13 мин.

Перемена небесного мандата

Мне рассказывали, что в истории Китая несколько раз повторялась одна и та же ситуация. Династия, правившая столетия, потихоньку разлагалась, бюрократия сатанела, а дела приходили в упадок. И тогда группа сановников писала богдыхану письмо, что де, «грядет перемена небесного мандата», а в подтверждение своей точки зрения совершала ритуальное самоубийство. Вскоре вспыхивало народное восстание, победоносное, естественно, и воцарялась новая династия, попервоначалу адекватная стоящим перед страной задачам…

Вот и Новый Год наступил, с которым всех поздравляю, и сейчас самый раз просуммировать впечатления за год, проанализировать механизмы того, что получилось, и попытаться оценить перспективу. Конечно, никакой инсайдерской информации у меня нет, и все написанное ниже – исключительно рассуждения по поводу того, что видели все желающие, так что читать дальше стоит только тем, кого интересует именно мое мнение. А я постараюсь не повторять того, что уже во множестве сказано легионом комментаторов и болельщиков, а потому – быка за рога…

Ха, быка-то за рога, только найти эти рога не так-то просто: сходу и не скажешь, что вызвало бОльшее неприятие. Поэтому проще начать с того, что, безусловно, порадовало. Наша селекционная служба славится своей уловистостью – в ее послужном списке целый ряд достижений, на которые конкуренты могут только облизываться: неукротимый Олич, везуче-забивной легкий Жо, капризно-гениальный Вагнер, талант с отечественной грядки Дзагоев, не станем уже вспоминать о временах давнопрошедших с их феерическими по тогдашним меркам приобретениями, вроде Рахимича и Ярошика… Последнее достижение, если и не превосходит все предыдущие, то уж точно находится на самом высоком уровне. Похоже, и для руководства клуба оказалось приятным сюрпризом то, как стал отрабатывать потраченные на него деньги Сейду Думбья, а уж как он болельщиков порадовал!

Вот уж на ком не сказался синдром второго года! Нарушив нашу уже довольно длинную традицию новичков-форвардов забивать в первом же матче, Сейду втягивался в бомбардирский ритм не спеша, но уже в конце прошлого сезона стал очевидным игроком основы, а в этом – лидером, палочкой-выручалочкой, грозой супостатов и в какой-то степени «маяком», как выражались в советские времена, своими личными и весьма симпатичными качествами. Сначала мне казалось, что основа голеадорских успехов Сейду – носорожий напор, твердо поставленные в борьбе ноги и, попросту, удача. Потом, присмотревшись, заметил, что, действительно, он идет на защитника, сплошь и рядом, без какого-то особенного финта, но сохраняет при этом предельную концентрацию, и при малейшей технической неточности у соперника, мгновенно ловит отскок, нацелен на него. Приметил я и еще одну черточку: неточности у беков Сейду норовит спровоцировать, наводя их друг на друга или атакуя между ними. Тут и психологическая ловушка – защитники подсознательно надеются друг на друга, тут и большая вероятность короткого отскока в своего же, на который очень трудно среагировать, а Сейду просто-таки магнетизирует мяч, который в куче ног находит именно его.

По прошествии времени и притирки к команде у Думбья стало вполне получаться и командное взаимодействие, причем оно не ограничивается чисто эгоистическими выходами на пасы партнеров – не раз он вполне сознательно пропускал мяч на игрока, находящегося в более перспективном положении, но не выключался, а продолжал движение так, чтобы быть готовым и к пасу, и к отскоку. При случае он и сам готов отдать пас на удар тем, кто обычно его «кормит» - Алану или Вагнеру. В результате у нас появился игрок, который без громких деклараций дотянулся до, казалось бы, «вечного» рекорда результативности за сезон, установленного еще Всеволодом Бобровым, а с учетом голов в евротурнирах – и превзошел его. Вообще, средняя результативность в еврокубках, равная единице, когда речь идет не об одной сыгранной игре (а их уже, если не вру, 12) - явление уникальное, но у Сейду и средняя по всем матчам, сыгранным за ЦСКА, переваливает за три четверти!

И при этом Сейду Думбья производит буквально на всех позитивное впечатление своей жизнерадостностью, доброжелательностью и не звездным поведением (в отличие, по рассказам, от своего великого предшественника – Боброва). А еще мне запомнилось поведение нашего бомбардира в матче со Спартаком, когда он с травмой не ушел с поля и продолжал в меру возможного помогать команде. Такое не делается напоказ – просто это показатель отношения к команде и своим обязанностям. Такого парня, не сомневаюсь, уже приметили все, кого это касается, у него АБСОЛЮТНЫЕ шансы попасть в европейский топ-клуб, но пока он остается НАШИМ игроком, и мы можем этому от души порадоваться и на некоторое время впредь на него рассчитывать.

Лично меня порадовал еще один человек в составе ЦСКА – мой давний (уже давний, хотя он совсем молод) любимчик Алан Дзагоев. Хочется надеяться, что период «ломки голоса», «синдрома второго (третьего, четвертого и т.д.) года» для него закончен. Сам Алан, похоже, повзрослел, а тренерский штаб после долгих поисков и раздумин пришел, наконец, к выводу, что боек автомата следует использовать именно в качестве бойка, а не ковырялки для ушей или пресс-папье. Подтянувшись по физике и оказавшись на своем месте, Алан куда чаще во второй половине сезона напоминал себя самого сезона своего блестящего дебюта, и, главное, был очень близок к себе тогдашнему по эффективности. Поначалу это выражалось в голевых или обостряющих передачах, у самого Алана мяч в ворота никак не шел, но потом раскочегарилась и результативность, и пусть с Сейду и даже Вагнером Дзагоев в этом сезоне тягаться не мог, но свои голы забивал, в том числе и очень важные – один только его сравнивающий удар в Казани на последней секунде чего стоит. Есть надежда, что процесс взросления дальше у Алана будет идти более гладко, и мы сможем надеяться на то, что, по крайней мере, один "думатель" в нашем составе работает.

Чтобы соблюсти троичность, среди позитивных впечатлений помяну исключительную игру вернувшегося к нам на время в качестве спасателя Володи Габулова. Несколько его матчей было отмечено печатью настоящих таланта и отваги – это и двойной сэйв с Нальчиком, и геройские игры с Лиллем и Интером. Очень жаль, если не удастся его сохранить на начало сезона, когда нужда в нем будет особенно острой и из-за продолжающегося восстановления Акинфеева, и из-за дисквалификации Чепчугова. Бодряческие заявления клубного менеджмента насчет молодых талантливых Исупова и Ревякина иначе, как попытку держать хвост пистолетом, рассматривать невозможно, но и им, видимо, сказать больше нечего. К устному творчеству нашего руководства я еще вернусь…

Что еще сказать хорошего? Да, конечно, вышли мы в лигочемпионскую весну, героически отсражавшись в Милане и получив первый в нашей истории подарок от соперников, сыгравших, наконец, так, как нужно нам, а не им. Факт приятный, но мало что меняющий в общей оценке ситуации, тем более, что выпавший по жеребьевке Реал может быть пройден только в результате вмешательства высших сил, вроде того, что помянул кто-то из комментаторов – если человек шесть, нет, лучше семь, разом заболеют гриппом или корью… А больше особенно надеяться не на что, потому что армейская команда подходит к этим почетнейшим матчам не в том состоянии, которое давало бы надежду справиться собственными силами, без вмешательства разных архангелов и Хоттабычей. Сама малочисленность игроков, которые в прошедшем летнем сезоне порадовали, указывает, что очень многое в нашей команде находится не в оптимальном состоянии. А анализ дел наших скорбных мы отложим на вторую часть этого тяжко дающегося текста, которую все же допишу в ближайшее время…

Итак, в команде ЦСКА великолепный нападающий, весьма недурно сыгравший диспетчер, вратари, которые не разочаровали, но ни место в ЧР, ни качество игры особой радости не доставили. В чем же дело?

Обычно говорят: - Покажите вашу полузащиту, и я скажу, что у вас за команда. Нет, однако, правил без исключений, и мне кажется, что стоит приглядеться к нашей обороне, чтобы разобраться в проблеме.

Защита – фундамент, каменная стена, на которую опирается и игра и дух команды. Камень требуется твердых сортов, и, когда строили фундамент нынешней команды, на него потратили немало нервов и времени, и в какой-то момент казалось, он даже лучше, чем материал, из которого он построен. В команде 2005 года, направляемой мудрым Карвалью, разгоняемой летучим Жирковым и увенчанной входящим в силу Вагнером, защита смотрелась достаточно гармоничной, стойкой и даже агрессивной – гол Брата Леши стал началом высшего триумфа команды ЦСКА в ее истории. В какой-то степени гол Брата Васи в ворота непобедимого для нас доселе Интера завершает цикл, историческое рондо, так сказать… Почему завершает? А потому, что фундамент наш твердокаменный, в котором – наши наиболее авторитетные, возрастные и защищенные российским паспортами игроки, потихоньку обветшал и, в конце концов, окончательно перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к клубам, сражающимся за трофеи. Забавно, как буквально в одночасье переменился стереотип официальной футбольной аналитики, которая годами твердила о нашей обороне – основе сборной страны – как о не имеющей конкурентов, и внезапно, как по команде и как о само собой разумеющемся, заговорила о ее медлительности. Я об этом писал еще несколько лет назад, да и потом не переставал, и еще присовокупил бы периодические приступы столбняка у нашей защиты с полной потерей концентрации и ориентации во времени и пространстве, когда соперники вдруг получают полную свободу действий в непосредственной близости от ворот.

Основную причину проблем в задней линии я вижу, в первую очередь, в ее органическом недостатке, который был виден с самого начала, никуда все это время не девался и только маскировался разными средствами, вроде сумасшедшей физики или сумасшедшего нападения. И заключается он в низком индивидуальном уровне, в первую очередь, в слабом индивидуальном отборе, позиционных ошибках и, самое главное, слабой реактивности и разворотливости. Естественным следствием этого стала необходимость количественно усиливать оборону за счет хавбеков, чтобы увеличить ее плотность. Недаром в последнее время наблюдалось стремление поставить в центр полузащиты в добавок к одному атакующему центральному целых двух оборонительных, в том числе, используя для этой цели Мамаева и Хонду, заведомо с трудом исполняющих такие функции. Много раз все мы видели, что армейская оборона останавливает противника, создавая пробку, баррикаду из собственных тел на передней линии свой штрафной. Собственно, на этом численном уплотнении обороны и держался миф о ее надежности…

Необходимость отходить на помощь оборонцам влечет за собой ослабление позиций в центре поля и, соответственно, автоматически образует разрыв с линией атаки, вероятность точного паса в которую обратно пропорциональна квадрату расстояния… Пытаясь справиться с этим дефектом, наша средняя линия стремительно убегает вперед, оставляя бекам заботу об отобранном мяче. И именно здесь таится еще один капитальный дефект игры армейской обороны: оставленный в ногах защитников мяч подвергается длительному унижению и измывательству. Комбинация Брат – Брату – Игне – вратарю не просто навязла на зубах, она в принципе бессмысленна и вредна. В чем, теоретически может заключаться ее смысл? Выманить на себя игроков соперника, чтобы разредить пространство на его половине. Выманить удается, трагедия в том, что защитники сплошь и рядом оказываются неспособны справиться с выманенными – под их давлением мяч судорожно отбрасывается к своим воротам, а там – дай бог, чтобы вратарь не ошибся… Таким манером была спровоцирована уже не одна опасная ситуация у своих ворот. Если же и не назад – вратарю, то вперед, но опять-таки в спешке, неприцельно и на кого бог пошлет…

Что еще существеннее, длительное перекатывание мяча в обороне влечет за собой постоянную фору обороне соперника: пока Братья и Игна разыгрывают эту свою коронную комбинацию, супостаты успевают занять оптимальные позиции и разобрать игроков армейской атаки. Именно в этом, как я считаю, и заключается одна из систематических причин того какие трудности возникают в организации игры ЦСКА в атаке - на всякого принимающего пас в передней линии армейца успевают выйти минимум двое соперников, да еще и страхующие подтянуться. В результате, при стабильном преимуществе во времени владения мячом (достигнутом, в значительной степени, вышеупомянутым перекатыванием поперек - назад) армейцы стабильно проигрывают даже посредственным командам во времени, потраченном на собственно созидательную игру. А ее организация состоит либо в длинных прорывах армейских форвардов и атакующих хавов аж от средней линии (когда даже тупые защитники успевают сообразить, куда бежать), либо в малоперспективной борьбе за 50-метровые выносы. Учитывая высокий класс нашей передней линии такое ее использование является унизительно малопродуктивным.

Основная моя личная претензия к Слуцкому – то, что он очевидным образом оказался неспособен сделать что-то ни с защитниками, ни с организацией игры в принципе, и уж в этом-то деле сваливать ответственность ему не на кого… Авторитетность заслуженных оборонцев, их лимитность и отсутствие очевидных альтернатив оказались для нашего ГТШ непреодолимы. По всей вероятности, и в руководстве клуба до самого последнего времени господствовала уверенность, что оборона – «выше подозрений» (забавно, это одно из исторических заблуждений – Гай Юлий Цезарь в свое время сказал, что его жена должна быть выше подозрений, а раз она под него таки попала – немедленно развелся…). Оттого-то и все селекционные усилия были так или иначе направлены на усиление атаки (в чем преуспели), но только нынешней зимой Гинер всерьез упомянул о поиске защитника. Нам необходимо радикальное изменение обороны и принципов ее игры - нельзя допускать, чтобы у талантливейших игроков армейской атаки их же собственная оборона повисала гирей на ногах из-за нежелания или неспособности меняться.

Сложность еще и в том, что добавление в заднюю линию одного, даже авторитетного и умелого, игрока вряд ли сможет переломить сложившийся годами стереотип, и команда непосредственно снова столкнется с проблемой явного несоответствия уровней игры собственных атаки и обороны, а также неадекватности последней в столкновении с командой высшего европейского уровня. Матчи с Реалом в этом смысле будут чрезвычайно показательны и с этой точки зрения полезны, если только они не закончатся унизительным погромом, который капитально и надолго подорвет дух и репутацию армейцев с неисчислимыми негативными последствиями в ближайшем будущем.

«Перемена небесного мандата» только у мудрых правителей происходит бескровно и мягко, потому что они всемерно глядя в будущее, прозревают момент необходимых изменений. К сожалению, с моей точки зрения, момент для реконструкции игры, менталитета и собственно состава упущен, и теперь его, воленс-ноленс, придется проводить в неблагоприятных условиях – нагрузка в предстоящие полгода будет необычайно высокой, как количественно, так и качественно – нас ждет третий круг ЧР, в котором проходных матчей не будет вообще, упомянутые матчи с Реалом (в которых, объективно, наш путь в ЛЧ должен закончиться), а сборников – еще и Чемпионат Европы, который они, конечно, будут держать в голове. Так что, похоже, ряда сепукку нам не миновать…

На все про все у команды и Слуцкого персонально – полтора месяца при полном отсутствии резервных ресурсов. Имеющиеся в команде молодые пока не показали даже потенциальных способностей занять место в основе, а кандидатуры, обсуждаемые в качестве потенциального усиления опять по амплуа – атакующие. Как бы хотелось надеяться, что тренерский и менеджерский штаб команды видят намного больше того, что видно нам, но как же трудно поверить, что они знают волшебное слово, которое преобразует гирю на ногах в снаряд, летящий во врага. Как бы хотелось ошибиться в своих опасениях.

YBS

P.S. Вот и первые ласточки трансферной кампании – нападающий (очень нужен, раз Вагнер должен уйти) и опорник (тоже очень нужен в связи с моральным и физическим износом Элвира, Шембы и Алдонина). И снова о защите – тишина…

По теме блога: