Мир рондо: Работа над созданием фазового пространства
Как и обещал в крайнем материале блога - переходим от теории к практике. Не зависимо от фазы игры (с мячом, без мяча или переход) на протяжении всего игрового времени на поле происходит бесконечный процесс создания фазовых пространств. Для тех, кто не ознакомился с теоретической частью темы: Фазовое пространство в футболе - это сиюминутная выгодная ситуация на поле. Создается она путем взаимодействий футболистов, их перемещений.
Именно от взаимодействий игроков в фазовых пространствах и зависит уровень игры команды. Соответственно, важно, чтобы тренировочный процесс не ограничивался вырабатыванием динамического стереотипа. Не достаточно доводить определенные действия и взаимодействия до автоматизма. Необходимо совершенствовать способность футболистов к решению трудных игровых задач. Частота создания фазовых пространств напрямую зависит от ментальной (скорости принятия эффективных решений) и технической (обработка мяча, культура паса, эффективность дриблинга и т. д.) скорости.
Важно, чтобы футболисты знали и понимали, зачем они выполняют то или иное упражнение на УТЗ. Успехи команд Хосепа Гвардиолы распространили по миру идеи эффективности рондо. Бесконечная вариативность данного упражнения делает его очень универсальным и многофункциональным. Вопреки стереотипам, рондо - это не ограниченное упражнение для контроля мяча путем коротких передач. Разнообразие вариантов делает его незаменимым для улучшения позиционной игры, быстрых атак, прессинга, контрпрессинга и даже зонной обороны.
Рондо одно из основных упражнений, независимо от того, какой концепции игры придерживается тренерский состав. Его главное преимущество в том, что футболисты постоянно должны принимать решения и взаимодействовать, находясь в условиях ограниченного пространства и времени. Это путь к прогрессу, независимо от нынешнего уровня команды.
В нашей подборке будет не только рондо, но и другие не менее эффективные упражнения заставляющие игроков думать, принимать решения и создавать фазовые пространства находясь под серьезным давлением. При этом, параллельно отрабатываются не только атакующие, но и оборонительные действия и взаимодействия.
"ТРИДЦАТЬ ОДНО"
Интенсивное упражнение, в котором задействовано 12 полевых игроков. Время выполнения каждый тренер уже может определять сам. Все зависит от цели, которую вы ставите, от фазы недельного цикла и от функционального состояния футболистов. Это относится ко всем упражнениям в материале.
Занятие проходит на игровом поле размером, примерно - 20-30 метров. Участвуют три команды по четыре футболиста. Две команды всегда вместе владеют мячом, одна пытается мяч отобрать. Количество касаний мяча не ограничено, но зачетное очко владеющие мячом команды получают лишь за точный пас в одно касание. На иллюстрации - красные и синие контролируют мяч, желтые в роли отбирающих. Если, к примеру, мяч будет потерян красным, или покинет от него пределы поля, то эти две команды меняются ролями. Очки начисляются обеим командам, которые владеют мячом, независимо от того у кого именно прошла передача в касание. Побеждает команда, которая первой наберет 31 очко.
Преимущество этого упражнения в том, что игроки не ограничены узкими рамками. Они не обязаны играть только одним или двумя касаниями, но вырабатывается навык играть в касание лишь там, где это действительно оправданно и эффективно.
ЗАЧЕТНАЯ ЗОНА
Хорошее упражнение для отработки проникающих и разрезающих передач. Отрабатываются одни из важнейших взаимодействий при создании фазового пространства.
Размер поля: 57 на 30 метров. Поле поделено на три игровые зоны. Основная - 40 на 30 метров и собственно - зачетные зоны - 7 на 30 метров. Количество участников - 9. Две команды по 4 игрока и один нейтральный, который всегда играет за атакующих. Ограничений относительно касаний нет. Можно использовать дриблинг. Очки начисляются за прием мяча в чужой зачетной зоне, но при этом игрок не может войти в зачетную зону раньше мяча. Это важнейшее условия упражнения. Можно играть на время, можно на счет. Это, как и размеры поля с количеством участников регулируются тренерами.
"Тридцать одно" и "Зачетная зона" хороши тем, что имеют соревновательный характер.
2+1 VS 2+1 С ЧЕТЫРЬМЯ МАЛЕНЬКИМИ ВОРОТАМИ
Две команды по два игрока в поле и по одному за линиями ворот. "Красный 1" на рисунке играет за синих, соответственно "красный 2" - за желтых. Игроки не продвигаются вперед на дриблинге, только за счет передач.
Для лучшего восприятия упражнения привожу еще пару иллюстраций.
4+2 VS 4+2 С ЧЕТЫРЬМЯ ВОРОТАМИ
Упражнения для отработки проникающих передач.
Соответственно идет отработка и оборонительных взаимодействий при зонной обороне.
Перед воротами в чужих зонах находятся по 2 футболиста. Они забивают голы, но есть одно условие. После того, как сквозь линию обороны пройдет проникающий пас, "нападающий" у ворот должен в одно-два касания (это условие зависит от уровня мастерства вашей команды) отыграть на своего партнера у соседних ворот. Только после паса от пятого на шестого номера (или наоборот) можно поражать ворота.
ПРОНИКАЮЩИЕ 4+2 VS 4+2 С ВРАТАРЯМИ
Упражнение похоже на предыдущее, но здесь двое ворот стандартных размеров и соответственно вратари. Каждый игрок действует исключительно в своих зонах. Удар по воротам наносится после паса между 6 и 7 номерами.
ПРОНИКАЮЩИЕ 4 VS 4. 8 ВОРОТ
Суть упражнения проста и понятна по картинке. Поочередно обе линии комбинируют и выискивают момент для проникающей передачи. Если мяч в воротах - передача прошла. Линия без мяча действует по принципам зонной обороны. Футболист в зоне мяча выдергивается на атакующего, партнеры сужаются и перекрывают потенциальные линии передач.
КИКЕР 8 VS 8 НА ШЕСТЬ МАЛЕНЬКИХ ВОРОТ
Это упражнение имеет сходство с настольным футболом - Кикер.
РОНДО 11 VS 3 В ДВУХ ЗОНАХ
По периметру игрового поля расположены 9 футболистов. Поле поделено на две равные по размерам зоны. В активной зоне всегда находится один атакующий (в нашем случае - синий №6). Еще один синий находится на границе зон и при переводе мяча в другую зону №11 смещается в нее, а шестерка занимает позицию на границе. Игра проходит в одно касание. В активной части поля всегда играет двое желтых, один остается в зоне без мяча, для возможного перехвата в случае перевода.
ИГРА НА УДЕРЖАНИЕ МЯЧА 9 VS 9 ОТ АРИГГО САККИ
Достаточно непростое, но эффективное упражнение, которое активно использовалось в тренировочном процессе "Милана" Аригго Сакки.
На поле расставлены 10 маленьких ворот (фишки, конусы или палки). Команда получает очко за каждую принятую передачу, которая прошла сквозь ворота. Высший пилотаж.
ДВА КВАДРАТА
Одна из продвинутых версий рондо. В одной команде 6 игроков, в другой - 4. Поле поделено на две зоны разных размеров. Проще говоря, в большом квадрате находится маленький. Изначально красные в одно касание возят синих под номерами 1 и 2. Задача "собачек" перехватить мяч и передать своим партнерам, которые находятся на гранях большого квадрата. Дальше красные переходят в фазу игры без мяча, вступают в отбор и перекрывают возможные линии передач. Задача красных усложняется наличием в маленьком квадрате двух синих игроков, с которыми всегда могут отыграться внешние игроки.
Вот так выглядит игра во внешнем квадрате.
РОНДО 4+1 VS 4 С ЧЕТЫРЬМЯ ВОРОТАМИ
На углах игрового поля расположены маленькие ворота. За команду с мячом всегда играет нейтральный - желтый игрок. Его позиция - в центре поля. Задача контролирующих мяч - как можно дольше удерживать контроль, цель синих перехватить мяч и поразить одни из ворот. После этого команды меняются ролями. Можно играть на счет, можно на время.
РОНДО 3+3 VS 3 В ТРЕХ ЗОНАХ
На иллюстрации две группы игроков выполняют одно и то же упражнение. Таких групп может быть и больше, чтобы задействовать максимальное количество игроков.
Команды во внешних квадратах контролируют мяч в одно касание. В центральном квадрате всегда остается пара обороняющихся, которые перекрывают направления для перевода мяча в дальний квадрат. В активной зоне тройке атакующих всегда противодействует один игрок. В случае успешного перевода в дальнюю зону обеим контролирующим мяч командам начисляется зачетное очко. Тройка без мяча в этом случае оперативно смещается к активному квадрату и действует по тому же принципу - 1 в зоне, двое перекрывают направление передач в дальнюю зону.
ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ С ПЕРЕВОДОМ В ЗОНУ
Это упражнение без противодействия. Но, трудность заключается в дефиците времени и пространства. Все передачи должны исполняться в одно касание. Если уровень мастерства игроков не позволяет этого, можно первое время допускать два касания.
РОНДО 2+2+2 VS 2 С ТРЕМЯ МЯЧАМИ
Игру осложняет наличие трех мячей. Очень хорошее упражнение для развития ментальной скорости. Игра в одно касание. В данном случае в пятиугольнике пара синих игроков. При перехвате их задача отправить мяч в створ любых ворот. Пока не забит гол, синие отбирают мяч, в случае, когда они поразят цель - они меняются местами с парой, игрок которой потерял мяч.
РОНДО 6 VS 3 С ВОСЕМЬЮ МАЛЕНЬКИМИ ВОРОТАМИ
Задача синих - поражать ворота в центре круга. Задача красных - защищать свои ворота и при перехвате мяча - забить гол в любые из внешних ворот. В принципе, можно играть тремя командами 3+3 vs 3. Можно двумя 6 vs 3. Это на выбор тренера.
В принципе, можно бесконечно продолжать этот список уже существующих подобных упражнений и постоянно придумывать новые. Человеческой фантазии нет предела.
Всевозможные вариации рондо и упражнения с уклоном на поиск вариантов для векторов передач очень эффективны для создания фазового пространства и ориентации в нем. Опыт, полученный игроками в этих и им подобных упражнениях улучшит их мышление в момент контроля мяча. Игроку необходимо предвидеть движение защитника, мяча и анализировать игровую ситуацию.
Безусловно, эти упражнения воздействуют и на функциональную подготовку игроков. Но здесь важно осуществлять контроль, и разделять нагрузку на всех игроков, чтобы не оказалось так, что одни игроки бегали в квадрате в три раза дольше других.
Группа "Тактика футбола" в Facebook
В материале использованы фото: GettyImages.