От Footbonaut до Helix. Узнайте, почему Хоффенхайм – самый инновационный футбольный клуб
Ссылка на оригинал: https://www.skysports.com/football/story-telling/11095/12003088/why-tsg-hoffenheim-are-footballs-most-innovative-club#no-js-nav
Хоффенхайм давно стал синонимом инноваций. Вместе с клубом Бундеслиги «Боруссия Дортмунд», они представили миру Footbonaut – высокотехнологичный учебный инструмент, который быстро бросает шары в игроков, чтобы проверить и отточить их навыки.
В отличие от «Дортмунда», «Хоффенхайм» пошел дальше, вложив средства и в Helix – игровой ресурс, который проверяет когнитивные навыки игроков в условиях погружения. Это клуб, который даже тренировал своих вратарей, используя 3D-очки, чтобы повысить их чувства. (скорее всего речь про LCD-очки, которые повышали концентрацию, «спортивное зрение» и чтение полета мяча)
Кажется, все в футболе очарованы их идеями.
«Иногда мы чувствуем себя скорее как музей, чем исследовательская лаборатория», – говорит профессор Ян Майер. «Многие люди смотрят и хотят видеть, что мы делаем дальше».
Майер, давний спортивный психолог клуба, работает с клубом в течение 13 лет и теперь возглавляет TSG ResearchLab рядом с тренировочным полигоном Хоффенхайма.
У него также есть ответ на вопрос, что будет дальше – новый и улучшенный Helix, который, как надеются, окажет влияние далеко за пределами футбола.
«Новый Helix здесь», – говорит он взволнованно. «Мы получили его за три недели до начала пандемии коронавируса. Это действительно новшество. Ни одна газета или журнал не писали об этом».
Так что же такое Helix?
Игроки выходят на арену с гигантскими экранами вокруг них. Здесь нет футбола. Это игра, предназначенная для оценки и улучшения когнитивных реакций на определенные раздражители. Например, отслеживание изображения на фоне различных отвлекающих факторов. Цель здесь – тренировать мозг.
«В новом Helix у нас теперь 360-градусная среда», – объясняет Майер. «Многие спрашивают, почему мы не используем виртуальную реальность, и вот ответ. В 360-градусной среде вы используете гораздо больше периферийного зрения, поэтому ситуация намного ближе к футбольному полю».
«На предыдущей арене Helix была установлена только одна игра. Теперь у нас их шесть. Мы называем их мини-играми. Одна из них фэнтезийная игра, разработанная сторонней компанией».
«Это очень мотивирующая среда, вот в чем идея. Каждый должен повеселиться. Это действительно крутая игровая среда, которое соответствует очень высокому уровню. Вы идете туда и играете, вы даже не знаете, что вы тренируете свои исполнительные функции.»
«Мы только что провели первые испытания, и игроки действительно впечатлены. Старый Helix был вполне ничего, но через пять минут немного наскучивал. С этими новыми играми все по-другому. Через 20 минут вы говорите им, чтобы приостановить, но игра даже и не думает останавливаться".
Для Майера такой уровень доступа к игрокам практически беспрецедентен. Два десятилетия назад, когда он собирался стать спортивным психологом, даже его собственные родители обескураживали его убеждением, что на эту должность нету спроса. В то время в этих словах был смысл.
«Вначале люди задавались вопросом, чем же занимается этот парень. Никто не нуждался в спортивных психологах, но сейчас люди приняли тот факт, что игрокам нужна помощь в борьбе со стрессом».
«То, что мы здесь делаем, выходит за рамки этого. Это диагностическая работа и разработка технологий, чтобы помочь им. У меня есть возможность провести исследование, и это большой подарок. Это удивительно».
Майеру действительно повезло, что в Хоффенхайме он нашел клуб с уникальной перспективой. Ральф Рангник не только привел команду к Бундеслиге в 2008 году, но и ввел более разумный подход к игре.
Бернхард Питерс, тогдашний спортивный директор клуба, был схожего образа мышления, будучи профессиональным хоккеистом. Оба признали то, что нужны идеи за пределами футбола.
«В течение многих лет вы могли получить работу в футболе только в том случае, если бы вы были из этого мира», – говорит Майер.
«Именно Ральф Рангник начал использовать экспертов из других видов спорта. В Хоффенхайме мы теперь понимаем, что, если вы сотрудничаете с другими экспертами, вы найдете гораздо больше решений».
«Например, для меня это был большой вопрос, можно ли было определить, что является хорошим сигналом в показателях игрока, способного перейти из команды U17 в команду U19».
«Никто в футболе не смог мне сказать, но мы все равно собрали данные и спросили исследователя данных, и он сказал, что это не проблема, он может сделать это за одну ночь. Это было действительно интересно. Такой большой вопрос был немедленно решен другим экспертом, но никто не спрашивал у него раньше ".
Именно этот вызов решения реальных проблем поставила Хоффенхайм на путь строительства Helix. «Важно сказать, что это была не моя идея», – добавляет Майер.
«Это был вопрос c поля (я честно пытался перевести под контекст, но так и не cмог, увы) . Тренер сказал мне, что он видел данные из отчетов ФИФА, в которых говорилось, что игра становится все быстрее и быстрее. Он спросил меня, как психолога, могу ли я заставить своих игроков стать быстрее. Я сказал ему, что понятия не имею. Но это наука. Если вы чего-то не знаете, вы начинаете исследовать.
"Во-первых нужно было выяснить, правда ли игра становится быстрее. Есть много данных, которые показывают это. Во-вторых, нужно было выяснить, были ли какие-либо различия в скорости обработки информации на профессиональном уровне.
«Если вы проведете от 300 до 400 испытаний, вы увидите, что некоторые игроки действительно быстрые – в среднем 0,5 секунды времени реакции – а другие проигрывают со временем реакции 0,8 секунды. Так что есть несколько быстрых парней и несколько медленных. Если есть разница, то как мы можем обучить этому?
«Мы смотрели на реабилитационный центр, который работал с людьми с психическими расстройствами, чтобы вернуть их в общество после того, как у них случился инсульт или сотрясение мозга. Они работали с игровой идеей, разработанной Адамом Газзели из Флориды, у которого была идея использование игр, чтобы помочь пожилым людям быстрее учиться.»
«Если эта идея работала с людьми с нарушениями, то она должна работать и с нашими игроками, чтобы сделать их быстрее. Это было начало».
Так как это работает? Действительно ли Helix делает спортсменов лучше?
Майер понимает, что скептицизм неизбежен, но он не видит причин, почему улучшение когнитивных функций следует рассматривать иначе, чем другие аспекты режима тренировки игрока, будь то физический, технический или тактический.
«Мы видим много инноваций сейчас»,- объясняет он. «Существуют отслеживающие устройства, показывающие, как быстро и как далеко игрок бежит. Мы можем проанализировать, сколько ударов и сколько пасов делает игрок. Но все эти данные не могут объяснить успешный футбол, потому что в нем отсутствует информация о том, что происходит в голове у игрока.»
«Может быть физическая причина, по которой игрок не бежит так быстро или не бежит так далеко, но может быть и когнитивная причина. Может, он не воспринимал бег достаточно быстрым, может быть, он слишком медленно обрабатывал информацию для отслеживания бега».
«Наша диагностика в Helix может стать основой для оптимального индивидуального развития.»
«Я не думаю, что вы можете прямо показать, что улучшения на арене Helix сделают их лучшими игроками на поле. Но я всегда утверждаю, что если тренировка в спортзале полезна для игрока, тогда среда когнитивных тренировок также должна быть соответсвующей. Я не знаю, насколько мы сделаем их лучше, но если это будет всего несколько процентов, мы должны это сделать ».
Но потенциальные применения Helix выходят далеко за рамки улучшения показателей футболистов. Действительно, возможности в других сферах могут оказаться гораздо более значительными.
«Идея нашей исследовательской лаборатории – не думать о профессиональном футболе в первую очередь», – говорит Майер.
«Наша исследовательская лаборатория является некоммерческой лабораторией, потому что у нас есть идея перенести идеи из профессионального футбола в другие сферы общества, где это имеет гораздо большее значение. Это может быть важно для полиции, для военных, для спасения, чего угодно. Любая область требует быстрого, правильного принятия решений и лучшего восприятия происходящего.
«Мы работаем с полицейскими, медиками, детьми, больными инсультом, больными раком. Если мы сможем показать, что нормальные люди улучшают свои исполнительные функции, то это большое дело».
Для Майера то, что начиналось как футбольный проект, стало гораздо большим.
«После 13 лет в профессиональном футболе, для меня очень важно внедрить эти решения в других сферах общества. Там много задач».
Хоффенхайм и ResearchLab меняют игру, но, похоже, на этом они не останавливаются.