Весь мир (и особенно спорт) сейчас стоит на колене. Жест Каперника сначала расколол США надвое, а затем стал символом протеста
Игрок НФЛ запустил движение, которое стоило ему карьеры.
В последние недели бунт против расизма и насилия со стороны полиции распространился по миру чуть ли не быстрее коронавируса. Спорт подарил этим протестам главную форму выражения – согласные с митингующими встают на одно колено.
Автор жеста – игрок в американский футбол Колин Каперник.
Каперник родился в двухрасовой паре, был воспитан белой семьей. Биологическая мать раскритиковала его протесты, воспитавшие родители – полностью поддержали
Все началось в августе 2016-го. Во время предсезонных игр квотербек Колин Каперник (игравший тогда за «Сан-Франциско») демонстративно остался сидеть на скамейке запасных во время исполнения национального гимна.
Через две недели на это обратили внимание журналисты. Ответ спортсмена шокировал всех: «Я не собираюсь делать вид, будто горжусь флагом страны, в которой ущемляют чернокожих и других цветных. Это важнее, чем футбол. На улицах валяются трупы, а кое-кому все сходит с рук».
Каперник не предупреждал клуб о готовящемся протесте. По его словам, он некоторое время думал о том, чтобы вынести чувства на публику, но сначала хотел получше разобраться в проблеме. После нескольких месяцев наблюдений за ситуацией в стране он решил более активно принимать участие в борьбе за права темнокожих.
Кажется, что более подходящего человека было не найти. Колин – мулат, поэтому в какой-то степени понимает обе стороны. Его биологический отец, афроамериканец, бросил 19-летнюю Хайди Руссо (белая) еще во время беременности. Девушка решила, что не сможет воспитывать ребенка одна, поэтому в возрасте пяти недель отдала его на воспитание белой семье – Рику и Терезе Каперникам. В детстве Колин столкнулся с расистскими комментариями из-за того, что отличался цветом кожи от родителей. Однако именно Рика и Терезу он считает своей семьей.
Хайди несколько раз пыталась установить с Колином связь, в том числе когда он был студентом, но Каперник всегда пресекал эти попытки. Сейчас она работает медсестрой, у нее трое других детей. Хайди считает, что в молодости отказалась от Колина ради его достойного будущего.
Кстати, биологическая мать Колина не стеснялась критиковать сына в твиттере после того, как тот решился на протест, тогда как воспитавшие Рик и Тереза полностью его поддержали. Вот один из твитов Руссо: «Есть способы сделать изменения без неуважения и позора для страны и семьи, которые дали вам столько благ».
А это комментарий Рика и Терезы: «Колин несет тяжелый груз и идет по сложному пути, в который он действительно верит. Он ставит все свое будущее и, возможно, всю свою жизнь за эти убеждения».
Сначала Каперник просто сидел во время гимна. Отставной военный посоветовал ему встать на колено, чтобы не обижать ветеранов
Многих смутило, что для своего заявления футболист выбрал гимн. В США это важная патриотическая традиция перед матчами. Флаг обычно выносят представители армии, гимн на стадионе многими американцами воспринимается как память погибшим военным. С 2012 по 2015 годы Министерство обороны выделило 6,8 млн долларов спортивным командам на проведение военных и патриотических мероприятий, в том числе исполнение гимна.
Ситуация развивалась стремительно.
30 августа 2016 года. Спустя четыре дня после громкого заявления Каперника ему написал открытое письмо Нейт Бойер, экс-игрок НФЛ и отставной военный, который служил в Ираке и Афганистане. Через день они встретились, и Бойер предложил Капернику изменить метод протеста. «Колин прямо спросил меня, что, по моему мнению, он должен делать», – рассказывает Нейт.
Бойер предложил садиться на колено, как это делают ветераны на кладбище в знак уважения к погибшим на войне сослуживцам. Нейт также покопался в документах и наткнулся на фото Мартина Лютера Кинга, преклонившего колено на протесте за гражданские права в Сельме (Алабама) в 1965 году.
1 сентября. Перед заключительной игрой предсезонки к Капернику присоединился его партнер по команде Эрик Рид. Вместе они впервые встали на колено во время гимна, чтобы привлечь внимание к проблемам расового неравенства и жестокости полиции. И продолжили делать так весь сезон.
После игры Каперник пообещал пожертвовать миллион долларов организациям, которые могут помочь делу. И выдал мощный спич: «СМИ обрисовали все так, будто я антиамериканец. Я понимаю, что военнослужащие жертвуют жизнями и подвергают себя опасности ради моей свободы слова и моих свобод в этой стране, а также моей свободы стоять или сидеть на колене с полным уважением к ним. Суть в том, что в стране много проблем. У нас много людей, которые угнетены. У нас много людей, к которым не относятся одинаково. Жестокость полиции – огромная проблема, которую нужно решать. Есть много вопросов, о которых нужно говорить, чтобы их исправить».
5 сентября. На саммите G20 в Китае новости из-за океана долетели до Барака Обамы. Президент поддержал футболиста: «Он осуществляет свое конституционное право делать заявления». Однако не все отнеслись к случившемуся с таким пониманием. Несмотря на то, что Колин призывал не отводить дискуссию в сторону протеста против гимна, жест все равно разделил страну пополам.
Фанаты неодобрительно освистывали и жгли майки Каперника за неуважение к стране. «Люди каждый день погибают, защищая этот флаг, ради которого ты отказываешься вставать. Потраченные мной 50 долларов на твою майку были худшей инвестицией в жизни», – говорил один из разгневанных фанатов.
«Люди воевали за флаг, а ты отказываешься вставать». Дойти до Супербоула и потерять работу
11 сентября. В первый же день сезона к протесту присоединились игроки других клубов НФЛ. Те, кто не рискнули садиться на колено (тогда это еще не было так просто, как сейчас), подняли руку в знак солидарности.
Движение началось.
Трамп призвал увольнять игроков НФЛ, которые садятся на колено во время гимна. В ответ они объявили ему войну
12 сентября. Конечно, Дональд Трамп в разгар предвыборной кампании не мог проигнорировать такой инфоповод. «Я думаю, что это большая нехватка уважения и признательности к нашей стране. Может, им стоит поискать другую? Посмотрим, получат ли они где-нибудь 20 миллионов долларов будучи второстепенным квотербеком», – сказал Трамп, намекая на Каперника.
В 2016-м у Колина был щедрый контракт, который он подписывал несколько лет назад, когда считался спортивной звездой лиги. Но к моменту начала протестов футболист потерял место в старте.
Еще один жирный намек сделал адмирал Гарри Харрис, обращаясь к людям в 75-ю годовщину нападения на Перл-Харбор: «Могу поспорить, что мужчины и женщины, которых мы чтим сегодня, никогда не становились на колени и никогда не отказывались стоять, когда слышали наш национальный гимн».
Вскоре спортсмен ответил Трампу: «Он всегда говорит о том, что Америка должна снова стать великой. Ну, Америка никогда не была хороша для цветных. Это то, что нужно решать. Давайте сделаем Америку великой в первый раз».
Каперника обсуждали так много, что он как будто стал третьим в президентской гонке. В ноябре он решил не голосовать на выборах. «Было неловко наблюдать, что это два наших кандидата, – говорил он о Трампе и Хиллари Клинтон. – Они оба лжецы. Кажется, они пытаются спорить, кто из них менее расистский. И в этот момент вы должны выбрать меньшее из двух зол. Но, в конце концов, это все еще зло».
Протесты набирали обороты и не прекратились даже в следующем сезоне. Некоторые команды садились на колено полным составом.
22 сентября 2017 года. Трамп снова не выдержал. На выступлении со сторонниками в Алабаме он в фирменном стиле призвал уволить игроков НФЛ, которые встают на колено. «Разве бы вам не понравилось, если б кто-нибудь из владельцев клубов НФЛ, увидев, как кто-то не уважает наш флаг, сказал: «Сейчас же уберите этого сукиного сына с поля. Он уволен!». Знаете, один из владельцев так и собирается сделать. Он скажет: «Этот парень не уважает наш флаг, он уволен». И этот владелец клуба станет самым популярным человеком в стране на неделю», – заявил Трамп.
«Сейчас же уберите этого сукиного сына». Американский футбол против Трампа
Через день по расписанию были матчи НФЛ. И слова президента только многократно усилили массовые протесты. На колено сели больше 200 футболистов, 3 команды остались в раздевалке во время гимна.
Из всего состава «Питтсбурга» гимн на выходе из подтрибунного тоннеля слушал только бывший военнослужащий Алехандро Вильянуэва. Остальные сидели в раздевалке.
Ситуацию усугубил хозяин «Хьюстона» Боб Макнейр, который, комментируя протесты игроков, выдал скандальное сравнение: «Нельзя, чтобы заключенные управляли тюрьмой». Футболисты раскритиковали владельца клуба, несколько человек бойкотировали тренировку, а перед выездным матчем с «Сиэтлом» большая часть команды встала на колено во время гимна.
Это был первый случай, когда на такой жест пошли игроки из Техаса.
Обратный пример показал владелец «Далласа» Джерри Джонс. Он сел на колено вместе с командой. Правда, перед гимном.
Из-за протестов рейтинги НФЛ стремительно падали. Каперник остался без работы и обвинил владельцев клубов в сговоре
Осенью 2016-го сидящий на колене Колин Каперник попал на обложку Time. Еще по ходу сезона стало понятно, что футболист покинет «Сан-Франциско». В межсезонье он так и не смог найти себе клуб. Колин подал в суд на НФЛ, обвинив владельцев клубов в сговоре из-за истории с гимном. «С 1970-го, когда появилась современная НФЛ, не было ни одного квотербека, который играл бы так, как Каперник в 2016-м, но не получил шанса подписать контракт», – уверен обозреватель ESPN Билл Барнвелл, один из самых уважаемых авторов, пишущих про американский футбол.
Игрок НФЛ Ричард Шерман не сомневался – на уровне руководителей Капернику был объявлен бойкот. «С футболом это не связано. У Мэтта Шауба был как-то очень тяжелый год, но он потом сразу нашел себе команду. Парней после неудачных сезонов подписывают постоянно. В этой лиге нет 32 квотербеков уровня стартового состава», – заявил Шерман. У Трампа была своя версия: «Команды просто не хотят получить злобный твит от Дональда Трампа».
В феврале 2019-го Колин достиг конфиденциального соглашения с лигой и отозвал жалобу. Сумма компенсации не разглашалась, но The Wall Street Journal сообщал, что НФЛ заплатила Капернику и Эрику Риду (он первый поддержал протест Колина, после чего тоже имел проблемы с поиском команды) менее 10 млн долларов. Это очень небольшие деньги, учитывая, что до всех событий у Каперника был 6-летний контракт на 120 млн. Ожидалось, что Колин получит от лиги от 60 до 80 млн.
Зато годом ранее Каперник стал лицом рекламной кампании Nike. После этого американцы начали сжигать продукцию со свушем, но Nike любит продавать протест. Слоган кампании с Каперником гласил: «Верь во что-то. Даже если придется пожертвовать всем». Аналитическое агентство MarketWatch объявило, что после запуска рекламы продажи Nike выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Почему Nike за Каперника, а не за Трампа
Пока футболисты дружно садились на колени во время гимна, рейтинги НФЛ стремительно падали. В 2016-м на 8%, в 2017-м – на 9,7%. Опросы показали, что в 2017-м половина отказавшихся от американского футбола связывала это именно с протестами во время гимна.
Трамп продолжал нагнетать: «Вы включаете телевизор и видите игроков, сидящих на одном колене, когда играет наш прекрасный гимн. Вы можете исправить это единственным образом: уйдите со стадиона, даже если так будет делать всего один игрок. Уйдите со стадиона, и я гарантирую, что больше во время гимна так себя вести никто не будет. Просто уйдите. Хотя футбол уже все равно не тот».
Теперь Каперника сравнивают с Мохаммедом Али. Сейчас жест Колина одобряет большинство американцев (52%), а четыре года назад – только 28%
Колин Каперник попал в список самых влиятельных людей мира, его жест стал поп-культурным феноменом. На колено в знак протеста против расизма садились звезды кино и музыки – Стиви Уандер, Фаррел Уильмс, Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон.
Жест подхватили в других видах спорта. В сентябре 2017-го бейсболист Брюс Максвелл стал первым игроком МЛБ, севшим на колено во время гимна. Это была реакция на слова Трампа с призывом увольнять игроков НФЛ. «Окленд Атлетикс» тогда поддержал своего игрока.
Еще в 2016-м к протесту Каперника присоединилась звезда женской футбольной сборной США Меган Рапино. Сначала она встала на одно колено во время игры за клуб, а затем перед товарищеским матчем сборной. Федерация футбола США публично заявила о несогласии с ее методами протеста, а затем первой из руководящих органов ввела правило, чтобы во время гимна все игроки стояли.
В июне 2020-го на волне протестов после смерти Джорджа Флойда женская сборная обратилась с призывом отменить правило. Федерация согласилась: «Стало очевидно, что такая политика была неправильной и отвлекала от важного послания Black Lives Matter. Мы не выслушали людей, особенно наших игроков, чтобы понять и признать очень значимый опыт чернокожих людей и других меньшинств в нашей стране. Приносим извинения нашим игрокам, особенно чернокожим, персоналу, фанатам и всем, кто поддерживает искоренение расизма».
Трамп отреагировал моментально: «Я больше не буду смотреть [их матчи]!».
Протесты быстро докатились до Европы. Форвард «Гладбаха» Маркус Тюрам опустился на колено после гола «Униону», игроки «Дортмунда» образовали сердце. Впрочем, в Бундеслиге садились на колено еще до того, как это стало мейнстримом. В октябре 2017-го футболисты «Герты» поддержали игроков НФЛ перед матчем с «Шальке». Клубный твиттер тогда писал: «Герта» выступает за терпимость и ответственность. За толерантный Берлин и открытый мир, сейчас и навсегда!»
Но вернемся в 2020-й. АПЛ и МЛС выступили с заявлениями, что лига поддержит игроков, вставших на колено в знак протеста против расизма. Весь состав «Ливерпуля», «Арсенала» и «Челси» уже присоединился к акции.
Фамилии игроков АПЛ на форме сменит слоган Black Lives Matter. Пакет мер лиги против расизма
Больше всего теперь достается НФЛ. В ответ на их реакцию на смерть Джорджа Флойда им регулярно прилетают отзывы в духе: «Вы могли провести борьбу против жестокости полиции и расовой несправедливости четыре года назад, но вместо этого работали против мирных демонстрантов, таких, как Каперник».
Экс-баскетболист НБА, а ныне тренер «Голден Стэйт» Стив Керр сравнил влияние Каперника с Мохаммедом Али, который протестовал против войны во Вьетнаме. «Несколько лет назад я чувствовал, что Каперник, в конечном счете, будет считаться героем. Али был одним из самых ненавистных людей в Америке, а затем стал одним из самых любимых. Часто сам акт создания новаторского заявления может быть настолько шокирующим, что его не ценят до конца. В конце концов Колина признают за тот жест, который он сделал, и за цену, которую он заплатил».
Майкл Розенберг из Sports Illustrated писал примерно о том же: «В какой-то момент мейнстрим белой Америки пересмотрит вопрос о Капернике. Точно так же, как изменилось отношение к Мохаммеду Али спустя годы после того, как он отказался ехать во Вьетнам. Прогресс идет полным ходом, эта страна склонна наказывать тех, кто призывает ее двигаться быстрее. Пересмотр в отношении Каперника уже начался».
Кстати, Колин еще в 2017-м получил награду имени Мохаммеда Али. Эту премию вручают спортсменам, которые посвятили карьеру изменению мира. «С платформой НФЛ или без нее я буду продолжать работать на людей», – сказал тогда спортсмен, получая награду из рук Бейонсе.
Результаты опросов теперь говорят о том, что большинство американцев согласны с протестом Каперника. Новый опрос Yahoo News / YouGov показал, что 52% американцев согласны с тем, что игроки НФЛ имеют право встать на колено во время гимна. В 2016-м с этой позицией согласились лишь 28%. Неизменно только одно – 32-летний Колин Каперник по-прежнему без клуба.
Сейчас как никогда усилились призывы к тому, чтобы мятежного игрока восстановили в НФЛ. Однако после трех лет без игровой практики сделать это будет крайне сложно.
Санчо, Тюрам, Кьеллини, Леброн, весь «Ливерпуль» и другие спортсмены возмущены из-за убийства Флойда
Фото: Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson, Rob Carr, Sean M. Haffey, Leon Halip, Rey Del Rio, Joe Robbins, Drew Angerer; ASSOCIATED PRESS/East News; Richard B. Levine/Sipa USA/East News; globallookpress.com/Denis Thaust/Keystone Press Agency, Eberhard Thonfeld
на мой взгляд несправедливо по отношению к автору, который проделал огромную работу
а сама ситуация это дикий ад. мародёрства и при это всеми поддерживается, мол, ну это нормально
Не прогнулся, уважение ему за это.