Радик Хайруллов: «В «Нижнем Новгороде» мне не объяснили причины отказа от моих услуг»
Повышение в Лучшую Лигу Мира
— Переход из ульяновской «Волги» в нижегородский «Олимпиец» был, несомненно, шагом вперед. В твоем трансфере был лично заинтересован Николай Писарев?
— Безусловно, приглашение из нижегородского «Олимпийца» был шагом вперёд в моей карьере. За день до последней игры в ПФЛ Урал-Приволжье мне позвонил Николай Николаевич Писарев и пригласил на просмотр в команду.
— Во время выступления за «Олимпиец» тебя хотел пригласить на просмотр «Урал». Почему дальше интереса не пошло?
— Урал приглашал меня на просмотр, на месяц, но руководство ФК «Олимпиец» разрешило поехать только на неделю. В итоге, я неделю провёл в расположении «Урала», все шло к тому, что окажусь в Екатеринбургской команде: мне сделали визу для поездки в Сербию на сборы, была выдана экипировка, но в последний день просмотра игрок, на позицию которого я планировался, решил остаться, соответственно я был бы пятым центральным защитником, то есть, скорее всего, остался бы без игровой практики. Президент «Урала» Григорий Викторович Иванов обнадёжил меня, сказав, что зимой меня выкупят. Его желание было, чтобы на те полгода у меня была игровая практика. С Ивановым мы пожали руки. Осенью, когда шли уже конкретные разговоры о моем трансфере, я получил две травмы подряд и пропустил кубковый матч с «Уралом» в Екатеринбурге. После этого, все предложения, видимо, аннулировались, хотя травмы не были серьёзными. Но когда ты не здоров, ты никому не нужен, таков футбол.
— В дебютном матче забил гол и в итоге стал железным игроком основы. Писарев сразу видел в тебе основного защитника?
— На самом деле, когда я приехал на сборы, первый товарищеский матч я просидел на замене и вышел лишь во втором тайме. А вот во втором матче на сборах со Спартаком из Нальчика я вышел в старте — после этого я всегда наигрывался в основном составе. А гол в первом матче ФНЛ добавил мне уверенности
— В первом же сезоне удалось забить 5 голов и стать лучшим бомбардиром «Олимпийца», какие были ощущения, защитник — лучший бомбардир?
— Начнем с того, что в том сезоне я сыграл не так много матчей — 25, и забил 5 мячей, обидно было пропускать по различным травмам столько матчей, хотелось забить 10 за сезон. А забивать всегда приятно, тогда меня и прозвали «Нижегородским Рамосом».
— Команда переехала на новый стадион. Какие были ощущения от выхода на такой стадион, да еще при, практически, полном аншлаге.
— Это было что-то нереальное. Я навсегда запомню тот матч с «Лучом» из Владивостока, когда собралось 42 тысячи зрителей. Когда я выходил из-под подтрибунного помещения и видел, что яблоку негде упасть, у меня были мурашки по коже. Это был решающий матч за сохранение прописки в ФНЛ, мы победили 1-0, красивый гол забил Ламбарский на 86 минуте, зрители были в экстазе.
— Команда была новая и достаточно молодая — в итоге 12 место. Закономерен был результат?
— Уверен, что могли бы быть выше. Много очков потеряли от своей неопытности, все-таки играли впервые в этом турнире, а костяк команды составляли игроки из второго дивизиона.
— Перед началом нового сезона Николая Писарева сменили на Дмитрия Черышева. Эта замена не напрашивалась, но произошла. Я понимаю, что не тебе судить о планах руководства, но по твоему мнению была ли логична такая замена на тренерском мостике?
— Это дела руководства, я не хотел бы лезть туда, мое дело — играть в футбол. Но если все откинуть, то убирать за полторы недели до чемпионата одного тренера и ставить другого — авантюрное решение.
— Самый веселый момент в команде Писарева.
— Николаевич был тем ещё приколистом. Как-то раз, на сборах, после не совсем удачной контрольной игры, Николаевич вызывал к себе меня и моего товарища по обороне — Юрия Морозова. Писарев заявил, что не собирается смотреть на такую игру и принял решение выгнать нас из команды. На секундочку, я тогда был лучшим бомбардиром команды, с 5 забитыми мячами, а Юра на втором месте с 4. Так вот, вечером Николай Николаевич подошёл к нам и спросил: «Ну, что, остаётесь?». Мы все рассмеялись и пожали друг другу руки. Спустя год, когда я встретил Николаевича в Турции, снова вспомнили эту ситуацию и посмеялись.
— Предсезонку провел с командой Писарев, а на игры выводил Черышев. Была ли разница в раздевалке при этих двух тренерах.
— Разумеется, у каждого тренера своя подготовка к играм, каждый по-своему настраивает команду.
— В первых двух турах ты забил по голу, хотелось стать снова лучшим бомбардиром?
— Да, в двух турах я забил два мяча и уже ставил цель — забить 38 в 38 матчах, но не получилось.
— Черышев хотел поставить, если ему верить, "испанский футбол", но на выходе иногда получалась невнятная схема, где никто никого не понимал, и все сводилось к перекатыванию мяча в центре поля. Не все понимали его идею?
— На самом деле — это глупость. Было чёткое понимание тренерской мысли, во всех матчах мы владели инициативой, заняли 4 место. А перекатывание в центре поля — это часть плана. Как вы будете атаковать коротким пасом, когда 11 человек обороняется против тебя? Нужно было расшатать оборону соперника с помощью быстрых перекатов с фланга на фланг.
— При твоем выходе в старте «НН» проиграл всего лишь семь раз. Но второй половине сезона ты все чаще не попадал в заявку и был в запасе. С чем это связано?
— Не знал о таком факте, но приятно, что в моем присутствии команда проигрывала не так часто. В том сезоне меня преследовали мелкие повреждения, которые не позволяли играть, большинство пропущенных игр вследствие травм. При том, что первую часть я отыграл без замен и чемпионат, и кубок. Частые травмы стали напрягать тренерский штаб, что вылилось в соответствующее негативное отношение ко мне, после чего произошло небольшое «недопонимание» с тренерским штабом. Вторую часть сезона я начал на скамейке, в то время как мою позицию занимал крайний защитник.
— Команда практически выполнила задачу на сезон. Но домашний стыковой матч с «Крыльями» напрочь убил главный арбитр. Как тебе кажется - «КС» таким образом пытались оставить в РПЛ?
— Тот матч я помню очень отчетливо. Начало игры мы провалили, но затем взяли инициативу в свои руки, забили гол и вели игру до 65 минуты, пока не случился нелепый автогол. Затем мы остались в меньшинстве на 75 минуте, так как наш игрок получил травму, а замен уже не было. Ну а про то, какой пенальти нам поставили на 88 минуте, я не хочу комментировать, я думаю, что все поняли. Арбитр Лапочкин, до сих пор помню этого судью, отказался смотреть VAR. Результат был сделан в первой игре, хотя мы пытались доказать обратное, но в Самаре удалось победить с разницей в 1 мяч.
Неожиданное расставание с нижегородским футболом
— Несмотря на твою отличную статистику в «Нижнем Новгороде» контракт не продлили. Черышев не видел тебя в составе?
— Этот вопрос остаётся открытым. Я не был к этому готов. О том, что со мной не продлевают, мне рассказал спортивный директор Александр Липко. Я был шокирован. Я задал ему вопрос: «Можете назвать причину?». На что Александр Валерьевич пожал плечами и отправил к тренерскому штабу. Я не стал ничего выяснять, забрал документы и со слезами на глазах покинул этот родной для меня город. В соцсетях мне написало около 300 болельщиков с поддержкой, с вопросами о причинах моего ухода. Любовь болельщика — показатель моей игры, ведь их не обманешь. А причину, по которой со мной не продлили контракт, я до сих пор не знаю. За полгода до моего ухода, меня вызывал в клуб Александр Липко, говорил мне, что я лидер команды, предлагал продлить контракт, но по условиям мы так и не договорились. А потом через полгода я ухожу Кто-то говорит, из-за моего «недопонимания» с тренерским штабом, которое случилось на сборах. Возможно. Вообще было огромной ошибкой убрать больше 10 человек после сезона, когда мы вошли в четверку.
— Не держишь зла на Черышева?
— Зла я не держу. Остался большой осадок. Так как Дмитрий Николаевич со мной часто проводил беседы тет-а-тет, просил остаться в команде, когда интересовались другие клубы, а в итоге меня «выгнали» из команды, куда я вкладывал всю свою душу, и откуда я не хотел уезжать.
— В «НН» о тебе остались только хорошие воспоминания? Понравились ли болельщики? Часто ли общаешься с кем-то из бывшей команды?
— Остались только положительные эмоции, классный город, отличная инфраструктура, преданные болельщики, которые до сих пор пишут и просят вернуться. Из команды дружу с Юрием Морозовым, Дану Спэтару.
Переход в амбициозный клуб, который оказался мыльным пузырем
— С «Армавиром» сразу после ухода появился вариант?
— Да, на следующий день после игры с крыльями советов мне позвонил президент Армавира, Валентин Сергеевич Климко, и пригласил в команду.
— Амбициозный клуб, как казалось, с деньгами и перспективами. Долго ли думал над предложением?
— Да, думал 2 недели, на тот момент у меня была девушка из нижнего Новгорода, поэтому хотел вариант поближе.
— Арсен Папикян был требователен на предсезонке? И сильно ли отличалась нагрузка в «НН» и в «Армавире»?
— Требования во всех профессиональных командах примерно одинаковые, а план подготовки отличается. При Черышеве нагрузки было больше.
— Ты снова забил в дебютном матче. Приятно помогать команде в первом же матче за клуб?
— Естественно, когда ты забиваешь в первом официальном матче за клуб, ты быстрее акклиматизируешься, и даёшь понять руководителям, что они не ошиблись в своём выборе.
— По итогу толком не завершившегося сезона вы оказались лишь на строчку ниже «НН». Нет ли ощущения, что уход был правильным решением?
— Уход был неизбежен, так как от моих услуг отказались в Нижнем.
— Команда начала сезон не очень ярко и долго плелась в конце. С чем связано?
— У каждой команды в этом сложном турнире бывают непростые отрезки — у нас это выпало на начало чемпионата.
— По итогу вы выбрались из подвала и начали показывать достаточно яркую игру. Что поменял Папикян в игре команды?
— Если посмотреть в таблицу, то можно увидеть, что по домашним играм Армавир шёл в шестерке, а по выездным на 19 и 20. Выездные игры — это отдельная история, нам в каждой выездной игре либо били пенальти, либо удаления. Тяжело играть, когда против тебя играть 14 человек, отсюда и место в середине таблицы.
— Зимние сборы прошли хорошо? Были ли намеки на то, что клуб снимется?
— Зимние сборы прошли по плану, но уже тогда ходили слухи о закрытии команды по окончании сезона.
— После зимнего перерыва тебе не удалось толком сыграть. Травма не позволяла или восстановление затянулось?
— Был дискомфорт в мышце после последней товарищеской игры перед возобновлением первенства, решили не рисковать, дали паузу 10 дней. Травмы не было, просто поберегли, а там и чемпионат закончился.
— Перед началом самоизоляции вам что-нибудь говорили о снятии с сезона?
— Не говорили, просто сказали, что будет финансово тяжело.
— Как вам объявили, что клуб больше не будет играть в ФНЛ?
— Я узнал о снятии с нашего официального сайта клуба.
— Кроме финансовых проблем были и другие? Или только отсутствие денег толкнуло руководство сняться?
— Этот вопрос нужно адресовать к руководству, но думаю, что финансовый кризис в связи с пандемией сыграл свою роль.
— Перед вами закрыли все финансовые обязательства по контракту?
— Выплатили все зарплаты по контракту, а вот бонусы пока нет.
Самоизоляция и дальнейшие перспективы
— Сейчас ты свободный агент, как проводишь самоизоляцию? Тяжело ли держать себя в форме?
— Я пережидаю карантин в своём родном городе, в Ульяновске. Тяжело себя держать в форме, когда все стадионы и тренажёрные залы закрыты, но выход всегда есть. Ежедневный кросс и занятия на турниках и брусьях помогают быть в форме.
— Ты прозрачно намекнул, что возможно возвращение в Нижний Новгород. Это смена места жительства или возвращение в команду?
— Это смена места жительства. Планирую переехать в Нижний. С радостью бы рассмотрел предложение вернуться в команду.
— Интерес из Армении проявляют конкретные клубы или все на уровне слухов?
— Конкретный клуб, разговор был с главным тренером команды. Команда борется за чемпионство.
— Сам куда бы хотел?
— Сам хочу в РПЛ, у меня был один шанс, я его не использовал, буду работать, чтобы был второй.
— Из РПЛ кроме «Урала» не было интереса?
— Были разговоры про «Анжи» и «Уфу», но это и осталось на уровне слухов.
— Если бы позвал условный «Тамбов» или «Крылья» не стал бы обдумывать?
— Собрал бы вещи и полетел на своей машине туда, вне зависимости от финансовых условий. Я хочу развиваться.
— Может, есть интересные истории из футбольной жизни? Не хотел бы поделиться?
— Есть одна закономерность - я всегда забиваю в своих первых матчах: в первом матче за ульяновскую «Волгу», в Нижнем два года подряд и в Армавире. Такая вот закономерность.
— Как ты относишься к досрочному окончанию сезона в ФНЛ. Справедливо ли «Ротор» и «Химки» идут в РПЛ, когда борьба была только впереди.
— Сейчас куда важнее сохранить количество футбольных клубов, нежели пытаться доиграть чемпионат в ФНЛ. Конечно, обидно таким командам, как «Чертаново», «Нефтехимик», «Торпедо»; но сложная финансовая ситуация в стране. Поэтому считаю, что целесообразным было досрочно завершить сезон в ФНЛ, но провести мини-турнир между командами РПЛ, которые займут 13-14 места и 3-4 местом в ФНЛ.