«Шальке» повторил ошибку «ПСЖ» против «Дортмунда». Брандт – лучший
Лукомский разбирает рурское дерби.
Физическая готовность теперь важнее, чем раньше (неудивительно, но матч показателен в этом плане)
Команды в уникальной ситуации: начинают сезон заново, но без полноценной предсезонки, вообще без товарищеских матчей, без достаточного времени на набор формы через тренировки. Еще до возобновления сезона были частые опасения относительно количества травм и готовности футболистов – Артем Рыженко детально объяснял, почему домашние занятия эту проблему не решают.
Все команды готовы хуже обычного, но уровень готовности все равно разный. Прямо сейчас это обретает дополнительную важность. Матч особенно интересен, потому что Люсьен Фавр и Дэвид Вагнер применили полярные подходы к формированию состава.
У «Дортмунда» изначально 5 человек были в списке недоступных (некоторые из них появились там во время карантина). Из-за небольшого повреждения к ним добавился Джейдон Санчо – он был на скамейке. На разминке небольшую травму получил изначально попавший в состав Джованни Рейна – его сразу же заменили на Торгана Азара (опять же не на Санчо, который тоже был в заявке). Это очень показательно: Фавр пожертвовал главной звездой в дерби, чтобы в старте оказались наиболее готовые.
У «Шальке» все наоборот: лишь 3 травмы (2 из них совсем древние и долгосрочные). А из оставшихся Вагнер просто выбрал тех, кто лучше подходит под основу и под его план с зеркальной схемой (без оглядки на физическую форму – либо так удивительно совпало, что привычные игроки основы оказались готовы лучше остальных).
На выходе мы получили такие стартовые составы:
Дэвид Вагнер неудачно отзеркалил схему «Дортмунда»
Обычно «Шальке» играет либо 4-4-2 с ромбом, либо 4-2-3-1. При Вагнере команда лишь дважды за сезон переходила на тройку защитников. Тренер «Шальке» использует этот прием, когда хочет видеть персональный прессинг (последний раз против «Хоффенхайма», который тоже играл с тройкой).
Именно так команда попыталась сыграть в дерби. У каждого игрока в схеме был прямой оппонент. Даже центральные защитники (в этом эпизоде – Жан-Клер Тодибо) не боялись высоко подниматься за соперниками:
Первая волна прессинга работала именно так. Если она не срабатывала, то у «Шальке» было два варианта – оборона в схеме 3-4-2-1 или трансформация 4-4-2. В последнем сценарии важную роль играл Амин Харит, который становился левым полузащитником:
Харит должен был определять схему команды в такие моменты – действуя в гибридной роли, оценивать, что сейчас команде нужнее. Спойлер: получалось плохо. Это была лишь одна из зон, где гостям не хватало слаженности в рамках новой схемы, но именно ее чаще всего вскрывала «Боруссия» (подробнее об этом ниже).
На выходе получилось пугающе похоже на первый матч плей-офф ЛЧ, в котором «Дортмунд» победил «ПСЖ» (с поправкой на уровень команд). Там Тухель тоже попытался выключить «Боруссию» зеркальной схемой, но план провалился – в первую очередь из-за банальной нехватки нужных связей внутри формации.
«Дортмунд» легко вскрывал правый фланг
Команда Фавра достаточно быстро распознала уязвимую зону «Шальке». Тот самый гибридный фланг, где многое сводилось к решениям Харита. «Дортмунд» легко продвигал мяч через правый фланг, потому что соперник не разобрался, кто играет против Ашрафа Хакими (в разных эпизодах играли Харит или Очипка, а иногда – никто).
Оставалось лишь трансформировать это преимущество в опасные моменты. Тут помогло количество игроков, которые нагружали зону. Команда явно решила давить сюда, поэтому Торган Азар и Юлиан Бранд вдвоем приходили поближе к этому краю для комбинаций и перегрузов, оставляя противоположный фланг свободным.
Но это лишь самый простой прием. Были и более интересные. Например, регулярные и неожиданные рывки от Рафаэла Геррейру. Португалец сместился в опорную зону:
Сейчас сделает опасный рывок в зону, которая открылась из-за слишком плотной, но неудачной игры Настасича против Азара:
Из-за стартовой проблемы с Харитом на этот край оказывалось особенно большое давление. Внутри этого сценария себя очень плохо показали защитники – Очипка и особенно Настасич. Серб был ужасен в тройке – выдергивался за игроком (Брандт или Азар), но не успевал накрыть (а это худший сценарий, потому что за его спиной открывалась свободная зона, в которую врывались футболисты «Дортмунда»). Разновидность этой проблемы проявилась в первом голе:
Не помогало и то, что ближе к этому краю играл Суат Сердар, который часто застревал впереди и недостаточно хорош без мяча. При 0:0 именно эта зона была главным источником моментов «Дортмунда». Вагнер посчитал ее даже важнее физики: «Не думаю, что между командами была значительная разница в физической готовности. Наши проблемы заключались не в дефиците готовности, а в дефиците игроков при защите некоторых зон».
Юлиан Брандт блистает: созидание, продвижение, умное движение
Брандт – один из самых недооцененных игроков в этом составе «Боруссии». Именно с изменением его роли и переходом на схему 3-4-2-1 связан почти весь позитив в атакующей игре команды. Обычно он появлялся рядом с Акселем Витцелем в опорной и связывал игру. Вчера его позиция была другой (играл выше, на одной линии с Азаром), но функции сохранились.
Очевидный аспект его великолепия – созидание. Наибольшее количество передач под удар, две голевые, предголевая и передача, которая развернула атаку на фланг Геррейру в 4-м голе. Даже его участие в голах хорошо характеризует его вовлеченность во все стадии созидания. Но этим влияние Юлиана на игру не ограничивается.
Он сделал больше всех передач среди полузащитников (64) – обычно тут лидирует опорник, но вчера игру связывал именно вездесущий Брандт. По количеству передач на чужой трети (19) он тоже лидер. Юлиан продвигал, созидал, перегружал – и все делал своевременно.
Такая вовлеченность оказалась возможной из-за свободы, которую ему дал Фавр. Номинально Брандт вместе с Азаром играл под нападающим. На практике он часто опускался и становился третьим полузащитником:
Это здорово работало, потому что Юлиан умен и хорошо выбирал моменты для таких смещений. Бонусом это затрудняло «Шальке» оборону через персональные ориентировки.
Рафаэл Геррейру и Ашраф Хакими – идеальные латерали
Теперь у «Дортмунда» равное количество матчей по схеме с четверкой и по схеме с тремя центральными – по 13. Фавр переключился на 3-4-2-1 в конце осени и тех пор почти не отходил от этой идеи. Она значительно лучше подходит этому составу: 34 очка против 20 (при равном количестве игр).
Возможно, сильнее всех от перехода выиграли Геррейру и Хакими. Они играют ключевую роль в продвижении атак. Геррейру – через передачи, а Хакими – через постоянные рывки. Но, как показало дерби, они при необходимости легко меняются ролями. Геррейру и Хакими способны покрывать всю бровку – с таким набором качеств роль единственного игрока на фланге даже удобнее (Хакими – пожалуй, самый выносливый крайний защитник в мире). И они блестяще поддерживают контратаки.
В общем, потрясающий объем и вариативность, которую особенно подчеркивает схема Фавра. «Ключом к победе было то, что мы играли как единая команда в рамках своей схемы – и в атаке, и в обороне. Мы провели по-настоящему особенный матч», – резюмировал тренер. Тактическая цельность была не только ключом к победе, но и главным отличием от «Шальке», который применил эту же схему. Роль Рафаэла и Ашрафа здесь максимальная.
Второй тайм: суицидальная схема «Шальке» и контратаки «Дортмунда»
Описанные преимущества решили исход в пользу «Дортмунда» еще в первом тайме. Но Вагнер все-таки предпринял отчаянную, но интересную попытку пойти ва-банк. После его перестановок в перерыве «Шальке» расположился по схеме 4-4-2 в максимально атакующей конфигурации: 1) четверка защитников с активными подключениями крайних; 2) открытый центр из Харита и Маккенни – на практике Харит шел ближе к форвардам, а Маккенни часто оставался один; 3) постоянное наличие двух нападающих – Рабби Матондо и Гвидо Бургшталлер.
Это привело к рисунку, в котором контратаки «Боруссии» часто сдерживали только центральные защитники и Маккенни:
Это плохая идея против команды, которая блестяще атакует на скорости. У «Дортмунда» больше всех в Бундеслиге голов после контратак. Такой стиль им удобен. Да, такое количество атакующих игроков помогло «Шальке» атаковать чуть острее, но еще сильнее ударило по балансу – второй тайм свелся к вопросу разницы, с которой выиграет «Дортмунд».
Холанд забил первый гол новой эпохи после великой пятки Брандта. А потом не знал, как праздновать
Фото: globallookpress.com/Poolfoto via www.imago-images.de, Ralf Ibing/augenklick/firo Sportphoto, Martin Meissner/dpa; https://twitter.com/bvb
Ну серьезно. Читайте, что написано, а не что выдумали себе.
Наоборот, при персональном прессинге остается 3-в-3 с Сане против Холанда. Если бы Шальке парковался и играл с явными 5 защитниками, ваша логика была мы уместна. Но тут обратная ситуация. Дэвид хотел прессинговать и под это выбрал тактику.
Что Кабак хорош в этом сезоне, не спорю.
Я против того, чтобы подгонять факты под результат.
Игроки стали выносливее, делать больше рывков, быстрее думать, лучше питаться, фарм-поддержка стала лучше, отдых и восстановление после джетлага, восстановление от травм - всё это делает современный футбол и только на сильной научно-медцинской базе возможна реализация тактических идей любого тренера, они скорее как дополнительная причина прогресса уровня игры в последние 10-12 лет, а не основная. И запрос на научное сопровождение и поиск вариантов создают не идеи тренеров, а сама наука и её рынок - в условиях популяризации науки, её профессионализации, появилось много свободных специалистов, которые готовы работать в спорте и реализовывать себя в нем. Через реализацию их идей и знаний в области биологии, математики и медицины спорт прогрессирует.