11 мин.

Футбол во время эпидемий: основатель «Барсы» требовал играть в разгар «испанки», «Мидлсбро» чуть не заразил оспой весь город

История циклична.

Футбол возвращается после двухмесячной паузы: в Германии, Украине, Португалии уже играют; Англия, Испания и Россия подтянутся в течение пары недель. Время без спорта для всех проходило в похожем режиме: клубы помогали местному сообществу, футболисты сидели дома или нарушали режим, президенты боролись с федерациями, а где-то не останавливали чемпионат и даже играли со зрителями на трибунах. 

Вы вряд ли это помните, но в жизни футбола уже было несколько пандемий – мы расскажем, как с ними справлялись раньше. 

• Известно, что трибуны закрывали еще в Кубке Англии-1898: Миддлсбро срубила эпидемия оспы, от болезни умер врач одноименной команды. Матч сыграли секретно: о месте проведения футболистам сообщили в последний момент – власти боялись слива информации и наплыва болельщиков. 

• В октябре 1918 года в Барселоне умерли 6200 человек. Но Жоан Гампер очень хотел выиграть чемпионат Каталонии, поэтому собрал комиссию для доказательства безопасности футбола. В состав вошел он сам и несколько футболистов «Барселоны». 

• Либерийские футболисты помогали бороться с лихорадкой Эбола – общались с людьми и организовывали распределительные центры с продуктами.

В Африке футболисты уговаривали людей соблюдать карантин – и их, в отличие от правительства, слушали

Когда в 2014 году Либерия столкнулась со вспышкой Эболы, футбол помог не допустить еще большей катастрофы. В стране с президентом-футболистом (хотя либерийцы и требуют отставки Джорджа Веа) не могло быть по-другому, там население повернуто на игре.

Вот объяснение Нуси Купера, бывшего футболиста и основателя клуба Millennium Stars:

«Так было всегда. В середине 90-х, когда Либерия вышла на Кубок африканских наций, а Джордж Веа перешел в «Милан», футбол мог остановить любой конфликт. Когда играла сборная, перед стартовым свистком выстрелы затихали, и разные этнические группы смотрели игру вместе. В эти моменты мы были единым народом».

Нуси и его товарищи создали Millennium Stars в 1997-м – это любительский клуб для местных пацанов, которые собираются вместе, тренируются и даже гоняют в туры (например, в 1999-м побывали в Англии). Альтернатива такому времяпрепровождению – гражданские войны и перестрелки местных банд.

«Мы играли и под пулями – привычное дело для Либерии, но в 2014-м все изменилось. Однажды на улице увидел парней, играющих в футбол. Я не знал их, но подошел к ним и попытался объяснить: «Ребята, вам нельзя играть вместе. Вы не знаете, кто из вас заражен, а футбол – контактный вид спорта. Вы можете заразить еще 21 человека и на этом не остановиться: у них есть семьи и друзья», – вспоминает Нуси.

За два года в Либерии от Эболы погибли почти 5 тысяч человек (самый высокий показатель в мире). Первые случаи зарегистрировали в марте 2014-го, 6 августа в стране ввели чрезвычайное положение: каждую неделю правительство сообщало о новых 300-400 заражениях. Но футбол отменили еще раньше, 29 июля, в итоге сборная сыграла дома только через год.

Когда правительство приказало прекратить любую футбольную деятельность, Купер с другими организаторами Millennium Stars ездили по районам Монровии и лично сообщали родителям, чтобы те не приводили детей на тренировки. Организаторы должны были просто объявить о запрете тренировок, но в итоге превратились в представителей правительства на местах: отвечали на вопросы, раздавали пособия по борьбе с болезнью – особой популярностью пользовались версии с картинками для тех, кто не умеет читать.

«Мы были послами, и нас слушали. Для людей мы были знаменитостями. Стоило мне сказать: «Посмотрите на меня, я не играю в футбол из-за боязни заразиться вирусом» – и эту мысль подхватывали жители. Они ценили наше мнение», – рассказал Купер.

Нуси с коллегами объяснял людям важность кремации, хотя она противоречит традициям Либерии: кладбища часто размываются грунтовыми водами – в случае зараженных трупов это могло привести к катастрофе. Организаторы собрали 1500 фунтов на онлайн-площадке, купили продукты, мыло и дезинфицирующее средство для рук и раздали их в местных общинах и детских домах.

Хуже всего дела обстояли в трущобах Уэст-Пойнт – пригороде столицы. Вот несколько фактов:

•‎ В 2014 году на 70 тысяч населения в Уэст-Пойнт было установлено всего 4 общественных туалета.

•‎ В августе того же года в карантинный центр Монровии поместили 37 зараженных. В ночь с 16 на 17 августа на центр напали, 17 больных скрылись – все они были из Уэст-Пойнт.

•‎ Через 2 дня правительство закрыло выход из трущоб, создав огромную зону карантина. Людей не выпускали на работу и за продуктами. 

Карантин сняли в конце августа, но ситуация не улучшилась: Уэст-Пойнт все равно оставался центром антисанитарии и бедности. В январе 2015 года Купер организовал в Уэст-Пойнт временный распределительный центр – все продукты он развозил на убитой «Тойоте Королла».

9 июня 2016 года ВОЗ объявила о завершении вспышки вируса Эбола в Либерии. В марте этого года страну настиг коронавирус, но Купер и его товарищи были готовы. Millennium Stars (часть нового проекта Onside) моментально переключились с тренировок на распространение информации.

«У нас уже был опыт, мы теперь знаем, что нужно делать», – резюмирует Купер.

Из-за «испанки» сорвалось класико. А президент «Барселоны» вел себя странно: отменил матч с «Реалом» в начале эпидемии, но потребовал играть на пике смертности

От H1N1 (испанского гриппа) в мире погибли 20-50 млн человек, а переболела треть населения Земли. Самую высокую смертность в Западной Европе в 1918-м зафиксировали в Испании – 710 человек на каждые 100 тысяч, заболел в том числе и король Альфонсо XIII. Страна, не участвовавшая в Первой мировой войне, открыто объявила об эпидемии – отсюда и название «испанка».

Весной 1918-го (когда заболел король) накатила первая волна пандемии с низкой смертностью. Но осенью того же года «испанка» мутировала и вернулась с очень высокой летальностью.

Чемпионат в Испании организовали только в 1928 году, до этого единственным официальным турниром был Кубок короля. Полноценным его назвать нельзя: в том же 1918-м Кубок разыграли 6 команд – «Мадрид» (статуса «королевский» еще не было), «Унион», «Рекреативо», «Спортинг» Хихон, «Фортуна» и «Эспаньол». Все матчи уложились в месяц. 

Единственная возможность для команд играть чуть чаще (и вообще проводить матчи) – товарняки. В середине мая «Барселона» договорилась с «Мадридом» о трех матчах: два в столице и один в Каталонии. Вместе с командой в Мадрид приехал даже основатель и легендарный президент Жоан Гампер. 17 мая каталонцы выиграли первый матч (2:1); второй назначили на 19 мая. 

В день матча в десять утра Гампер лично приехал в офис «Мадрида», чтобы вручить медицинскую справку: 8 игроков «Барселоны» заболели «гриппоподобной болезнью грудной клетки». Точно известно, что затем представители «Мадрида» отправились в отель, где жили гости, но вот причины разнятся. 

Столичная газета ABC на следующий день сообщила, что хозяева проверяли правдивость болезни у игроков. Позднее появилась пояснительная записка от клуба, в которой утверждается: визит был исключительно дружеским. 

Матч отменили, «Мадрид» нашел себе соперника для товарищеского матча и сыграл в тот же день, а Гампер уехал в Барселону с половиной заработанных денег. Но, видимо, футболисты «Мадрида» тоже подхватили «испанку»: в следующем товарищеском матче смогла выйти лишь половина состава. 

В начале пандемии отмена матчей была непривычной; в октябре 1918-го это стало обычным делом. Федерация футбола Испании приказала остановить все соревнования в стране, но в Барселоне не послушались: стартовал 15-й чемпионат Каталонии. 

17 октября в Барселоне зафиксировали 207 смертей: от гриппа умерли 36 человек, от пневмонии и бронхопневмонии – еще 10. На следующий день общее количество смертей выросло до 289 человек. 

Губернатор города по просьбе областного совета здравоохранения отменил футбольный матч, закрыл театры, кинотеатры и другие объекты. Это не понравилось Гамперу: победитель чемпионата Каталонии попадал в Кубок Испании на следующий сезон. Президент собрал комиссию – в состав вошел он сам и несколько футболистов «Барселоны». 

Комиссия указала на противоречия «поспешной» отмены игр: Гампер считал несправедливой отмену только футбола – соревнования по легкой атлетике, теннисные матчи и регаты никто не отменил.

Но главный довод был еще мощнее: комиссия считала, что активность на свежем воздухе – лучшее лекарство от «испанки». Руководство города приняло эти аргументы, не потребовав никаких подтверждений. Чемпионат Каталонии стартовал в привычном режиме. Точно не известно, заболел ли кто-то из футболистов. Но в октябре 1918 года в Барселоне умерли 6200 человек – обычно количество едва превышало тысячу. 

Несмотря на видимую абсурдность утверждений Гампера, он отчасти прав – хотя вряд ли знал об этом. В 2009 году доктора медицинских наук Ричард Хобдей и Джон Кейсон опубликовали работу «Лечение пандемического гриппа активностью на свежем воздухе»

В исследовании приводится пример больницы в Бостоне: заражение там снизилось после включения процедур на открытом воздухе. Правда, помимо свежего воздуха, в больнице ввели строгую гигиену.

Кстати, похожий сценарий случился и во Франции. 5 мая 1918 года здесь сыграли первый финал Кубка Франции – турнир не остановила ни война, ни пандемия. На стадионе в Париже присутствовали 2 тысячи зрителей. Интересно, сколько из них подхватили болезнь? 

Собственно, кубок придумали для того, чтобы объединить нацию во время войны, а назвали Кубком Шарля Симона, в память об основателе организации, который в возрасте 32 лет погиб на поле боя за год до этого.

За столетнюю историю кубок не разыграли только один раз – в 1992 году: в полуфинале между «Бастией» и «Марселем» рухнула трибуна стадиона «Стад Арман-Сезари», погибли 15 человек. 

«Мидлсбро» едва не устроил пандемию оспы ради любительского кубка. Спасла Футбольная ассоциация

За 20 лет до вспышки «испанки» в Тиссайде (районе, в который входит Мидлсбро) разгорелась эпидемия оспы. Первые случаи зарегистрированы в конце 1897 года, а в феврале следующего число жертв перевалило за сотню. В книге Middlesbrough FC: The Unseen History Ричард Пирс Рейнер (автор комиксов и историк «Мидлсбро») воссоздает напряженную атмосферу:

«Разговор прервал человек, зашедшийся в припадке кашля. Форрестер покачал головой и вернулся к своему напитку, обменявшись суровым взглядом с Томом Бахом. Тот пожал плечами: разве он мог что-то поделать с кашляющим? Люди были на грани, вот и все. Когда в городе обнаружили первую жертву оспы, все стали подозрительными», – эта сценка вымышленная, но максимально передает настроение людей.

«Мидлсбро» в любительском Кубке Англии должен был играть с «Торнаби», матч проходил в Дарлингтоне – городке в 26 км от Мидлсбро. Местные власти переживали, что сотни гостевых фанатов поставят под угрозу еще один город, поэтому 7 марта созвали срочное собрание комитета по здравоохранению Дарлингтона. Чиновники требовали от местного клуба запретить использование стадиона.

Параллельно «Боро» воевал за Cleveland Senior Cup: соперник «Саут Бэнк» (пригород Мидлсбро) требовал перенести игру.

«Это несусветная глупость – собирать толпу в несколько тысяч человек в одном месте на полтора-два часа. Из-за этого возникнет большая опасность распространения инфекции», – говорил председатель футбольной ассоциации Кливленда (организатора турнира).

Но представители «Мидлсбро» уговорили футбольных руководителей: за проведение матча проголосовали шесть из восьми членов правления. «Саут Бэнк» отреагировал экстренным собранием, после которого футбольная ассоциация Кливленда опять изменила решение и перенесла турнир.

В любительском Кубке Англии тоже проявили благоразумие: FA (Футбольная ассоциация Англии) приказала играть без зрителей. При этом для участия в игре футболисты должны были предоставить медицинские справки о том, что они не заражены оспой. Для «Мидлсбро» вопрос стоял остро: от болезни умер врач команды Джон Малкольмсон, помогавший в местной больнице. Официальная версия: «переутомление и сильный стресс из-за возросших случаев оспы в городе подорвали его здоровье».

Игру «Мидлсбро» – «Торнаби» перенесли из Дарлингтона в Броттон. О месте проведения футболистам сообщили в последний момент – власти боялись слива информации и наплыва болельщиков. Ричард Пирс Рейнер рассказывает, что за матчем наблюдали лишь «несколько незаинтересованных овец».

Эпидемия в Мидлсбро официально закончилась в августе 1898 года, через девять месяцев после начала. Заразились вирусом около 1400 человек, умер 201. Со зрителями на трибунах эти цифры могли вырасти в несколько раз.

***

Новую футбольную пандемию пережили не все: во Франции, Нидерландах и Бельгии завершили сезон досрочно, Джордж Веа ставит под сомнение возобновление чемпионата и вообще спорта в Либерии в ближайшее время. 

«Я считаю, что спорт в Африке ждет мрачное будущее», – рассказал президент. 

Испания возвращается 11 июня: «Барселона» и «Реал» обещают лучшую чемпионскую гонку за последние 6 лет. «Мидлсбро» 20 июня сыграет первый матч после рестарта против «Суонси». Кстати, в Мидлсбро все еще опасно, из-за вируса погибли уже 245 человек. Сыграть со зрителями пока никто не просит – возможно, человечество за 120 лет чему-то все-таки научилось.

«Студенты в масках были похожи на приличного вида бандитов». Трибуны в США во время пандемии «испанки»

Пир во время чумы: первый Кубок Франции проходил во время Первой мировой и пандемии испанского гриппа

Телеграм автора

Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, John Moore; wikipedia.org; Facebook/MillenniumStarsLiberia