«Порой все кажется сложным, а надо лишь нажать кнопку». Как работает чудо-экран на арене «Краснодара»
Привет! Да, вы в официальном блоге РПЛ – лига запустила его на днях и обещает постить здесь классные истории о клубах и героях, которые делают наш футбол лучше. Вы наверняка знаете, что у РПЛ эффектные соцсети, но теперь преображается еще и официальный сайт. Лучшие материалы оттуда появятся и на Sports.ru, так что ставьте плюсы и подписывайтесь, чтобы их было больше!
Весной российская Премьер-Лига запустила рубрику «Лига профи» – в ней сотрудники клубов, которые часто остаются в тени, рассказывают о свой работе.
Сегодняшняя героиня – выпускающий режиссер медиаэкрана на стадионе в Краснодаре Гуара Атрашевич. Именно она превращает предматчевые шоу и празднование голов «Краснодара» в такую красоту.
Из этого разговора вы узнаете:
🎓 Как сложилось, что Гуара стала режиссером медиаэкрана.
🖥 Сколько человек обеспечивают работу экрана в день матча.
📢 Как именно графика попадает на экран и какая часть игры для режиссера самая сложная.
🏴 Чем помог опыт англичан и как процесс выглядит изнутри.
«Родители – режиссеры и не хотели мне такой же нервной жизни»
«Мое детство проходило за кулисами больших городских праздников, так как родители – режиссеры массовых мероприятий. Я была и на репетициях, и на самих праздниках. Для меня всегда было загадкой: как родители сначала ночами пишут сценарии, что-то чертят, а в день праздника у них получается волшебство. В советское время же были стадионные праздники, демонстрации, концерты на площадях – как мне казалось, почти каждую неделю. Наверное, меня это и увлекло: как задумки с бумаги превращаются в красивую картинку.
Когда я поступала в Краснодарский институт культуры, мне хотелось быть режиссером, но не конкретно на телевидении. Для меня было важно научиться придумывать, организовывать и воплощать свои идеи. Родители, кстати, были категорически против этого. Они сами всю жизнь проработали в этой профессии, а каждый праздник, эфир или матч, как у меня сейчас – это адреналин.
Все режиссеры в такие моменты находятся на нервах, переживают за любую мелочь. Ничего нельзя переделать, переклеить, ты работаешь здесь и сейчас. Если что-то пойдет не так – не получится объяснить тысячам людей: «Ой, закройте глаза, а я сейчас все исправлю». Зато когда все проходит хорошо, чувствуешь облегчение и счастье от того, что все получилось. Поэтому родители и не хотели такой нервной жизни для меня. Им было бы гораздо удобнее, если бы я стала, например, экономистом. Но мне захотелось пойти в культуру.
Первое, что я увидела в институте – идет набор на специальность режиссера-постановщика телевизионных программ. Я и подумала: «Это ж мое!» Еще красиво звучало – отделение телевидения и кино, поэтому и пошла туда. Сама атмосфера в институте меня тоже подкупила: кто-то на гитаре играет, танцоры и актеры репетируют свои номера. Так как сама росла в творческой семье, я чувствовала себя там как дома. Ни разу не пожалела о своем выборе.
«На ТВ я повидала все»
Первое реальное знакомство с телевидением состоялось в последний год учебы на практике в ГТРК «Кубань». Я увидела внутреннюю кухню ТВ, как все делают по-настоящему, а не как пишут в книжках или делают в мини-студиях в институте. Хоть я и была обычной студенткой, но могла ходить по кабинетам, наблюдать за работой аппаратно-студийного блока и студии в прямом эфире, смотреть, что делают режиссеры, операторы – в общем получала практические знания.
После окончания института я вернулась в родную Анапу, но там телестудия была маленькой, и я не могла работать режиссером. Тогда единственной возможностью закрепиться на ТВ стала работа журналистом. Около года я пробовала себя в этой роли. Раз в неделю выходила программа о событиях в городах Краснодарского края, и мы делали для нее по одному-два сюжета об Анапе. Несколько раз я даже была ведущей.
Через год я случайно оказалась в Краснодаре, и мне позвонила подруга: «У нас освободилось место ассистента режиссера, приезжай». Я погрузилась в эту работу – дело было на МТРК «Краснодар». Там работала отличная молодая команда с хорошими идеями, это можно назвать более современным телевидением. Я начинала как ассистент режиссера и отвечала за наполнение канала: новости, художественные программы, видеоролики. Потом меня назначили режиссером новостной передачи, и это была моя основная работа – сбор новостей и проведение эфиров несколько раз в день.
Затем я ушла на «Новое телевидение Кубани» – сейчас это «Кубань 24» – где тоже долго работала режиссером новостей. Плюс получила опыт работы на ПТС во время трансляций: это были разные совещания, культурные мероприятия, не спортивные события. На ТВ знакомство со спортом ограничилось монтажом тематических сюжетов или программ.
Я работала режиссером с 2001 года, но еще два раза уходила в декретный отпуск. Можно сказать, на телевидении я повидала все: новости, прямые эфиры, фильмы, ролики. Были и разочарования в себе, когда что-то не получалось, как задумывалось, а если это еще видно в эфире – мало приятного.
Возьмем для примера выпуск новостей в прямом эфире. Там всегда должно быть что-то свежее. Но Краснодар – город пробок, и в нее может попасть съемочная группа с отснятым материалом. Вот сюжет запланирован для показа в эфире, а его все нет, и режиссеру надо решать: дать команду ведущему, что он будет позже, или вообще убрать из программы. Это тот самый азарт и адреналин – хочется доказать самой себе, что все получится. Но ты еще отвечаешь за свою команду и не можешь всех подвести.
Были моменты, когда тянули до последнего и с колес запускали материал в эфир – тогда гордились собой, что все успели. А когда не получалось и приходилось извиняться перед аудиторией, что сюжет выйдет завтра, лично для меня это было провалом.
«К первой игре нас готовили англичане»
Меня пригласила в «Краснодар» медиадиректор клуба Ольга Городжанова. В тот момент они набирали команду для работы на новом стадионе, и мы уже знали про медиаэкран, другие возможности арены. У «Краснодара» вообще самый красивый и самый современный стадион. Когда я первый раз зашла внутрь, была в шоке – это непередаваемые ощущения! Я еще раньше поддерживала эту команду, так что появилась возможность совместить приятное с полезным: не просто бывать на всех матчах любимого клуба, но и работать в команде с хорошими талантливыми ребятами на очень крутом оборудовании – в общем ощущать себя частью чего-то очень грандиозного.
Футболом я интересовалась всегда. Когда училась в школе, бежала поддерживать своих одноклассников – один из них потом играл за «Краснодар-2000» – еще переживала за футбольную команду родной Анапы. Мы семьей обязательно устраиваем просмотр футбола. Еще муж надо мной смеется, что после каждого матча читаю всю возможную аналитику, пока еду домой, то есть я достаточно увлеченный человек. «Краснодар» – моя большая любовь, я всегда следила за этой командой и симпатизировала ей.
За два месяца до первого матча, где играли сборные России и Коста-Рики, я начала учиться работать с оборудованием на стадионе, ведь все устанавливали без моего участия. К игре все готовили англичане: и анимацию, и проект, благодаря которому все запускается на медиаэкране. Они нас и обучали всем программам. Еще приезжали специалисты из Москвы, которые максимально налаживали работу, устраняли какие-то неполадки, чтобы было удобно работать. На самом матче работали те же англичане – за себя точно могу сказать, что я стояла в стороне и наблюдала за работой. Они очень крутые специалисты.
У многих клубов РПЛ активные фанаты распевают песни, которые заучиваются годами и передаются от поколения к поколению. «Краснодар» – пока молодой клуб по сравнению с грандами, и наши болельщики учатся так красиво поддерживать. Во время работы в моей аппаратной открыто окно, и я слышу, что они пытаются придумать какие-то кричалки, новые традиции боления, но не все могут их поддержать – эти активные группы совсем маленькие. Ролик, который мы запускаем перед каждым матчем – это традиция, которая есть уже сейчас, а чтобы распевать песни всем стадионом, еще нужно время.
«Хочется сразу праздновать гол, но надо терпеть»
Сначала мне все казалось сложным, я даже думала, что никогда ничего не пойму. Оказалось, что все выпускающие программы одинаковы, просто по-разному называются. Нужно было отвыкнуть от пульта и привыкнуть к компьютерной мышке. Специалисты еще поработали над тем, чтобы облегчить мне работу и не требовалось много действий – такая забота была приятной. Порой кажется, что все очень сложно, но на самом деле нужно нажать кнопку, и все запустится. Однако это еще и большая ответственность. Экран – это же техника, которая не зависит от твоего настроя на работу, у него своя жизнь. Если он не так себя поведет – надо срочно решить проблему и так, чтобы это не было заметно ни для кого.
До сих пор очень трудно привыкнуть к двум вещам. Во-первых, во время матча мне кажется, что все внимание болельщиков приковано именно к медиаэкрану, и если какой-нибудь пиксель не так светится – это обязательно все увидят. Хотя люди, в первую очередь, приходят смотреть футбол, а экран – дополнение, благодаря которому все происходящее превращается чуть ли не в шоу.
Во-вторых, когда мяч залетает в ворота, нельзя сразу включать анимацию. Нужно подождать несколько секунд, пока не скажут, что гол засчитан, а уже потом запускать все праздничные спецэффекты. За время работы на новостях выработалась привычка, что одна-две секунды кажутся очень большой паузой. Хочется сразу запустить анимацию и праздновать со стадионом – а надо еще потерпеть, и это очень сложно.
«Моя задача – вовремя запустить видео»
На стадионе две аппаратные комнаты. В той, где я работаю, во время матча еще находятся диктор, звукорежиссер, инженер и начальник IT-отдела, который следит за работой всех компьютеров, нашего экрана и всей другой техники. Один из компьютеров отвечает за медиаэкран, второй – за светодиодные панели, третий – за табло. Вторая аппаратная – абсолютно такая же, как на телевидении. Там есть все для производства любой программы в прямом эфире: пульты для режиссера и звукорежиссера, куча мониторов, повторки.
Во время матчей мы взаимодействуем друг с другом через громкую связь, рации. Обязательно еще связываемся с Ольгой Городжановой, которая находится у поля и дает всю нужную информацию: например, по заменам, добавленному времени. После ее указаний мы и выводим то, что нужно, на медиаэкран.
Я работаю только накануне матча и в день игры. До матча занимаюсь сбором и подготовкой рекламы на панелях согласно сценарию, это достаточно времени отнимает. Также проверяю весь необходимый контент: видеоролики, графика. Их прогоняю на медиаэкране, чтобы все работало идеально и без брака – это все-таки наша визитная карточка.
В день матча все службы, работающие на стадионе, приезжают утром вне зависимости от времени начала игры. Технари начинают работы где-то с восьми-девяти часов, я – чуть позже, с девяти-десяти. Время пребывания на арене зависит от того, во сколько игра начинается. Например, Лига Европы – это всегда поздние матчи, один из таких был вообще в 22 часа.
Если представить, что тогда я приехала в 10 утра – получится, что до игры я уже отработала 12 часов. Потом еще два часа идет сам матч, и после финального свистка мы продолжаем работать – где-то полчаса точно. Пока болельщики расходятся, на медиаэкране появляются флэш-интервью с тренерами и игроками, реклама, саммари. На каждом матче бывает по-разному: на одном флэши могут идти подряд, на другом мы их долго ждем – даже есть зрители, которые ради этого остаются до последнего.
Я не участвую в создании роликов для медиаэкрана, мне их приносят в готовом виде. Моя задача – запустить видео вовремя, согласно сценарному плану. Поэтому даже правильнее говорить, что я выпускающий режиссер: просто нажимаю «Play», и ролик появляется на экране. Для графики с голами, заменами нужно побольше действий. Когда происходит замена, надо запустить уходящего игрока, затем закрыть окно с ним и поставить того, кто его меняет. В случае с голом сначала идет анимация «Гол!», потом нужно вывести его автора. Сложности могут возникнуть в конце матча из-за того, что много событий идут подряд: замены, добавленное время, плюс свой контент, который не зависит от хода игры. Команд много – экран всего один. Всегда хочется, чтобы все получалось вовремя.
«Мечта – быть режиссером футбольных трансляций»
С точки зрения телережиссера сейчас можно многому научиться: есть новая техника, программы, проекты. У стадиона «Краснодара» очень большие возможности, и мне бы хотелось, чтобы показ матчей там был особенным. У меня есть, можно сказать, одна мечта – стать хорошим режиссером футбольных трансляций. Например, задействовать кучу камер, повторов, показать больше эмоций игроков, болельщиков. Тем более я никогда этого не делала: концерты и совещания – это совсем другое.
Возможно, так на меня влияет детство, когда мне казалось, что вижу больше, чем остальные. Футбол – это не только сами игроки, но и эмоции от игры – то, что заводит болельщиков, радует их или заставляет плакать. С нашими возможностями реально делать необычную трансляцию, передавать живые эмоции. В голове много идей, чтобы научиться всему этому, классно работать в режиме онлайн и подарить это настроение телезрителям, которые не чувствуют того же, что болельщики на стадионе.
Я смотрю много футбола – например, очень нравится английская Премьер-Лига – и там есть матчи, когда показ становится чем-то круче, чем просто трансляция. Они так передают настроение болельщика, что начинаешь чувствовать: «Ого, да я сейчас ощущаю то же самое». Вот мне бы этому хотелось научиться – делать не просто трансляцию футбола, а что-то похожее на шоу».
Читайте другие крутые материалы на сайте РПЛ:
«Все в шоке: в феврале – зеленая трава!» Как сделали идеальное поле в холодном Петербурге
Уже подписаны на РПЛ в ВК и инстаграме? Лига ведет еще и телеграм-канал: t-do.ru/premierliga
Фото: premierliga.ru; РИА Новости/Виталий Тимкив; Facebook/Гуара Атрашевич; fckrasnodar.ru
Спасибо, было очень интересно и открыл для себя новое
Так, ребята, сегодня по сценарию побеждаем Зенит. Иванович, ты отойди, ты должен как бы бежать, но как бы не успеть на мяч. Ари, ты должен поймать мяч грудью, обработать и левой отправить в угол ворот. Кержаков, твоя задача прыгнуть на мяч достаточно поздно, чтобы не поймать, но и не слишком рано, чтобы зацепить его кончиками пальцев. Ну, погнали. Камера. Мотор.
Да, я знаю, это про другое, но не удержался))