«Дортмунд» вынудил «Баварию» сыграть осторожно. Но контрпрессинг Флика был слишком хорош (как и Киммих с Боатенгом)
Разбор Вадима Лукомского.
1. Главные интриги в составах сводились к готовности игроков. «Бавария» в выходные играла без Тиаго Алькантары, а по ходу матча небольшое повреждение получил Джером Боатенг. Тиаго не восстановился, а Боатенг стартовал.
У «Боруссии» в подвешенном состоянии были Матс Хуммельс, Аксель Витцель и Джейдон Санчо. Хуммельс был заменен в матче прошлого тура, но Люсьен Фавр настаивал, что с вероятностью 99% он сыграет против «Баварии» – так и получилось. Готовности Витцеля (только оправился после травмы) и Санчо (регулярно попадает в заявку, но пока не выходил в старте после карантина) оказалось недостаточно.
Тактических сюрпризов не было: 3-4-2-1 «Дортмунда» против 4-2-3-1 «Баварии».
2. Обычно здесь мы делим матч на этапы – сегодня труднее. Матч был достаточно последовательным с точки зрения рисунка игры – чуть ли ни один большой отрезок с достаточно стабильными особенностями.
Но некоторые события все-таки корректировали детали. Главное из них – гол Йозуа Киммиха. На стартовом отрезке обе команды играли более открыто и использовали козыри. «Дортмунд» опасно убегал, когда удавалось пройти прессинг «Баварии» (у нее были приемы), а «Бавария» вскрывала блок «Боруссии» при позиционных атаках.
После гола в конце первой половине игра стала чуть более острожной из-за поведения «Баварии». При удобном счете команда Ханси Флика меньше рисковала, стала периодически отказываться от прессинга и лишила «Боруссию» важного источника моментов. Но без прессинга и сама «Бавария» не контролировала игру в той степени, в которой привыкла – моментов тоже стало меньше.
Еще один этап – последние минуты после серии поздних замен с обеих сторон. Без Холанда у Фавра не осталось чистых нападающих на штурм, но атакующих игроков он бросал – перешел на четверку защитников (в реальности на двойку, потому что латерали не стали играть глубже) и рисковал. Флик ответил выходом Хави Мартинеса вместо Сержа Гнабри – «Бавария» оказалась под давлением, но не испытала реальных проблем.
3. Важная предматчевая интрига – розыгрыши «Дортмунда» против прессинга «Баварии». Никто в Европе не прессингует интенсивнее команды Ханси Флика. Но «Боруссию» задушить давлением стало намного труднее после перехода на тройку защитников.
«Бавария» использовала типичную модель прессинга, в которой интенсивность достигается за счет того, что команда располагается достаточно компактно (может оставить дальнюю сторону поля свободной), а футболисты постоянно читают каждый следующий эпизод (часто стараясь контролировать по два соперника одновременно).
Важное отличие «Баварии» от большинства соперников «Дортмунда»: они не старались душить тройку персонально одними и теми же футболистами. Они оставляли дальнюю сторону свободной, а четверка Гнабри, Мюллер, Коман, Левандовски накрывала тройку защитников и одного латераля. Грубо говоря, Гнабри и Коман поочередно помогали Мюллеру и Левандовскому.
Такой прессинг требует слаженности и постоянного общения между игроками, но у «Баварии» нет проблем с этим. По традиции давление поддерживалось агрессивной игрой полузащитников и высокой линией защиты. В случае перевода свободный дальний фланг по возможности накрывали смелыми выдвижениями Бенжамен Павар и Альфонсо Дэвис.
4. В большинстве эпизодов прессинг «Баварии» был отличным (как обычно). Проблема заключалась в том, что «Дортмунд» его все-таки проходил – чаще, чем большинство соперников. Эпизоды, в которых «Боруссия» преодолевала давление, получались действительно острыми. У Фавра было три постоянных приема, которые работали с переменным успехом.
Самый очевидный – переводы на дальний свободный фланг. Если они исполняются своевременно, то «Бавария» не успевает сместиться, а прессинг перестает быть таким опасным. Либо приходится начинать новую волну, либо свободный игрок «Дортмунда» (как правило, Хакими или Геррейру) находит вариант для обострения.
5. Второй прием – выносы в сторону Эрлинга Холанда. Ранее Рафаэл Геррейру отмечал, как сильно наличие этой опции повлияло на игру «Дортмунда»: «Нам удобно играть с нападающим такого типа. Он может зацепиться за дальний пас, придержать мяч. Ранее мы терялись, когда нужно было использовать много дальних передач. Просто не было никого для этой роли. Теперь определенно есть».
Норвежцу совсем необязательно часто выигрывать верх. Достаточно лишь навязывать борьбу. С этим он отлично справляется, а быстрые футболисты «Боруссии» хороши на подборах.
Тот самый эпизод с выходом Мануэля Нойера на 1-й минуте. Брандт вывел Азара именно после подбора/борьбы Холанда с Киммихом:
6. Третий вариант «Боруссии» под давлением – игра через Юлиана Брандта. По схеме немец располагался рядом с Торганом Азаром, но на практике свободно интерпретировал эту роль. Он возникал и на позиции левого защитника:
И в роли дополнительного центрального полузащитника:
Брандт достаточно техничен, чтобы помогать партнерам под давлением, и в мастерстве продвигать мяч. И он достаточно умен, чтобы интерпретировать эпизоды и появляться в нужном месте.
В совокупности Фавр придумал больше заготовок, чем практически любой оппонент «Баварии». Конечно, «Дортмунд» не разрушил прессинг «Баварии» полностью (это вообще возможно?), но из редких побед извлек достаточно моментов.
7. «Бавария» тоже проверяла «Боруссию» в сценарии, с которыми они нечасто сталкиваются в других матчах. Новая схема 3-4-2-1 в первую очередь улучшила игру «Дортмунда» в позиционных атаках. Команда стала лучше играть, когда ей отдают мяч. В позиционной обороне ее проверяют не так часто (уж точно не так часто, как может «Бавария»).
Почти в каждой игре возникают отрезки, когда «Боруссия» откатывается назад в схеме 5-4-1. Но ее еще не проверяла команда уровня «Баварии»:
Зачастую такой организации хватает – игроки достаточно дисциплинированы, команда поддерживает хорошие расстояние между линиями. Но «Бавария» находила способы расшатывать эту структуру. Как правило, острые атаки провоцировало умное движение Томаса Мюллера. Вот два ярких примера.
Мюллер располагается слишком высоко для центральных защитников и около Дилэйни, который уже сторожит Горетцку (заодно Томас подсказывает, как лучше развивать атаку). Опорнику приходится разрываться.
Атака развивалась именно так, как просил Мюллер. По ходу эпизода на него попытались переключиться и Дилэйни, и Хуммельс, но из-за идеального движения никто не успел. Томас свободен и делает обостряющий пас на Левандовского:
В моменте с убойным шансом Гнабри все тоже началось с Мюллера. Поменявшись ролями с Команом, он оказался на фланге и располагался так, что Геррейру и Брандт запутались (оба пошли на него). Аканджи в попытках помочь тоже потерял позицию. Дальше последовал пас Томаса в штрафную:
8. Первый тайм получился достаточно равным. У каждой команды были моменты и козыри. Все решил момент гениальности от Йозуа Киммиха. Гол выдающийся, но на самом деле там была и тактика.
Во-первых, контрпрессинг – этот элемент у «Баварии» на потрясающем уровне. Команда Флика в эпизоде предприняла несколько последовательных попыток комбинировать через центр с использованием рискованных передач. Сразу накрывали и возвращали мяч. Причем два раза перед ударом это делал сам Киммих. Два раза за четыре секунды – отчасти везение, но прекрасно накрывал и был заряжен на такие эпизоды именно из-за тактики, которую «Бавария» использовала весь матч. То есть именно контрпрессинг создал Киммиху ситуацию для удара.
Во-вторых, сам опорник признался, что ключевую роль сыграл предматчевый анализ: «Я не заметил, что Бюрки далеко вышел из ворот, но перед игрой нам говорили, что он часто выдвигается слишком далеко в такие моменты, поэтому я решил попробовать. Мне немного повезло – и мяч оказался в воротах».
9. Во втором тайме (особенно в последние 30 минут) «Бавария» заметно снизила прессинг-обороты. Давление сразу после потери мяча оставалось, а вот при розыгрыше «Дортмунду» чаще позволялось владеть мячом. Это привело к аномальной по меркам команды Флика картине: после 60-й минуты соперник владел мячом 57%.
В обычном матче такой перевес не кажется чем-то особенным, но «Бавария» – самая доминантная команда Европы в плане владения. Это правда редкость. И во многом умысел гостей. Они уже забили свой гол и хотели лишить соперника возможностей для атак на скорости, которые в первой половине удавались именно после прохождения прессинга.
«Бавария» все чаще оборонялась позиционно. В таких ситуациях использовалась схема 4-3-3/4-1-4-1 (но не 4-2-3-1) с Томас Мюллером в полузащите:
В целом, замысел сработал. За второй тайм «Боруссия» нанесла лишь один удар из пределов штрафной.
10. Киммих – один из героев встречи, но его пара с Леоном Горетцкой не была оптимальным вариантом для подобного матча. В некоторых играх пара Киммих/Горетцка или Тиаго/Горетцка очень уместна – когда соперник закрывается и сам отдает центр поля. Один игрок направляет атаки, а Горетцка нагружает штрафную соперника своевременными рывками (в них он очень хорош).
Но вчера «Дортмунд» сражался за инициативу и старался плотно держать Киммиха. В таких матчах идеальна пара Киммих-Тиаго. Они блестяще читают соперников и манипулируют давлением. С такой парой «Бавария» именно завоевывает центр и контроль. Вчера качеств Тиаго не хватало.
На выходе мы получили не такой однозначный матч Киммиха, как кажется на первый взгляд. Из-за внимания со стороны опорников «Дортмунда» Йозуа был скован при игре в пас (в первом тайме было несколько прямо ужасных ошибок), а Горетцка не давал ему нужной поддержки (он просто не Тиаго).
При этом претензий к самоотдаче пары быть не может. Леон проделал отличный объем работы. А Киммих грандиозно читал эпизоды с контрпрессингом (не только в голе, а весь матч). Сильный матч Йозуа, но нехватка Тиаго все равно ощутилась.
11. Джером Боатенг выдал один из лучших оборонительных перфомансов сезона (и точно собственный лучший за последние годы), а разговоры при упоминании его фамилии все равно лишь про возможный пенальти. Внесу немного баланса.
Боатенг чаще всех оказывался против Холанда – и доминировал в этой дуэли. Боатенг напомнил, почему когда-то был лучшим в мире по умению обороняться на больших участках поля – выдающиеся решения убивали контратаки «Дортмунда». Стабильность, с которой Джером делал все описанное – абсолютный топ-уровень.
Перед игрой Флик как раз рассуждал о будущем Боатенга. Не сомневается в таланте, указал на возраст, и подытожил: «В первую очередь он сам должен определиться, что хочет делать» (намек на околофутбольные активности Джерома). Вчера тренер получил очень четкий ответ. Боатенг – все еще в первую очередь футболист. Топ-футболист, если продолжит в том же духе.
12. Томас Мюллер завершил матч без результативных баллов (редкость при Флике), но все равно был прекрасен во всех стадиях. Удивлял соперника движением при позиционных атаках, покрывал огромную зону при прессинге, отлично реагировал на потери, становился дополнительным центральным полузащитником при позиционной обороне.
И да: его характеристика Альфонсо Дэвису после матча не менее прекрасна.
13. У Дэвиса получился очень яркий матч. Эта встреча служит хорошим отражением его манеры. Постоянные риски и скорость для исправления ситуаций, где риски не оправдались.
У Дэвиса с отрывом больше всех потерь (11, не считая неточные передачи) и самая низкая точность передач из оборонительной шестерки. Эти цифры требуют контекста: они не про количество ошибок, а про количество рисков. Но хорошо передают стратегию, которую «Бавария» использует для максимизации Дэвиса.
Во-первых, он получает право пробовать трудные вещи. Во-вторых, ему создают условия – часто «Бавария» переходила на ситуативную тройку защитников (с Паваром или Киммихом), чтобы Альфонсо расположился максимально высоко. Из объема рискованных действий рождаются ситуации, которые раскачивают матчи в обе стороны. Но «Бавария» лишь выигрывает от этого: она готова к потерям Дэвиса, в крайнем случае скоростью все исправляет сам Альфонсо.
14. Матс Хуммельс сильно сыграл против бывшей команды. Из-за яркости в отдельных эпизодах больше комплиментов получает Лукаш Пишчек (хотя порой он просто исправлял собственные ошибки), но по-настоящему прекрасен был Матс.
Два главных аспекта великолепия – объем оборонительных действий (самый большой в матче) и важные для тактического рисунка переводы, которые он делал очень своевременно и здорово.
15. «Дортмунд» не показал весь потенциал, но вынудил Флика пойти на нетипичные ходы. Точнее: вынудили даже не действия команды, а угроза, которая потенциально исходит от игроков.
«Они отбирают мяч и максимально задействуют быстрых атакующих игроков. Мы должны предотвратить это. Должны перекрыть пространство – деталей раскрывать не буду», – говорил перед матчем Флик.
Тренер мог иметь в виду как пространство за спиной у защитников, так и пространство для паса (сразу накрывать контрпрессингом) – вероятно, имел в виду и то, и другое. «Бавария» действительно подготовилась, но чтобы выключить эту угрозу (во втором тайме получилось), пришлось присесть заметно глубже обычного.
Такого в «Баварии» Флика мы еще не видели. Ни «Тоттенхэм», ни «Челси», ни один соперник по Бундеслиге не вынуждали играть так. Как правило, даже после своего гола «Бавария» доминировала в привычной манере. Вчера не получилось. Все сошлось против этого: адаптация Флика, нехватка Тиаго и скрытый комплимент «Дортмунду».
16. По характеру это ничейный матч с огромной значимостью первого гола. Его забила «Бавария». Он здорово олицетворяет аспекты, в которых команда Флика оказалась чуть лучше: мастерство (сам удар), подготовка (инструктаж Киммиха), контрпрессинг (два возврата мяча перед ударом).
На дистанции матча «Бавария» тоже показывала все эти вещи, но доминирования и даже ощутимой разницы в уровне игры не было.
Киммих – вау! Гениально положил парашютом и приблизил «Баварию» к чемпионству
Фото: globallookpress.com/Jurgen Fromme / firosportphoto / POOL
- Пап, а что такое Боруссия? Это что какой-то популярный сериал?
- Нет, сынок, это футбольный клуб.
- А почему тогда фанаты Боруссии всегда ждут новый сезон?
Дописал анекдот и заплакал.
Давай ещё чё-то про брусок на поле задвинь, только помедленней, а то я конспектирую.