Устинов в Беларуси: вернулся на родную «рубиновскую» позицию и стал теневым лидером
Виталий Устинов крайний защитник – относительно проект Юрия Пунтуса. Устинов выступал на фланге в схеме с четырьмя защитниками в «Рубине» примерно до 2016 года, после поднявшись на фланг полузащиты. С переходом казанского клуба на схему с тремя центральными защитниками Виталий всё же остался вингером, но с дополнительными обязанностями: в низком защитном блоке Устинов опускался к трем защитникам и образовывал вместе с другим фулбеком пятёрку в первой линии, в атаке – поднимался к нападающим. Эксперимент можно считать удачным из-за обученности Устинова на возвращение в первую линию при потере. Вывести его из зон можно было только при перегрузе фланга соперника, когда Виталий получал установку на man-oriented прессинг: вингер отскакивал вниз, выводя за собой Устинова, ему за спину вбегал игрок центра.
Такие системные недочеты скрывает роль Виталия в «Торпедо» в качестве крайнего защитника в четверке. Во-первых, с ним на фланге находится еще один игрок и Устинов выступает для него в качестве страхующего (если вингера по описанной выше схеме будут выводить из позиции для заброса, спину прикроет Устинов); Во-вторых, Виталий не предлагает большого объёма работы на мяче и относительно другого крайнего защитника не находится в высокой позиции, участвуя в билд-апе.
Билд-ап «Торпедо-БЕЛАЗ» не имеет определенной структуры и подстраивается под давление соперника. Любопытным вариантом была тройка в первой линии в матче со «Славией», когда Устинов остался с двумя центральными защитниками (Яшин-Бордачев), против двух прессингующих нападающих. Создать преимущество в первой линии – важная задача для комфортного начала атаки, так как такое расположение будет либо вытягивать соперника на один из флангов (диагональ на другой и комфортное развитие наступление), либо разобьёт прессинг (нападающий не будет успевать прикрывать напарника и снова передача на свободного защитника с комфортным развитием). Игроком, который принимал диагональный пас без давления, был Устинов: Виталий в одно касание обрабатывал (важный скилл – на позиции фулбека в «Рубине» он принимал много забросов и прокачал этот навык) и либо переводил атаку на другой фланг под движение Степанова (левый крайний защитник), либо отдавал вертикально на Антилевского (вингер).
Кстати, вертикальный пас Устинова требует разбора: при его выполнении Виталий располагается в полуфланге и пасует вверх по чуть диагональной траектории, что позволяет вингеру на подстраиваться под приём спиной к чужим воротам в статике, а работать по мячу в движении. Это важно для быстрых атак, через которые больше всего и наступает «Торпедо».
Второй, наиболее частый вариант развития атаки, с двойкой в первой линии и двумя-тремя игроками сверху. В такой модели Устинов располагается над первой линией прессинга соперника и является провокатором на приёме передачи: по нему в давление пойдет либо вингер, либо игрок центра – оба варианта будут в перспективе выигрышными, потому что выход с позиции по цепочке даст свободу либо вингеру, либо полузащитнику уже «Торпедо».
Как говорилось ранее, основная пасовая активность Устинова связана с Дмитрием Антилевским. Вингер реагирует на приём мяча Виталием и делает движение широко во фланг. В зависимости от защитного блока соперника, Устинов пасут или на Дмитрия, или в карман под отскочившего форварда (так как вслед за Антилевским может шире уйти и КЗ соперника, оставив полуфланг).
Низкая позиция Устинова является основой для некоторых комбинаций. Во-первых, это скидывание давления. Виталий из тех, кто является вспомогательным в стенке, нежели тем, кто выходит после неё на открытое пространство. Полузащитники «Торпедо», вытягивая мяч на ведении, собирают на себя соперников и скидывают прессинг за счет Устинова: отдают передачу и делают рывок в полуфланг под ответный пас. Если быстрая смена владеющего не помогает, Устинов катает мяч с ближним ЦЗ (чаще – Яшин) и пасует обратно полузащитнику. Комбинация использовалась в матче с БАТЭ, которое успевало перестраиваться в средний блок без большого пространства для контратак.
Также Виталий участвует в установлении владения, подстраиваясь под мяч после верховых дуэлей ЦЗ. Комбинация наиболее эффективна, когда Яшин или Бордачев целенаправленно головой скидывают мяч к Устинову: он даже без обработки может закинуть на Антилевского, либо вторым касанием пустить диагональ. Похожая схема и при аутах: они, как ни странно, могут быть опасными и без длинного ввода Щербо или Алисейко. Устинов вбрасывает аут накоротке, перед этим чекая ситуацию вокруг для быстрого продолжения. Если Устинов вводит в своей трети, то под подачу опускается опорник или вингер и скидывает обратно под заброс. Виталий либо пускает диагональ, либо, указывая перед этим рукой, подает вертикально по флангу. Если аут в финальной трети – подобная скидка, но уже под кросс. С ними есть недочеты, потому что большинство кроссов Виталия идет по низкой траектории на ближнюю штангу; подача первым касанием после скидки с аута делают кросс пласированным, как раз под движение вторым темпом на дальнюю стойку. Схожим образом была выполнена подача под голевой удар Дмитрия Юсова в матче с «Неманом».
Работа без мяча
Прервать рассказ об созидательной работе Устинова хочется описанием работы без мяча – компонента, который лучше всего раскрывает особенности игры Виталия.
Устинов умно обороняется, это касается как помощи в давлении, так и игры один в один. Если против него играют спиной, Виталий расставляет ноги чуть шире ног соперника и показывает свое слабое место, чтобы игрок попытался прокинуть мяч. Сам же Устинов в это время ногой (чаще правой) выполняет подсечку в области расположения мяча. Если противник попытается прокинуть, то попадет ровно в ногу Устинову и потеряет контроль; если попытается развернуться, то снова напорется и потеряет контроль. Вкупе с давлением корпусом проход один в один в этой ситуации почти нереален – нужна стенка с партнером.
Также и при игре лицом к лицу: Устинов пласируется перед владеющим мячом, сохраняя дистанцию для возможных действий (не впритык, чтобы можно было прочитать прокидывание, но и не слишком далеко для блокировки возможного удара) и располагаясь полубоком для резкого старта и бОльшего обзора фланга. Спину страхует ближний ЦЗ. Если следует удар – Устинов успевает выставить ногу, из полубока это делается еще проще; Если смещение – выкидывает ногу под прокидывание мяча и перекрывает корпусом створ ворот (на фланге это не трудно из-за меньшего угла). Против Устинова, действительно, почти не работают смещения: чтение игры позволяет не выдергиваться и, оставаясь на ногах, блокировать продолжение, соблюдать тайминг.
Если же соперник obladaet техникой для резкого изменения курса движения или прокидывает мяч по нечитаемой для Устинова траектории, крайний защитник опускается для подката и выполняет его в технике Джона Стоунза (не знаю, как называется, но впервые заметил её у этого защитника), выставляя ближнюю к мячу ногу. Это качественный скилл, для которого помимо растяжки нужны хороший толчок обеими ногами, координация и тайминг. Использует его и в игре на ногах, выкидывая ближнюю ногу по траектории мяча.
Теперь про доставку мяча на фланг Устинова. Если на краю поля возникает ситуация 1в2, где игрок с мячом широко во фланге, Виталий всегда идет в прессинг по нему, оставляя второго, даже если тот находился в нескольких метрах. Можно списать, что техника Устинова по блокировке полета мяча является более ценной в такой ситуации, но на деле соперник ловит защитника в полупозиции, когда тот оставляет одного и начинает движение к другому. Не всегда рационально работает и по вертикальным забросам за спину.
Вообще россиянин из-за расположения полубоком просматривает периферическим зрением движение соперника как в низком блоке, так и при потере мяча своей командой. Например, в матче с «Минском» поднялся выше из-за концентрации игроков на противоположном фланге под диагональ, но вместо этого на него последовал неточный пас и владение соперника. За считанные секунды Устинов увидел свободного вингера соперника и поддавил в момент приёма, подсечкой выбив мяч. Еще один вариант, если пас идет на свободного игрока по его флангу – чтение тела пасующего и скидывание скорости перед касанием мяча, чтобы по инерции двигаться по траектории полета мяча. Для выкидывания ближней ноги нужен мини-прыжок, без него Устинов или опаздывает с выкидыванием ноги, или вообще не выставляет её.
Но часто Устинов не замечает соперника или специально действует по игроку с мячом, теряя пространство за спиной. Хорошо минусы вскрывает вертикальный заброс. Только при развороте к своим воротам Виталий замечает соперника и начинает по нему реагировать (соперник с мячом / почти с мячом и времени на действие затрачивается меньше, чем на реакцию + движение Устинова). Так забивал «Минск», разрезав пространство за спиной Виталия и отдав передачу на пустые ворота.
Это мы говорим о прямолинейной игре, некоторые вингеры же могут делать фейковые передачи или удары, заваливая Устинова или оставляя в защитной стойке. Но, на самом деле, после передачи за Виталия гораздо больше вариантов для развития наступления, самое главное – найти и отдать тот самый вскрывающий пас. И это тот недочет, который система команды исправить не может – Виталий сам плохо читает забросы, даже в низкой позиции.
Устинов в атаке
Профиль игры с мячом нацелен на продвижение и пусть не сбивает с толка большое количество передач назад – их природа, как было описано выше, связана с вскрытием прессинга соперника. Тем не менее Устинова не найти в топах по ключевым передачам и острым моментам, а лучшим результатом является четвертое место в графе созданных шансов – достойный результат, учитывая, что первые три места занимают исключительно атакующие игроки.
Устинову в любой фазе атаки нужен партнер. Например, в матче со «Славией» был интересный момент, когда Виталий около двадцати секунд пасовался с Яшиным, потому что вингер на его фланге не опускался под пас. В этом была логика: вертикальный заброс по флангу оставил был вингера в неудобном положении 1в2, а полузащитники не смогли бы сработать на подборе из-за низкой позиции. Но когда все условия были соблюдены, Устинов через вингера начал атаку с переводом на другой фланг под рывок Степанова на ударную позицию.
Его диагонали на другого крайнего защитника (Степанова) – интересная односторонняя связь, потому что сам Устинов не часто вбегает в такую высокую позицию из-за специфики игры вингера на его краю. Позиция Устинова зависит от Антилевского (Виталий пытается находиться вертикально под ним, чтобы завозившийся под давлением Дмитрий мог отдать вниз).
Важный момент – чекинг ситуации. Постоянные повороты головой и являются основой тех или иных передач, потому что Виталий не останавливается только на вертикальном развитии через Антилевского. Если он замечает движение с другого фланга, то может пласировано закинуть в штрафную или перевести атаку в центр опорникам, которые самостоятельно её продлят.
Говорили, что Устинову нужен партнер для передачи, однако, если соперник отдаёт пространство под движение, Виталий не брезгует продвигать мяч на скорости. Все обманные движения Устинова основаны на чтении тела соперника и смещении мяча в сторону перед попыткой отбора с дальнейшим прокидыванием. Этого достаточно: Устинов в топе игроков «Торпедо-БЕЛАЗ» по попыткам дриблинга с 50% успешности (всё же на скорости тяжело убирать мяч, для этого нужна незаурядная координация). Или еще один приём дриблинга – ложная передача. Этим крайний защитник пользуется на закрытом мяче: телом показывает, что отдает пас назад и вместо передачи на контроле разворачивается с мячом.
Устинов – один из теневых лидеров «автозаводцев». Он даёт важный объём в билд-апе, не сводя начало атаки к простым забросам центральных защитников или постоянным передачам опорникам. Защитные качества Виталия являются необходимыми для атакующего потенциала команды: его низкая позиция помогает скидывать давление игрокам сверху, а также свободнее действовать в чужой трети: нападающие понимают, что за спиной есть постоянная страховка. Кандидатура Устинова выигрышна для тренера и из-за адаптированности к игре на обоих флангах, на разных позициях (край защиты, полузащиты и даже в центре). В ново-старой роли Устинов вряд ли отдаст большое количество ассистов (хотя связка с Юсовым, при лучших кондициях Дмитрия, должна принести еще минимум пару голов), но его вклад в развитии атаки, безусловно, велик.