Овчинников-тренер: в «Кубани» менял вратаря на 84-й при 1:4, в Брянске называл себя Дон Кихотом, в Минске внедрял философию Клоппа
С 2012-го был в тени, но теперь возвращается.
Пока Виктор Гончаренко убегает в Беларусь, ЦСКА к игре с «Динамо» готовит Сергей Овчинников. Босс работал главным тренером три раза: в 2009-м в «Кубани» в РПЛ, в 2010-м в брянском «Динамо» в ФНЛ, в 2011-м в минском «Динамо». Потом Овчинников попал в сборную, а с 2014-го был в ЦСКА. Все это время он держался в стороне, а гремел только на интервью (уровень этих стендапов не снился ни одному комику русского ютуба).
Теперь Овчинникову предстоит выйти из тени и что-то решать с кризисом в ЦСКА. Для Босса это обычное дело: во все три захода главным он только и сражался с проблемами.
Глеб Чернявский вспоминает, каким главным тренером был Сергей Овчинников.
2009-й, «Кубань. Овчинникова хотели уволить в перерыве первого матча, а журналисты доводили его вопросом про замену вратаря
Статистика: 17 матчей, 15 очков. Начал сезон, уволили после 17-го тура с 14-го места (из 16)
Сейчас мы привыкли к сдержанному, рассудительному и подстриженному Сергею Овчинникову, но в «Кубань» он приходил человеком, которого еще все боялись. Правда, перед началом первого тренерского сезона Овчинников давал интервью «Спорт-Экспрессу» и намекал, что все срывы в прошлом.
– Вчера рылись в интернете, и я впервые с помощью жены посмотрел, как меня Захаров удалял (тот самый момент с «капитаном команды, #####» – Sports.ru). По телевизору не видел этот эпизод ни разу.
– И как выглядело со стороны?
– Супер! Мне понравилось! Я вообще много всякого откопал. Ролик, как кому-то в лоб обещал дать. Аня после этого сказала, что гордится мужем. Эх, хулиганом я был.
«Кубань» всегда была странным клубом, а в тот момент совсем: из ФНЛ-2008 году ее выводили четыре (!) разных тренера, а тренером в РПЛ-2009 вдруг поставили Овчинникова – до этого он всего пару лет поработал ассистентом.
В итоге Босса хотели уволить уже в перерыве игры первого тура с «Рубином», когда «Кубань» без шансов летела 0:2. «Как так, мы – и проигрываем, да ты что вообще!» – говорили мне определенные товарищи в раздевалке, – рассказывал Овчинников. – Поймите, в «Кубани» логики нет».
Еще перед сезоном Овчинников обещал не быть тренером в спортивном костюме, но на пресс-конференции в Казани сидел в таком образе.
Главное достижение «Кубани» Овчинникова в том сезоне – победа над «Спартаком» во втором туре (1:0). Алекс тогда не забил пенальти, а Босс после победы язвительно благодарил его и Веллитона. «Они сегодня играли за нас», – говорил Овчинников.
«Кубань»-2009 была самой незабивающей командой лиги (при Овчинникове сообразили всего 11 голов) и ползла где-то внизу, но при этом обыграла и «Локомотив», и ЦСКА – оба раза со счетом 1:0.
Еще Овчинников постоянно чередовал вратарей, а самый странный ход случился уже незадолго до отставки в матче с «Москвой» (1:4). На 78-й «Кубань» получила четвертый гол, а через шесть минут Овчинников зачем-то заменил здорового вратаря. В интервью «НТВ-Плюс» он объяснил, что кипер Ботвиньев просто был не в лучшем психическом состоянии.
На пресс-конференции тренер снова услышал вопрос на эту тему и уже взорвался: «Почему я заменил вратаря? Вы думали и не догадались? А я вот не думал и принял решение».
Это было только зарождением мема про замену вратаря. Через два тура «Кубань» пропустила четыре от «Спартака», но на этот раз голкипер Богдан Карюкин оставался в раме до победного.
Овчинников на пресс-конференции играл на опережение и уточнял, спросят ли его про вратаря, а когда вопрос прозвучал, самоиронии тренеру все же не хватило.
«Может быть, мне не 58 лет, не 62, но ерничать над собой я никому не позволяю. Что вам про вратаря интересно? Что, это фигура, которая определяющая, или что? Говорите, мне виднее? Вот я и определю».
Про вратаря спрашивал корреспондент телеканала «Спорт» Александр Бедарев – в интервью Sports.ru он вспомнил, как это было.
– Первую пресс-конференцию после «Москвы» даже не помню. Не знаю, был ли я там и кто Овчинникова спрашивал про вратаря. А сейчас пересмотрел вторую прессуху после «Спартака» – конечно, не так уж и ловко за себя. Я там молодой, но желания самоутвердиться, показать безнаказанность точно не было. Думаю, вел себя там неправильно. Тогда не понимал, а сейчас понимаю, после какого стресса тренеры приходят на пресс-конференции.
Но мне было не страшно задавать вопрос: во-первых, никакой Овчинников на меня не накинется, во-вторых, я и не видел тут провокации, а просто спрашивал про замену вратаря. Я его реакции не радовался. Был рабочий момент, просто эмоциональный. Коллеги, конечно, отметили: «Ого, как ты Овчинникова подколол!» Руководство (тогда боссом был Кикнадзе), по-моему, мне ничего не сказало. Я точно не помню, но могу судить по другому эпизоду.
Как-то после матча предложил Роме Павлюченко интервью, а он ответил: «Да ну его на ###, ты же видел, как я играл». Рядом находились коллеги из «Советского Спорта и немного приукрасили эпизод. Я об этом, правда, не знал. Утром меня вызывал Кикнадзе. «Ты себя вообще не уважаешь?» – «А что такое?» – «Читал «Советский «Спорт»? – «Нет, читал «Спорт-Экспресс».
И показывает мне газету, где написано, что Павлюченко послал Бедарева на ###. И спрашивает: «Почему не рассказал? Так не должно быть, ты сотрудник большого канала». Я объяснил, что Рома отказал корректно, просто формулировки были некорректные. В итоге Рома извинялся через прессу, хотя давал мне 9 интервью из 10.
Думаю, если бы из-за ситуации с Овчинниковым руководство было бы недовольно, меня бы снова вызвали к Кикнадзе, но меня никуда не вызывали.
– Готов спросить Овчинникова на какой-нибудь пресс-конференции, почему он не поменял Акинфеева на 84-й минуте?
– В целом готов, но если только после победы, если у него хорошее настроение будет. Тогда могу задать ему вопрос и посмотреть минуту на его недоумение. Потом покажу старую пресс-конференцию, может, вспомнит и поймет отсылку.
Хочу только резюмировать: для меня Овчинников не монстр, не человек, который не уважает журналистов. Просто были тогда эмоции. Удачи ему в ЦСКА!
2010-й, «Динамо» Брянск. Взял команду на последнем месте, говорил про мафию, уничтожал судей и чувствовал бессилие: «Вот я поорал на Еськова, а дальше-то что?»
Статистика: 21 матч, 24 очка. Принял команду в 9-м туре на 20-м месте, ушел за 8 туров до конца на 18-м месте (из 20)
«Кубань» была действительно не самым комфортным местом работы, но там Овчинников начал хотя без отрицательной форы. В Брянск тренер поехал в команде с последнего места – туда рухнули с Софербием Ешуговым, который за 7 стартовых туров набрал 2 очка. С Боссом пошло лучше – при нем 4 первых матча не проигрывали (2 победы и 2 ничьи), а потом даже вырывались из зоны вылета.
Сам Овчинников не проникся первым дивизионом – критиковал лигу и судей, а на одной пресс-конференции устроил такое: «Всем ясно, что в российском футболе работает мафия. И бороться с ней практически бесполезно».
После этого ему позвонили из «Советского спорта»:
– Вы посмотрите, сколько вокруг судейских скандалов, – объяснял высказывание Овчинников. – Вам не кажется, что это закономерность, а не случайность? Я не имел в виду мафию, про которую рассказывают по телевизору. И каких-то конкретных персон тоже. Просто есть люди, которые непрофессионально, неквалифицированно выполняют свою работу. Не один раз, а многократно. И есть система, которая покрывает их ошибки. Да что говорить – возьмите пленку и посмотрите видеозапись нашего матча с «Мордовией»!
– Сергей Иванович, даже журналисту не так-то просто достать пленку с записью матча первого дивизиона.
– Поверьте, это для всех непросто. Потому что матчи снимают одной-единственной камерой. И это предоставляет огромное поле для произвола. Ведь как у нас определяют, прав судья или нет? Раз на пленке момента нарушения не разглядеть – значит, прав. А часто ли можно безошибочно опознать фол, глядя с одного ракурса? Вот и получается, что мы Дон Кихоты, сражающиеся с ветряными мельницами. Вот поорал я вчера. Но что делать дальше – не знаю. Еду сейчас в машине и пытаюсь сам себя убедить в том, что все у нас в первом дивизионе не так плохо. Но не получается. Потому что не верю я господину Еськову.
За крики на Еськова Овчиникова оштрафовал на 50 тысяч рублей. А доставали Босса не только судьи, но и собственные футболисты. Например, Валерий Сорокин – вы его точно помните по громким интервью.
«Я бы не назвал это конфликтами, но недомолвки бывали, – вспоминал Сорокин. – Столкновение двух характеров. Пример? На утренней разминке в день матча мы дурачились, играя в ручной мяч. Я пошучу – Овчинников нервничает, психует. Свисток бросит. Все воспринимал чересчур серьезно. До такой степени, что убирал меня из состава. В ходе матча помощники спрашивали: «Сергей Иванович, может Сорокина выпустить?». Тот ни в какую: «Что вы с ним носитесь?!». Затем сдавался, видя, что я достоин играть в основе. Он отходчивый».
В итоге в Брянске совсем не получилось: конечно, Босс выступил получше Ешугова, но при Овчинникове «Динамо» поднялось только до 18-го места. Зато дальше ждал лучший этап карьеры – в Минске.
2011-й, «Динамо» Минск. Снова подхватил команду на дне таблицы, а спасал ее сменой философии: из «Барселоны» Гвардиолы переделывал в «Боруссию» Клоппа
Статистика: 24 матча, 40 очков. Принял команду в 10-м туре на 11-м месте (из 12), закончил сезон на 4-м месте
Овчинников приехал в Минск вместо Олега Василенко – сторонника тотального контроля мяча. В «Динамо» у того не получилось построить «Барселону» начала 2010-х, а вытаскивать команду с предпоследнего места доверили Овчинникову.
«Ни у меня, ни у Василенко не было в составе Хави и Иньесты, – говорил Овчинников. – Мы стали действовать по-другому и чуть не заняли второе место. Я предложил ребятам своеобразный тренировочный процесс, основанный на философии дортмундской «Боруссии». Само по себе держание мяча меня мало интересует, мне важно выиграть крупно и создать большое количество моментов».
У Овчинников была совсем молодая команда, а сам он говорил, что «не Коперфилд». При этом рывком с 11-го на 4-е место Босс остался доволен и высоко оценил работу в Беларуси.
«Я думаю, во многих матчах «Динамо» показывало самый фантастический футбол в Беларуси – быстрый, современный, атакующий, создавая порой по 10-15 голевых моментов за игру. За 4 месяца сложно создать идеальную команду-машину. Но сколько мне было отмерено – столько отмерено, мы работали на перспективу. В принципе задачи, изначально поставленные руководством, выполнены».
Правда, председатель правления минского «Динамо» Юрий Чиж все равно остался недоволен. Под гнев болельщиков (они любили Босса) он говорил, что назначение Овчинникова было ошибкой.
«Вынужден констатировать, что и Сергей Овчинников не тот тренер, который нам нужен, – выдал Чиж. – С Овчинниковым у нас была договоренность: работаем до конца чемпионата и в зависимости от занятого места обсуждаем перспективы. Более того, ему предоставлялась возможность уйти сразу, не доводя команду до финиша. Он сказал: «Нет, я вас сделаю призерами, подарю вам второе место». Вот тебе и подарки».
* * *
Вряд ли три скомканных сезона в проблемных командах хоть как-то раскрывают Овчинникова-тренера, поэтому доверимся словам самого Босса. Еще в 2014-м он установил себе ориентир и планку – Жозе Моуринью.
«Я слежу за португальцем с самого начала его карьеры и многое взял у Моуринью. Даже скопировал. Он хочет побеждать. Всегда. Любыми способами. Лю-бы-ми. Не всегда даже нормальными. Он большой интриган и хороший психолог. А я как раз защищал диплом на тему «Управление конфликтами в спорте». Мне она после московского «Динамо» досталась, как нарочно… Так вот Моуринью мастерски сталкивает людей лбами. Но в жизни он культурный, отзывчивый, интеллигентный человек. А как теоретику ему нет равных во всей Европе. Гений! И не надо бояться об этом говорить. Людей нужно хвалить, пока они живы, а не когда уже померли».
Больше русского футбола – в телеграме Глеба Чернявского
Фото: РИА Новости/Геннадий Светланов, Алексей Филиппов ; fkdb.ru; dinamo-minsk.by; sportbox.ru
Босс, как только сбрил неказистую косичку и начал бриться, будто бы сразу поадекватней стал. Он так выглядит как старший брат Березуцких)))) Поэтому, верим, даже если Ганчаренко не вернется. Пускай Овчина покажет, кто здесь Босс.
Ну и недавно в коммент.шоу сам Овчинников сказал, что ему комфортно работать помощником, сидишь спокойно, ни за что не отвечаешь, спрос с тебя никакой, работа не бей лежачего.
Наверное, для всяких агентов, пропихивающим своих молодых бездарей в состав ЦСКА, фигура более чем удобная.