6 мин.

Sky против Серии А. Денег будет меньше. И не только в этом сезоне

Действующий контракт, связанный с продажей  "Лигой Серией А" прав на телетрансляции, рассчитан на сезоны 2018-21. Внутри Италии права принадлежат компаниям  Sky (основной вещатель, 789 млн. евро за сезон) и DAZN (трансляции в интернете или в пакете Sky, 192 млн. евро за сезон), за пределами страны -  IMG (примерно 300 млн. евро за сезон).

В начале мая телекомпании не перечислили 6-й платёж  за сезон 2019-20 (по контракту оплата разбита на шесть равных частей), а Серия А не получила около 220 млн. евро. В случае возобновления чемпионата DAZN и IMG готовы оплатить свои квоты, но просят Лигу об отсрочке. Sky настаивает на сокращении сумм выплат,  а глава компании Максимо Ибарра сделал заявление: «Лига не выполнила свои контрактные обязательства по предоставлению продукта, хоть это и было связано с чрезвычайной ситуацией... мы готовы искать взаимоприемлемое решение, но вынуждены «заморозить» выплату шестого платежа в качества меры минимальной защиты своих интересов. Во всей Европе - Великобритании, Германии, Франции - Лиги и телекомпании ищут взвешенные решения, направленные на сохранение сотрудничества. Sky предлагал различные варианты, но не получил встречного предложения». В переводе с формального на переговорный: ждём существенную скидку или будем разбираться в суде. Ожидания Sky: как минимум, дисконт в размере последней выплаты - 131,5 млн. евро - за текущий сезон или, в случае не возобновления чемпионата, 260 млн. евро (компания показала лишь 180 из 266 матчей, на которые имеет права).

В первой декаде мая Sky развила наступление, уведомив банки, обслуживающие Лигу и клубы, о том, что не планирует оплачивать шестой платёж. Этот шаг вызвал бурю негодования со стороны президентов клубов, прежде всего, Клаудио Лотито ("Лацио") и Аурелио Де Лаурентиса ("Наполи"). "Будущие платежи", практически у всех клубов, являются обеспечением по кредитным линиям банков. Клубам надо платить футболистам, а в мае возобновлять деятельность спортивных центров, осуществляя перманентное тестирование, минимизируя контакты, обеспечивая возможную изоляцию и прочие «радости эпохи коронавируса». Поэтому клубы уже пришли за деньгами к банкам.

13 мая состоялась ассамблея "Лиги Серии А", на которой 16 из 20 клубов проголосовали против переговоров со Sky, настаивая на полной незамедлительной оплате. Административный директор "Лиги Серии А" Луиджи Де Сиерво подытожил не конструктивность возглавляемых: «Контактируя со Sky, мы всегда настаивали на том, что, прежде всего, необходимо соблюдать сроки платежей по контракту». В общем, не важно, играем мы (летом) или не играем (вовсе), деньги ждём. Решительные Лотито и Де Лаурентис (на фото ниже) предлагали сразу обратиться в суд, но коллеги убедили их дождаться вердикта о возобновлении чемпионата.

Но только ли в прерванном чемпионате дело? Почему Sky - основной спортивный вещатель Италии - не намерен больше осыпать деньгами "Серию А"? В 2018 году американская группа Comcast завершила сделку по приобретению Sky за 39 млрд. долларов. В момент приобретения Sky Italia, обслуживая 4,85 млн. клиентов (из 24 млн. общей численности) генерировала 19% выручки группы Sky (69% приходилось на Великобританию и Ирландию, 12% - на Германию и Австрию). Бывший руководитель Sky Italia  Андреа Заппиа обеспечивал быстрый рост абонентской базы и выручки, но в последний год своего управления подвёл с доходами: убыток примерно 41 млн. евро (против 100 млн. евро прибыли годом ранее). Одна из причин – рост стоимости спортивного контента: как приобретение прав, так и освещение. Как абонент Sky Italia, могу подтвердить: отличные комментарии и аналитика, прекрасные эксперты, великолепные программы, посвящённые спортивным личностям и истории.

Но группа Comcast сокращает расходы (и на продвижение, и на поддержку, и на персонал) и меняет концепцию. С июля Sky  Italia планирует начать предоставление услуг домашнего интернета, а в последующем перейти от спутникового вещания к стриминговому, став «спортивным Netflix». Cвоими конкурентами Comcast считает не итальянскую Mediaset, французскую Canal+ или испано-китайскую Mediapro, а американские Netflix, Amazon, Disney (также пыталась приобрести Sky) и, потенциально, Apple. В период запланированной трансформации, которую было поручено провести Максимо Ибарра, Sky Italia предполагает сократить количество приобретаемых прав на спортивные события. В Италии, по-прежнему, не выкуплены права на Лигу Чемпионов сезонов 2021-24, а в отношении прав на "Серию А" представители Sky заявили, что не намерены платить более 500 млн. Евро за сезон по будущему контракту (-37% - к текущему!).    

Максимо Ибарра

Есть ли у клубов "Серии А" альтернатива? Сезон начинали за здравие. На горизонте появилась испанская (с китайским капиталом) группа Mediapro, которая  с июля до ноября 2019 года настойчиво предлагала 1,28 млрд.евро за сезон в 2021-24 годах. Лигу предложение польстило, Sky погрозили. Клубные боссы не стали форсировать события и объявлять тендер, сославшись на отсутствие у  Mediapro банковских гарантий и предложение телекомпании внести пункт о штрафных санкциях (180 млн.евро, если Лига передумает).  Предположу, что ушлые президенты решили сыграть на повышение, предполагая, что действующий контракт работает, а "на разогрев" есть ещё больше года. Именно в это время в медиа стали появляться интервью, что "1,2 млрд. евро – в два раза меньше того, что получает английская премьер-лига".

Не оставила Лига идею создать свой собственный канал. Кинопродюсер Де Лаурентис готов применить свой опыт, являясь одним из главных идеологов проекта. Весной заговорили об инвестиционном фонде  СVC, который может стать со-инвестором (10-15%) совместного с "Серией А" предприятия. Потенциальная компания может заняться не только приобретением телевизионных прав (для последующей перепродажи), но и заняться модернизацией и эксплуатацией итальянских стадионов. Но сделать это за год в нынешней неразберихе? Дополнительным препятствием является действующий в Италии закон Меландри, согласно которому не может быть единственного правообладателя трансляций внутри страны. Минимум, два.   

Наверное, поэтому осторожные совладелец "Ювентуса" Андреа Аньелли и административный директор "Интера" Беппе Маротта выступают за то, чтобы пойти на переговоры со Sky, согласовать скидки (желательно меньше требуемых телекомпанией) при условии продления действующего контракта до 2022 года.

Офис Sky в Милане

Тем временем, сага о возобновлении чемпионата длится уже больше месяца. С одной стороны, "Лига Серия А" (клубы) и президент федерации футбола Габриэле Гравина напоминают о том, какую сумму доходов и количество рабочих мест генерирует футбол, с другой – телевидение, в интересах которого не возобновлять чемпионат, удержав пропорциональную часть денег, и тифозерии, выступающие против игры без болельщиков. Между ними - Правительство, которое должно принять решение. Но кому помогает Министр спорта Спадафора? Противоречивые требования по поводу протокола проведения тренировок и возобновления чемпионата, желание не открывать спортивные центры клубов (позже пришлось поменять решение), угроза изолировать команды, тренеров и персонал при первом же положительном тесте… На словах – забота о безопасности соревнований и популизм: «Ещё до того, как ситуация стала критической, Лига и Sky отказались предоставить возможность просмотра футбола в открытом доступе» - говорит Спадафора (речь идёт, прежде всего, о матче "Ювентус"-"Интер"  8 марта). На деле, в воскресенье Спадафора делает ещё один "ассист" телекомпаниям: "Многие сегодня требуют следовать немецкой модели и осуществлять прямые трансляции ключевых моментов и голов. Это помогло бы избежать переполненности в барах. Я, как и Правительство, готовы сделать это одним из условий возобновления чемпионата". Ещё бы! Ведь тогда контракт претерпит изменение, "Лига Серия А" будет вынуждена пойти на уступки, а Sky добьётся скидок, как это произошло в Германии.

Виченцо Спадафора

Возобновится чемпионат (13 или 20 июня) или нет, решит Правительство на этой неделе. Осталось сыграть 124 матча, но договариваться "Лиги Серии А" и телекомпаниям придётся в любом случае.

 Если вам интересно узнать: как клубы "серии А" пытаются вернуться в игру? почему тифозерии против? что разрешали итальянцам в эти печальные месяцы? и как изоляционный режим изменился в Италии за две недели? - изучайте и подписывайтесь на телеграм-канал Buonditalia!