5 мин.

Открытое письмо болельщика «Красных» по случаю завоевания Ливерпулем чемпионского титула

Дождались.

В первые минуты я ничего не чувствовал. Абсолютно. Пустота и равнодушное спокойствие, сигнализирующие, как говорят обыватели, о "перегорании". В четверг вечером я уютно устроился на диване, включил Okko и приготовился к просмотру потенциально чемпионского для Ливерпуля матча между Челси и Манчестер Сити.

Помню, что веры в команду Лэмпарда у меня не было. Нет, они крутые парни, британские селебрити, талантливая молодёжь, разбавленная опытными бойцами с Кепой в рамке. И Лэмпард - перспективный молодой менеджер, штурмующий новые для себя высоты. Можно было допустить, что им по силам внести свой вклад в чемпионство Ливерпуля. Но... Я видел поражение "Красных" в сезоне 2008/09. Видел и хорошо помню ту команду, руководимую Бенитесом. Я любил её и ненавидел.

Торрес в расцвете лет, Джеррард, Алонсо, Рейна и другие - я хорошо их запомнил. Запомнил, как следил за ними с повадками серийного маньяка - по ночам, укутавшись в одеяло и уставившись в экран ноутбука, предназначенного для учёбы. Помню, как плакал, когда стало ясно, что Юнайтед вновь первый. Помню и команду Роджерса, заставившую всех болельщиков "Красных" отчаянно и без раздумий верить. Верить в лучшее, верить в идею, верить в то, что опытнейший Джеррард, Суарес на пике, талантливый и молодой Стерлинг способны побороть деньги и вырвать эту чёртову медаль.

Не вышло. Ливерпуль планомерно устремился вниз. Многие из нас, болельщиков, помнят те годы. Если не 08/09, то 13/14 - большинство. Помнят Роджерса с трансферным комитетом, желание североирландца обменять Хендерсона на Демпси, Аллена, Борини, которого мы "обязательно полюбим", и чудовищный размен Суареса на Лаллану с Балотелли.

Юрген Клопп изменил всё. Все любят Юргена Клоппа! Я помню, как мы следили за перемещением самолёта с немцем на борту. Как лайнер летел то ли в Бостон, то ли в Ливерпуль, и как все мы затаили дыхание в предвкушении прекрасного. С самого первого дня Клоппа на "Энфилде" сомневающихся становилось всё меньше.

Финалы Кубка лиги и Лиги Европы дарили надежду на лучшее, трансферы обретали очертание более осмысленных: теперь никто не ждал очередного талантливого и перспективного серба за двадцать миллионов (и я не о Груиче), теперь ждали усиление для усиления. Каждый сезон, начиная с 2015/16, заставлял болельщиков уже по-настоящему верить в искренность фразы "следующий сезон - наш". Так мы добрались до кампании 2018/19. Перетерпев боль поражения в Киеве, отряхнувшись и урвав Алиссона, Ливерпуль пошёл дальше.

Каким же искромётным был тот сезон! Как же сильно хотелось именно тогда поставить точку, закончив с этими проклятыми запятыми. Но нет. Мы снова проиграли, снова стали вторыми, снова отряхнулись и пошли дальше. Казалось, дежавю накроет вновь, как тогда, в 2009/10 и 2014/15. Я был к этому готов.

Не ждал этого, не причитал бессмысленно об ошибках прошлого, но морально был готов. Я помню этот сезон от и до. Для меня он закончился матчем Челси - Манчестер Сити. Да, впереди ещё семь матчей, но мне плевать на них. Победа уже здесь, а я не профессиональный спортсмен, которому нельзя давать слабину, я болельщик, для которого всё уже закончилось. Перед игрой третьего тура (домашней с Арсеналом) Ливерпуль был на вершине турнирной таблицы, а после матча стал единоличным лидером Премьер-лиги.

Пожалуй, для меня этот момент так же важен, как и виктория Челси в матче с Ман Сити. Тогда я начал чувствовать, что вот оно - пускай и не близко, но ощутимо. Глупо делать далеко идущие выводы в самом начале сезона, но почему-то в тот день, 24 августа, я впервые сказал самому себе: "Этот сезон - точно наш". Мне была неинтересна Лига чемпионов. Не особо привлекали и Карабао Кап с Кубком Англии, хотя на подростков в красном смотреть всегда интересно - хотя бы для того, чтобы спрогнозировать появление очередных "новых Джеррарда и Каррагера" в команде. Я посвятил всего себя просмотру Премьер-лиги.

К февралю, когда Юрген Клопп забрал пять статуэток лучшему тренеру месяца, а отрыв составлял двадцать два очка, я испытал облегчение. Скажем прямо, несвойственное болельщику Ливерпуля. Но все мы задним умом понимаем, что уже тогда всем всё было ясно. И здесь грянул гром. 13 марта, приостановка сезона. Разговоры об аннулировании сезона, подсчёте очков за игру в среднем и объявлении Ливерпуля чемпионом без доигрывания. Пренеприятнейшее время. С грехом напополам пережитое.

Сезон возобновили, "Красные" приступили к подготовке к дерби, которого ждали чуть ли не всем миром. Только в Великобритании в прямом эфире эту игру посмотрело 5,5 миллионов зрителей - рекордное количество, к слову. Ничем больше этот матч не запомнился. Мы стали считать шаги до чемпионства, надеясь, что благоразумие футбольных чиновников и обстановка в мире не помешают закончить сезон Премьер-лиги на футбольных полях.

Разгром Кристал Пэлас и одна победа до титула. И вот - матч Челси с Манчестер Сити. В первые минуты я ничего не почувствовал. Я не кричал от радости, когда забивал Пулишич, не вопил как сумасшедший, когда Виллиан реализовал пенальти. Я смотрел на происходящее с ледяным спокойствием и пониманием того, что всё решено было задолго до этого матча.

Выключив телевизор, я с час просидел в тёмной комнате с закрытыми глазами. Я перебирал в голове воспоминания, как картинке в фотоальбоме, что вела мама с моего рождения. Я вспоминал, вспоминал и вспоминал, не в силах остановиться и насладиться мгновением прекрасного. Открыв глаза и посмотрев на смартфон, я увидел десятки сообщений из чатов в телеграме, вконтакте, фейсбуке. Мне писали друзья и родные, а жена вышла из спальни в третьем часу ночи и поинтересовалась, что случилось.

Случилось то, что должно было случиться. Мы это сделали. Тридцать лет мучительных ожиданий, падение Джеррарда, разница в одно очко с Манчестер Сити - всё это в прошлом. Мы чемпионы - это в настоящем.

Да, я не сразу всё понял. Не в ту секунду, когда об этом затрубил весь мир. Но мне было необходимо пережить всю боль прошлого ещё раз, чтобы окончательно убедиться - это правда, Ливерпуль выиграл Премьер-лигу. Мы ждали этого годами, десятилетиями. И мы дождались.