое чемпионство, а сам валлиец, настреляв 28 голов, получает титул «капоканноньере» – лучшего бомбардира кальчо. Его игра в воздухе и умение вести атаку не имели равных в лиге, так же как и влияние на команду. Труды Джона были вознаграждены заветным призом лучшему игроку чемпионата.

Новый сезон – новый титул, 19 мячей в чемпионате и 5 в кубке страны, в том числе один в финале против «Интера»; эта победа позволила «старой синьоре» выиграть первый в истории золотой дубль.

Джон Чарльз на руках фанатов после победного финала кубка Италии, август 1958 года

Первые два года в «Ювентусе» валлиец был уникален и неудержим, сочетая в себе высокий рост и грациозность. В 1959 году в голосовании на «Золотой мяч» он стал третьим после Альфредо ди Стефано и Раймона Копа.

Единственный значимый трофей, так и не покорившийся Чарльзу – Кубок европейских чемпионов. «Ювентус» минимально уступал мадридскому «Реалу» после первого четвертьфинального матча, в ответной встрече единственный гол забил Сивори, а переигровка на нейтральном «Парк Де Пренс» была безжалостна к итальянцам – 1:3.

***

«Лидс» с гордостью наблюдал за успехами Чарльза. В итоге клуб, ведомый легендарным Доном Реви, решился выложить 53 тысячи фунтов, чтобы звездный валлиец вернулся обратно в Йоркшир. Джон покинет «Ювентус» трехкратным чемпионом и двукратным обладателем кубка Италии, забив 93 гола в 150 встречах. Но, пожалуй, любовь болельщиков была значимее рекордов: Чарльз получил от фанатов прозвище «Gigante Buono» (Мягкий великан) – за всю карьеру в «Ювентусе» он не получил ни одной карточки.

Может показаться странным, но, видимо, валлийцу было сложно вновь адаптироваться к британскому футболу, отчего после возвращения он провел за «Лидс» лишь с десяток матчей.

1962 год. Лучший тренер в истории «Лидса» возвращает в клуб второго бомбардира в истории «Лидса»

За прошедшие сезоны цены на игроков резко выросли, и «Роме», убедившей Чарльза вернуться в Италию, пришлось отдать за футболиста уже 70 тысяч фунтов. Переезд в Рим был многообещающим (Джон отличился уже в первой игре против «Болоньи»), однако в дело вмешались травмы и ностальгия, чем воспользовался «Кардифф Сити». Закончив сезон в «Роме» и забив еще пару голов, Джон вернулся на родину и оставался в Уэльсе вплоть до завершения карьеры в 1966 году.

***

С течением десятилетий в мире меняется культура футбола. Инвестиции и трансферы уже трудно поддаются измерению и превосходят все разумные пределы. Невидимые барьеры, когда-то блокировавшие переезды игроков из страны в страну, давно исчезли. Некогда самый дорогой трансфер в истории британского футбола, Джон Чарльз, уже никого не удивит ни стоимостью, ни сменой культуры; почему же мир футбола до сих пор о нем говорит?

Чарльз был и остается иконой британского и итальянского футбола, став своего рода знаменосцем англо-итальянских отношений. В 1997 году, в год столетия «Ювентуса», болельщики назвали Чарльза лучшим иностранным футболистом в истории клуба. Его талант неоспорим – тому свидетельство множество клубных и индивидуальных наград. Но.

Одно дело – физическое наследие и осязаемые реликвии. Гораздо более глубокое влияние на футбол, спорт, да и на человечество в целом оказывает личность человека. Трофеи теряются, ломаются, ржавеют, забываются, но чувства и ощущения, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, остаются неизменны.

Память о Джоне Чарльзе и нефильтрованная чистая любовь – будь то «Лидс» или «Ювентус», «Рома» или «Кардифф» – будут вечны.

Оригинал: Джозеф Бреннан, thesefootballtimes.co