Страх и ненависть в Уэльсе. Ад, творившийся в «Кардифф Сити» в сезоне 2013/14
Oт автора: данный текст – мой первый на данном ресурсе. Поэтому прошу максимум критики и замечаний.
В наше время каждый привык к тому, что Английская Премьер-Лига – это огромные деньги и быть владельцем футбольного клуба оттуда – означает иметь бизнес-проект, который может приносить немалый доход. К рядовому болельщику это приходило со временем, но успешным предпринимателям всё стало ясно ещё раньше. Одним из таких людей стал Винсент Тан.
Тан – выходец из бедной семьи, сколотивший состояние на лотореях и «McDonald’s»
Тан родом из Джохора, Малайзия. О раннем детстве известно мало: закончил школу, работал в банке, а затем захотел открыть «McDonald’s» у себя на родине. Тан несколько лет писал компании письма, пока ему наконец не предложили выкупить франшизу и открыть первый ресторан в Малайзии. Далее всё шло по накатанной: за первым рестораном открылся второй, далее были выкуплены у государства права на лоторейный бизнес, также Тан начал открывать и другие заведения всемирно известных компаний в Малайзии.
Главное детище Тана – компания «Berjaya Group», которая специализируется на различных аспектах бизнеса, таких как маркетинг, курортный бизнес, организация мероприятий, инвестиции. По слухам, у Тана огромные связи и тесная дружба с правительством: например, тот же лоторейный бизнес был выкуплен без обязательного конкурса.
В 2010 году Тан, будучи достаточно дальновидным человеком, увидел перспективы и приход больших денег в футбол. И решил инвестировать в «Кардифф Сити».
«Кардиффу» несколько сезонов не везло: вечные вылеты в плей-офф на фоне успеха соседей из «Суонси»
«Кардифф» на тот момент был клубом из Чемпионшипа, не имеющим много денег, но при этом стабильно финиширующим в зоне плей-офф, пусть и проигрывающим там постоянно. Всех это устраивало, пока в сезоне 2010/11 принципиальные соперники «Суонси Сити» не вышли в Премьер-Лигу через плей-офф. В том же сезоне «Кардифф» занял 4 место, набрав даже одинаковое количество очков с соседями, но в плей-офф без шансов уступил «Редингу». Тогда, кстати, на правах аренды за клуб выступали молодые Дэнни Дринкуотер (13 матчей) и Аарон Рэмси (6 матчей, 1 гол), а также в основном составе играли 25-летний Том Хитон (30 матчей), Крейг Бэллами (аренда из «Манчестер Сити», 36 матчей, 11 голов) лучший сезон в карьере проводил Джей Ботройд (20 голов в 41 матче), как и всегда прекрасно играл Питер Уиттингем.
Но главные события происходили вне футбольного поля. В начале сезона Винсент Тан приобрёл 30% акций клуба.
В дальнейшем малайский бизнесмен лишь увеличивал свою долю, доведя её до 90%, имея цель – вывести команду в АПЛ. На тот момент он ещё не знал, что станет одним из самых ненавидимых людей в Уэльсе.
Тан приглашал футболистов без ведома тренера, сменил цвета и эмблему, намеревался переименовать клуб
Впрочем, Тан не знал даже правил футбола. Уже будучи в Премьер-Лиге, Винсент искренне удивлялся, почему его голкипер Дэвид Маршалл вместе с фуллбэками не забивали и не участвовали в атаках. При этом, в сезоне 2011/12 валлийцы вновь заняли место в зоне плей-офф, но сразу же уступили «Вест Хэму» (0:5 по сумме двух матчей). Главный успех был достигнут в Кубке Лиги – команда дошла до финала, где 120 минут не уступала «Ливерпулю». В серии пенальти промазал Джеррард – правда, это был двоюродный брат Стивена Энтони, выступавший за «Кардифф». Следующего трофея «красные» ждали 7 лет.
Фраза «вот следующий сезон точно наш» стала пророческой во время кампании 2012/13: «лазурные птицы» под руководством Малки Маккэя заняли 1-е место, набрав 87 очков и выйдя в Премьер-Лигу. Команда не показывала выдающегося футбола и брала стабильной игрой в обороне. Из 25 побед, 16 были добыты с минимальным счётом, а в 7 последних матчах команда 6 раз сыграла вничью. Лучший бомбардир команды, Хейдар Хельгюсон (9 мячей), до «Кардиффа» два года не играл в футбол, а по окончанию сезона и вовсе пропал с радаров! Но в этом абзаце есть ошибка: птицы были уже не лазурными.
6 июня 2012 года на официальном сайте «Кардифф Сити» появилось сообщение о смене вектора развития клуба, за которым скрывалась смена клубных цветов, а также эмблемы. Исполнительный директор Алан Уайтли пытался оправдать красного дракона на эмблеме и красно-чёрные цвета клуба: «Мы осознаём, что смена клубных цветов является радикальным и, как кто-то скажет, революционным решением, которое будет встречено с опасением и беспокойством среди болельщиков, вместе с этим, многие воспримут это спорно. Этим людям я хочу сказать, что это решение не было принято легко или без долгих размышлений и споров. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что история и традиции являются жизненной силой любого клуба и должны ревностно охраняться и сохраняться. Тем не менее, изменения, как полагают, имеют жизненно важное значение для того, чтобы позволить клубу перейти к следующему этапу своего развития и в значительной степени соответствовать наилучшим долгосрочным интересам клуба. Судя по общей финансовой поддержке, мы считаем, что это правильное решение для этого клуба. Мы надеемся, что все болельщики оценят эти чувства и примут изменения в этом духе и продолжат поддерживать клуб таким же преданным и страстным образом, как и раньше.»
Не вышло, ведь помимо этого Тан захотел переименовать клуб в «Кардифф Дрэгонз». Делалось это для повышения привлекательности клуба на азиатском рынке, где дракон считается священным животным. Видимо, Тан решил, что если он красуется на флаге Уэльса, то можно его и на эмблеме изобразить, но болельщики не хотели менять клубные традиции, которые не менялись на протяжении уже 104 лет. Тут стоит заметить, что такой клуб в столице Уэльса уже был, да не простой – первый и единственный клуб для ЛГБТ в стране.
Уже в Чемпионшипе малаец начал вмешиваться в дела клуба – без ведома Маккэя за 3 миллиона евро был подписан словенец Этьен Великонья, который вообще не нужен был тренеру, по итогу так и не сыграв даже десяти матчей за 4 года в клубе, попутно съездив в 2 аренды. Скорее всего, Тан просто прощупывал таким образом контакты с балканским рынком, ведь уже в 2014 году он купит клуб из Боснии и Герцеговины – «Сараево».
«Кардифф» в сезоне 2013/14: селекционером был 23-летний казах, команда и фанаты ополчились на Тана, тренера уволили за несогласие с отсутствием денег на трансферы
Большая часть владельцев клубов не заботятся о результате, их больше интересует финансовая составляющая. В случае «Кардиффа» Тан без знания элементарных правил футбола также был очень суеверным человеком. Одна из главных историй – в сезоне 2013/14, первом за почти 50 лет в высшем дивизионе, бизнесмен хотел, чтобы у новых футболистов в дате рождения была цифра 8, ведь это очень уважаемое и знаковое число для всех малайцев. Bleacher Report в своей статье в конце 2013 года шутил про Луиса Суареса (1987 год рождения), который как раз в то же время продлил контракт с «Ливерпулем».
Суарес не приехал, зато клуб закупил футболистов на 32 миллона фунтов – солидная сумма на тот момент для новичка АПЛ. Из серьёзных трансферов стоит отметить Гари Меделя (13 млн. евро, «Севилья»), талантливого Андреаса Корнелиуса (8,7 млн. евро, «Копенгаген») и опытного Стивена Кокера (9,15 млн. евро, «Тоттенхэм»). Да и начало сезона вышло ударным – победа 3:2 над будущим чемпионом «Манчестер Сити» вселила уверенность, что в таблице чемпионата появился новый крепкий середняк. Это даже остудило гнев болельщиков на владельца клуба и на время прекратило массовые акции.
Однако затем «Кардифф» вернулся в борьбу за выживание, но успешно справлялся – к новому году команда шла на 17 месте и сыграла вничью в последнем матче 2013 года. Вот только не было понятно, за счёт чего команда держится на плаву, ведь внутри клуба было неспокойно.
В начале октября 2013 года Тан назначил селекционером команды 23-летнего уроженца Казахстана Алишера Апсалямова, который до этого вообще не имел опыта в футболе. Апсалямов оказался сыном казахского депутата, который был близким другом Винсента, с февраля 2013 года он уже работал помощником генерального директора клуба Саймона Лима. При этом был уволен Иан Муди, главный по трансферам в клубе, Малки Маккэй же никак не был проинформирован. Причина увольнения Муди – разглашение стартового состава сопернику, что тоже не беспочвенно, ведь далее селекционер пошёл именно туда, а также был замечен в махинациях. Самое интересное, что Апсалямов так и не занимался трансферами, а просто работал маляром на стадионе и уже через месяц, по истечению визы, покинул должность.
Игроки же так и не получили обещанные бонусы за победу в Чемпионшипе, что ещё сильнее настроило команду и болельщиков против руководства. Команда попросила Винсента даже не заходить в раздевалку команды, дабы не устроить скандал.
Пороховая бочка взорвалась в конце года: Маккэй, не согласившийся с Таном насчёт трансферов – бизнесмен просто не давал денег на новые приобретения и не общался с тренером с начала сезона, а в середине декабря предложил Малки либо уйти в отставку, либо быть уволенным. Маккэй сказал, что будет работать до конца, за что был уволен спустя две недели. Болельщики встали на сторону тренера и пели песни в его честь до самого конца.
Муди оказался сливщиком информации. Маккэй лишился карьерного прогресса за сообщения
Резонный вопрос: а где же Маккэй сейчас? Почему тренер, который держал на плаву команду с такими проблемами и был уволен лишь из-за неприязни руководства, больше не работал на высоком уровне? Тем более, что его через полгода уже хотел объявить в качестве своего главного тренера «Кристал Пэлас, в котором уже работал Муди, скорее всего и посоветовавший Маккэя. Всё просто: расист, гомофоб, сексист.
«Кардифф» добился ордера на обыск дома Муди, так как подозревал его в трансферных махинациях. Там же обнаружили личные переписки Маккэя, где в 2012 назвал корейца Ким Бо Гёна «гребаным узкоглазым», сообщив, что «в Кардиффе собак хватит на всех», назвал «жидом» агента Фила Смита, а также оскорбил таким же образом «Маккаби» из Тель-Авива. На список потенциальных новичков французского агента Маккэй ответил, что его агенство стоило бы переименовать в «All blacks», официальное лицо неизвестного клуба АПЛ назвал «гей-змеёй», французский футболист поразил тренера «мышлением молодого педе*****», а также умудрился написать молодому футболисту с женщиной-агентом: «Уверен, она удовлетворяет все твои потребности. Ты бы хотел помять её грудь»
В нынешних реалиях Маккэя бы лишили всего, что можно, но и для того времени это было недопустимо. «Пэлас» объявил о том, что тренер не будет нанят на работу, а Муди поспешно подал в отставку. В ходе расследования выяснилось, что селекционеру игроки сливали информацию о стартовом составе команды, так что обвинение в шпионаже Муди в пользу «Пэлас» осенью 2013 года приобрело новые окрасы. «Пэлас» оштрафовали же на 25 тысяч фунтов.
В итоге Маккэй после «Кардиффа» безуспешно пработал в «Уигане», а затем и вовсе стал ответственным за развитие молодых игроков в ассоциации футбола Шотландии, проведя пару матчей в рамках и. о. главного тренера.
Сульшер в «Кардиффе»: звал знакомых игроков не по уровню, выиграл ещё меньше матчей, чем Маккэй
Но вернёмся к Тану. Тренер ушёл, надо назначать нового. Видимо Винсент решил, что повысит имидж команды, пригласив поработать Oле-Гуннара Сульшера. Сейчас мало кто вспомнит, но до прихода в «МЮ» норвежец уже пробовал себя в АПЛ, и этот период не хочется вспоминать. Сульшер приходил как действующий чемпион Норвегии с «Молде», но бороться за выживание с «Кардиффом» – совсем другой уровень. И уже на стадии трансферов можно было понять – Сульшер не понимал, насколько другой.
Магнус Эйкрем, Матс Дели, Йо-Инге Бергет – за троих игроков, известных Сульшеру по работе в Норвегии, «Кардифф» выложил более 5 миллионов евро. На троих футболисты сыграли 25 матчей за полсезона (Бергет, купленный за 2 млн. – вообще 2), ничем не запомнившись. Добавьте к этому Хуана Калу из «Севильи», который запомнился лишь 4-матчевой дисквалификацией (сейчас в 30 лет играет в «Кадисе») и ничего не показавших Заа и Фабио, знакомых Сульшеру по молодёжке «МЮ» – в итоге трансферная кампания была провалена в пух и прах.
Проблема заключалась в том, что Сульшер на тот момент не разбирался в английском футболе, а Тан – в футболе вообще, просто не жалея денег на футболистов, которые не заиграли ни в одном из ТOП-5 чемпионатов. Скорости в АПЛ оказались на порядок выше, чем в Норвегии, а новички просто их выдерживали. Молодой Корнелиус так и не забил ни одного мяча и ушёл по окончанию сезона, Медель также оценил ситуацию и ушёл в «Интер», а клуб уже без особых скандалов и инфоповодов выиграл в 2014 году лишь 3 матча в лиге, бесславно вылетев в Чемпионшип.
Что касается Сульшера, то его этот опыт многому научил – что мы и наблюдаем сейчас, когда в «МЮ» за последний год перешли те футболисты, которые действительно нужны команде, а не знакомые Oле из Норвегии. Научил ли Тана этот опыт не лезть в чужой монастырь со своим уставом? Нехотя, но всё-таки да.
***
Сульшер, что интересно, уволен был не сразу – нужно было дать ему поработать ещё полтора месяца, чтобы убедиться в его неподготовленности. Команда плелась в середине таблицы, но война между малайцем и болельщиками подошла к концу в начале 2015 года – Винсент согласился вернуть синие цвета и старую эмблему клубу. И хоть объяснялось это материнским советом, который нельзя ослушаться, все всё понимали: суеверие не сработало, красный цвет не принёс удачи, да и на азиатском рынке «Кардифф» не прибавил в фанатах. Сейчас на эмблеме красуется синяя птица, а внизу всё-таки находится маленький красный дракон. «Кардифф» вновь вышел в высший дивизион, но в сезоне 2018/19 сразу же вылетел, а до карантина команда шла на 9 месте, отчаянно цепляясь за плей-офф. Тан же купил ещё 2 клуба – бельгийский «Кортрейк» и боснийский «Сараево», а в 2014 году вложился в на тот момент ещё не существующий ФК «Лос-Анжелес». За 10 лет Тан так и не смог полюбить футбол, но и понял простую вещь – болельщики не примут малайские традиции в Уэльсе, особенно если они перечёркивают все их традиции. Последний раз Тан открыто выступил во время смерти Эмилиано Салы, который должен был перейти именно в «Кардифф», помолившись за его душу. Против такого владельца болельщики уже не ополчаются.
Ах да, Винсент, Дэвид Маршалл всё-таки забил.
ЛотОрея - неправильно. Исправьте ;-)