Трибуна
7 мин.

Оказывается, картонные фанаты – не новинка. У «Арсенала» они были еще в 92-м на «Хайбери», и всех это дико раздражало

От редакции: мы в блоге «Икра миллионов», тут любопытная история о картонных фанатах. Мы много говорим о том, как заменить зрителей сейчас (картон уже применяли в Германии и Испании), но с похожей проблемой похожим образом справлялись почти 30 лет назад. Ставьте плюсы, делитесь впечатлениями в комментах и мотивируйте автора раскапывать такие классные истории еще!

***

На месте снесенной трибуны дорисовывали монашек. Говорили даже про проклятье.

Летом 1992-го Северную трибуну легендарного «Хайбери» снесли, чтобы построить на ее месте новую. В том же году английский футбол начал меняться: стартовала Премьер-Лига, уже тогда это значило много денег, много телевидения и много камер. Чтобы эстетично прикрыть уродливые строительные леса и технику, в клубе выкрутились благодаря ноу-хау: вице-президент «Арсенала» Дэвид Дейн выделил 150 тысяч фунтов на изготовление огромного мурала с изображением восьми тысяч болельщиков, сидящих на нарисованных скамейках.

Когда правого фулбека «Арсенала» Ли Диксона спросили, как ему идея, тот лишь пожал плечами: «В конце концов, искусственные люди не будут меня освистывать».

Хороший аргумент в пользу искусственных фанатов, но один из немногих. Ничем хорошим для «Арсенала» это не закончилось.

С открытия «Хайбери» в 1913-м северную трибуну сохраняли первозданной, только достроили только крышу за два года до второй мировой. На трибуне собирался цвет болельщиков: деды водили отцов, те – сыновей. Так бы все и продолжалось – атмосферно и олдскульно – еще лет двадцать.

Но после трагедии на «Хиллсборо» сделали правильные выводы. Через девять месяцев после нее появился доклад Тейлора – фактически методичка с жесткими рекомендациями по безопасности. Футбольные власти обязали выполнять их все клубы высшего дивизиона: деревянные скамейки нужно было заменить на индивидуальные пластиковые сидения, а трибуны-террасы и все трибуны со стоячими местами подлежали сносу или переоборудованию. Северную трибуну «Хайбери», так как ее построили очень давно, переоборудовать было нельзя.

Некоторые клубы сыграли на опережение, начав реконструкцию еще до последнего предупреждения от Лиги. «Арсенал», оглядываясь на олдскульных фанатов, медлил, как мог. Прощание с трибуной состоялось в последнем матче старого английского чемпионата, на смену которому приходила АПЛ.

Джон Сперлинг в книге «История Хайбери» приводит слова болельщика, шедшего на этот матч, как на Голгофу: «Я лягу под бульдозеры. Задавят – мне на*рать. Я должен сделать все, чтобы помешать им снести мой дом, мою Северную трибуну»

Только хет-трик Иана Райта немного примирил болельщиков с неизбежным. «Арсенал» стал четвертым за 15 лет до того, как это стало мейнстримом, «Саутгемптон» выпороли 5:1, а сам Райти отжал «Золотую бутсу» лучшего английского бомбардира у Гари Линекера.

За сносом своего дома болельщики «Арсенала» наблюдали со слезами на глазах.

Еще один болельщик со стажем Дэвид Карсон вспоминает: «Все мы видели, как бульдозеры медленно подкрадываются к Северной трибуне, как они впились в колонны, как все здание обрушилось, как книжкой сложилась крыша. Это было ужасно. Я будто умер».

До смерти всего «Хайбери» оставалось 14 лет и три чемпионства.

После сноса мальчишки лазили по развалинам в поисках сувениров – обломков Северной трибуны. А взрослые активно критиковали проект новой. Самый цензурный эпитет – «монструозный карбункул». Проект мурала понравился им еще меньше.

150 тысяч, выделенных Дейном, не хватило: мурал переделывали не один раз. Болельщикам вечно что-то не нравилось. Вначале им не хватало женщин. Художники напялили на тысячу нарисованных мужиков сари (традиционная индийская одежда), бурки (традиционная мусульманская одежда) и женские головные уборы народов Африки. 

Потом восстали темнокожие болельщики – выяснилось, что качественно представлена только белая раса.

Художники на всякий случай дорисовали еще с десяток индусов-сикхов с ритуальными мечами. Но пришла полиция и заставила закрасить все холодное оружие в целях безопасности.

Наконец, когда авторы добавили дамочек и афробританцев, по соседству с «Хайбери» нарисовались детские благотворительные фонды. Они были недовольны расположением детей. Им привиделось, что рядом с ними на нарисованных трибунах сидят какие-то подозрительные субъекты, не похожие на их родителей. «Белый ребенок не может сидеть на трибуне рядом с афробританцем», – возмутились они. Так детей перекрасили в тот же цвет, что и их взрослых соседей.

Единственные, кому отказали – геи. Они тоже посчитали себя обделенными, но руководство «Арсенала» ответило максимально мудро: так как вы, геи, внешне ничем не отличаетесь от обычных людей, считайте, что вы – это каждый из нарисованных мужчин.

«В финальную версию мурала, чтобы угодить всем, дорисовали даже четырех монашек в левом верхнем углу. В одну из них в первом же матче угодил Ли Диксон, вынося мяч из своей штрафной», – вспоминает болельщик «Арсенала» Эллиот Ливер.

Это был чертовски нехороший знак. Причем не первый во время матча-открытия против «Норвича». Еще до стартового свистка скромные предстартовые празднования едва не завершились трагедией: в деревянную конструкцию врезался парашютист – его откачали в реанимации.

Защитник «Арсенала» Стив Боулд вспоминал: «Когда мурал наконец-то установили, это все равно была какая-то чушь. Все эти лица в зловещей тишине таращатся на тебя. Мы начинали сезон игрой против «Норвича», вели 2:0, но в итоге уступили 2:4. Во многом из-за того, что пришлось играть напротив вот этого».

Весь сезон АПЛ у «Арсенала» не получился: стали лишь десятыми, а лучшие матчи провели в кубках – на чужих полях. Как раз единственный случай, когда удался кубковый дубль: Кубок Лиги и Кубок Англии.

Стадион с тремя трибунами – нечто странное. Есть и свежий пример: «Оксфорд Юнайтед» начал полную реконструкцию, денег хватило только на три трибуны, теперь одной не хватает, а на ее месте автостоянка. Во всех рейтингах худших, странных и неуютных стадионов Англии их арена стабильно в топ-5.

Что-то подобное случилось и с «Хайбери». Из него будто вынули душу.

Болельщик Эллиот Ливер: «Все, что мы орали, улетало в небо безвозвратно. «Хайбери» стал смахивать на библиотеку, а заезжие фаны даже шутили, что нарисованные болельщики шумят активнее настоящих».

Легенда «Арсенала» Алан Смит предполагал, что дело еще и в потустороннем: «Многие болельщики были уверены, что мурал проклят. В ворота, за которыми он был расположен, мы забили только в шестой домашней игре. Райти заковырял «Ман Сити». Это не оправдывает паршивый сезон, но трибуна и правда оказывала гнетущее впечатление. Мы вздохнули с облегчением, когда искусственных болельщиков наконец заменили на настоящих».

Новую трибуну строили почти год. Правда, болельщики снова были недовольны – на этот раз внешним видом трибуны.

Сейчас мы можем ворчать: кому нужен футбол без зрителей, с монашками в левом верхнем углу, с фальшивым воплем из репродуктора пустого стадиона? Но одно точно: футбол по телевизору все же лучше, чем на приставке или во сне.

А потом нас снова пустят на стадионы.

Фото: Gettyimages.ru/Allsport; REUTERS/Action Images; Twitter/richard61464044