Союз-1990-доигровки. Похмельный успех молодежки в Югославии, сборная СССР побеждает Норвегию
А еще попытка сделать Лобановского виновным в возможном провале сборной СССР, «Спартак» в ослабленном составе побеждает в Минске, Федерация футбола СССР решила – будет переходные матчи между последней командой Вышки и четвертой – Первой лиги, «Черноморец» и «Металлист» не удерживают нули в Ереване и Душанбе – дублеры вообще не явились на матчи
110-я часть рубрики «Чемпионат СССР. Тур за туром. Факты, интриги, скандалы» про то, доигровки и
КАК СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖКА НА ПОХМЕЛЬЕ ЮГОВ В ФИНАЛЕ ЕВРО ОБЫГРАЛА
Молодежная сборная СССР усиленно готовилась к решающим сражениям за звание самой сильной команды на континенте под чутким руководством прекрасного специалиста Владимира Радионова. Готовилась, она, готовилась. Режим там, тренировки, питание и сон по расписанию. И надо же такому случиться, что за два дня до первого гостевого поединка в Сараево с командой Югославии молодые советские парни крепко загуляли в ресторане «Прага». Чем думали Сергей Юран, Игорь Колыванов, Андрей Кобелев, Игорь Добровольский, Андрей Канчельскис и другие известные нашему болельщику мастера, когда принимали такое решение перед столь ответственным матчем – неизвестно. Возможно, что и головой. Но как только главный тренер молодёжной сборной СССР Владимир Радионов узрел поутряне своих подопечных в полнейшем ауте, сразу же схватился за сердце. Его чуть инфаркт не схватил при виде пьяных футболистов. Ну, как с такими у грозных югов выигрывать?
Так мало того, что на ясные тренерские очи наши молодые таланты заявились в полнейшем неадеквате. Так они ещё и в самолёте пивком здоровье поправляли. «Отходили», так сказать. Продолжили они это «нужное» дело и в Югославии. Видать, понравилось нашим доморощенным мастерам кожаного мяча тамошний пенный слабоалкогольный напиток. Тренер не знал, что и поделать. Но игроки твёрдо заявили: «Вениаминыч, не подведем, костьми ляжем, а выиграем!». И надо же такому случиться – разорвали югославов, как нечего делать – 4:2!!! И это не кого-нибудь, а таких в будущем известных всему футбольному миру «звёзд», как Ален Бокшич, Предраг Миятович, Давор Шукер, Роберт Ярни, Мирослав Джукич. Впечатляют имена, не так ли? Эти футболисты впоследствии стали мировыми «звёздами». Да и в 1990-ом о них уже много говорили.
5 сентября 1990 года 9 000 болельщиков на стадионе «Грбавица» в Сараево стали свидетелями яркого фестиваля молодых советских талантов: Михаил Еремин (ЦСКА), Дмитрий Чугунов («Торпедо»)- заменил Сергей Кирьяков («Динамо» Москва, 46), Андрей Сидельников («Днепр»), Сергей Шматоваленко («Динамо» Киев), Борис Поздняков («Спартак»), Андрей Чернышов («Динамо» Москва), Андрей Канчельскис («Шахтер»), Игорь Шалимов («Спартак»), Андрей Кобелев, Игорь Добровольский, Игорь Колыванов (все – «Динамо» Москва).
Голы забивали: Сидельников, 9 (0:1); Шукер, 22 (1:1); Чернышов, 42 (1:2); Сидельников, 49 (1:3); Ярни, 61 (2:3); Добровольский, 82 - пенальти (2:4).
По сравнению с полуфинальным шведским успехом, Владимир Радионов сделал некоторые изменения в составе. Так вместо выбывшего «старика» 32-летнего Андрея Баля, который все никак не мог уехать в Израиль, пришел в молодежку еще один бывший игрок сборной СССР, спартаковец Борис Поздняков 28-и годков от роду. Так же из-за травм голкипера московского «Динамо» Дмитрия Харина и его киевского одноклубника, защитника Олега Лужного, пришлось срочно перекраивать линию обороны. Благо, удалось усилить атакующий потенциал команды олимпийским чемпионом-1988 Игорем Добровольским, который являлся лидером первой сборной Союза. Причем в главной команде страны играли еще и Шалимов, Чернышов, Канчельскис. Последний как раз открыл счет в стартовом поединке отбора Евро-1992 против Норвегии.
СБОРНАЯ СССР СТАРТУЕТ В ОТБОРЕ НА ЕВРО-1992 С ПОБЕДЫ НАД НОРВЕГИЕЙ
Через неделю после молодежки в рамках чемпионата Европы сыграла и первая сборная Союза. Только в отличие от хлопцев Радионова, которые находились в конце пути и успешно провели первый финальный матч, команда Анатолия Бышовца стартовала в отборочном турнире. И вполне успешно, нужно признать.
Прежде всего, волновало, как сыграет обновленная сборная? Ведь в таком составе советская команда играла впервые. Но как только прозвучал стартовый свисток австрийского арбитра Хуберта Форстингера, опасения постепенно улетучились, сменившись удовлетворением от игры команды Бышовца. Четверка молодежки после загребского успеха на невероятном эмоциональном подъеме рвалась в бой (пятый, Колыванов, вышел по ходу матча). Под стать им были как новички (Иван Гецко из «Черноморца»), так и ветераны. Особенно киевского «Динамо» - Олег Протасов, уже представлявший греческий «Олимпиакос», который вполне мог открывать счет ударом головой, его тезка Кузнецов, ударом головой установивший окончательный счет, и Алексей Михайличенко (уже игрок итальянской «Сампдории»), выведший команду на поле с капитанской повязкой. Сборная смотрелась целостным монолитным коллективом, являясь сплавом надежности опыта и задора молодости. Так что победа над Норвегией была воспринята с чувством подъема, хотя уверенности в том, что все будет хорошо, еще не было. Но уже хорошо то, что этот успех добавлял уверенности игрокам. Особенно Ивану Гецко, которому вскоре в Кубке УЕФА предстояло противостоять в составе своего «Черноморца» всем этим мини-Якбсенам и Бергам, играющим за «Русенборг».
Бышовец против Норвегии выставил такой состав: Александр Уваров («Динамо» Москва), Андрей Чернышов («Динамо» Москва), Сергей Горлукович («Боруссия» Дортмунд. ФРГ), Олег Кузнецов («Динамо» Киев), Вадим Тищенко («Днепр») – замена Василий Кульков («Спартак», 65), Игорь Шалимов («Спартак»), Алексей Михайличенко (капитан, «Сампдория» Италия), Андрей Канчельскис («Шахтер» Донецк), Иван Гецко («Черноморец» Одесса) – замена Игорь Колыванов («Динамо» Москва, 65), Олег Протасов («Олимпиакос» Греция), Игорь Добровольский («Динамо» Москва).
За матчем в Лужниках наблюдало 25 000 зрителей при официальной вместимости арены - 86 500. Почему так «много»? Одни болельщики не верили в силу сборной СССР, для других статус Норвегии был невысок. В любом случае те зрители, которые пришли 12 сентября на стадион поддержать свою команду – не ошиблись. Матч получился боевым.
Тренер норвежской сборной Ингвар Стадхейм отдал должное победившим соперникам: «Те, кто видел игру, видели и то, что победа сборной СССР не случайна. Для меня быстрый прогресс этой новой команды не является неожиданным. Ведь в основе хорошей игры — прежде всего хорошие игроки, Они в вашей команде есть. А сыгранность приходит со временем. Удивило только, что времени советским футболистам потребовалось для этого совсем немного.
В оправдание же своей команды скажу, что, на мой взгляд, матч для советской сборной все же не стал легкой прогулкой. Впрочем, надо быть реалистом. В группе есть два бесспорных фаворита — СССР и Италия. А нам уже сейчас стоит держать в уме другой отборочный турнир — мировой».
Забегая наперед скажу, что норвежцы еще пободаются. Например, у итальянцев возьмут три очка из четырех, дважды сыграют вничью с венграми. Но это произойдет в будущем.
А пока что тренеры команд-соперниц делились впечатлениями про матч. Адзельо Вичини сказал, что СССР - главный соперник его Италии за выход из группы, особо отметив в составе советской команды Протасова, Михайличенко и Добровольского. А наставник венгерской сборной Шандор Варга, как и его норвежский коллега, отметил стремительный прогресс парней Бышовца: «…Две недели назад, здесь же, в Лужниках, я видел сборную СССР в матче с румынами (1:2 – Саныч). Контраст разительный, и мне пока не совсем ясно, что лежит в основе такого резкого качественного скачка. Будем разбираться…».
А вот представитель Кипра высказал интереснейшую мысль. Паникос Лкову, воздав должное силе сборной Союза, сказал, что в будущем году не ожидает от встреч с ней ничего хорошего, «Ведь мои ребята, в отличие от ваших, не профессионалы…». То есть, во всем мире понимали настоящий статус советских «любителей», и никогда не обманывались на этот счет. Хотя, в 1990 году в Союзе уже никого не коробило само слово «профессионал», применимое к советским футболистам. Причем не только по отношению к делу, но и по статусу.
Анатолий Бышовец констатировал факт победы своих парней, и делился будущими проблемами: ««Я удовлетворен и качеством игры, и результатом. Благодарен ребятам за то, что они хорошо поработали на столь коротком тренировочном сборе, сумели найти взаимопонимание, и выполнили тот тактический план, который был намечен на игру. Конечно, рано говорить о том, что задача по комплектованию команды уже выполнена. Будем вести поиски усиления игры, привлекая в сборную новых футболистов. По-прежнему беспокоит игра в обороне, трудно объяснима плохая реализация голевых моментов. С большой тревогой ожидаю матча с итальянцами 3 ноября, Необходимо найти какие-то новые механизмы управления состоянием футболистов. Трудно рассчитывать на их хорошую спортивную форму при нынешнем календаре. К примеру, игроки «Днепра», «Спартака» и киевского «Динамо» в период с 24 сентября по 24 октября проведут от 7 до 11 матчей. Как тут быть? Проблема…».
ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ ЛОБАНОВСКОГО ВИНОВНЫМ В ВОЗМОЖНОМ ПРОВАЛЕ СБОРНОЙ СССР
Здесь разговор про календарь Бышовец завел отнюдь не случайно. Лобановский своим уходом в Эмираты обезопасил свое киевское «Динамо» от нападок и психологического давления со стороны московских функционеров и журналистов. Но при первой же возможности его недоброжелатели делали укор в сторону бывшего тренера сборной. Бышовец только намекнул на вину Лобановского. Зато Валерий Винокуров в еженедельнике «Футбол» разошелся не на шутку: «…После обидных неудач сборной в чемпионате Европы-76 (вылет в четвертьфинале от будущего чемпиона – Чехословакии – 0:2 и 2:2 – Саныч) и турнире Монреальской Олимпиады (третье место – Саныч), да еще после того, как усилиями тренеров сборной (тогда это был неразлучный дуэт, прямо-таки «сиамские близнецы») (Лобановский с Базилевичем – Саныч) располовинили чемпионат страны, к руководству сборной пришел Никита Павлович Симонян и попал в необыкновенно трудную ситуацию. В кратчайший срок надо было создать новую команду, а тут еще календарь отборочных игр чемпионата мира словно бы вредители составляли: четыре матча с интервалом в неделю ранней весной — можно такое придумать, находясь в здравом уме? В общем, вопреки обстоятельствам первый отборочный матч наша команда уверенно выиграла, а затем… Стоп. Краткий экскурс на этом завершу, чтоб, не дай Бог, не напророчить дальнейшие совпадения.
Однако вот уже два месяца нет покоя: ну почему история (речь, понятно, об истории футбольной, и не древней, а нашего времени) ничему нас не учит, почему одно и то же словно бы с фатальной неизбежностью повторяется, да еще и обостряется? Как можно было соглашаться на такие даты отборочных игр в этом году: с Норвегией — спустя два месяца после чемпионата мира, а с Италией — практически за рамками сезона? А уж если заглянуть в конец расписания отборочных игр, то вообще руками разведешь: ясно ведь, что итальянцы забьют в декабре следующего года Кипру столько, сколько захотят, и, значит, наши к этому моменту обязаны опережать их на три (!) очка. И такой календарь составлен был тогда, когда все знали: руководство сборной сменится, команду придется создавать заново, а сколько времени на это требуется, не тренерам пояснять, любой из них все прекрасно понимает. Но потому еще нет покоя, что позиции Никиты Павловича объяснения не нахожу. Он-то ведь не собирался к эмирам на заработки. В его обязанности как прежде, так и сейчас входит забота о судьбе сборной…».
Вот люблю, знаете ли, развенчивать подобные «разоблачения» московских писак. То Галинский начинает сравнивать успехи Черенкова во второстепенном клубе низшей лиги Франции, чей сильнейший чемпионат не дотягивает до уровня итальянской Серии «А», с Заваровым, который защищал цвета «Ювентуса» - топ-клуба сильнейшего чемпионата планеты на тот момент. Теперь вот почитав «разоблачения» Винокурова, возникают вопросы. А когда ж тогда СССР стартовать в отборе на Евро-1992? Весной следующего года, что ли? Все сборные «старого света» начинали отборочный турнир осенью 1990-го. Причем в сентябре, как известно, советские футболисты имели преимущество над Западом в том, что сезон проходил по системе «весна – осень», поэтому наши были явно в накате, находились в лучшей степени физической готовности и сыгранности перед соперниками, которые только входили в сезон. Да, Норвегия тоже заканчивала свой чемпионат аналогично Союзу. Но старт дома с этой командой – это лучший вариант, чем с Италией, или же Венгрией. А насчет финиша, так составители календаря с советской стороны явно рассчитывали, что последним матчем на Кипре решат все свои вопросы с выходом в финальную стадию Евро-1992. И календарь составлен очень даже грамотно. Потому что ОБА поединка с главным конкурентом, Италией, поставлены на октябрь – начало ноября, период, когда советские клубы, а вместе с ними и футболисты, находятся на пике своей формы. Что неоднократно подтверждались еврокубковыми поединками.
Так что все «аргументы» Винокурова бесценны, потому что ничего не стоят. И его конспирологические версии заговоров Лобановского, который заранее хотел навредить советскому футболу после своего ухода, не что иное, как поиски в темной комнате черной кошки, которой там нет.
Вот так вот московские журналисты с чиновниками и тренером сборной заранее пытались свалить возможные неудачи главной команды страны на плохого Лобановского, что не делает им чести.
Между матчами сборных Союза состоялось три доигровки чемпионата СССР. Главная из которых – в Минске.
«ДИНАМО» Минск – «СПАРТАК» Москва 0:1 (матч 19 тура). Зрителей – 4 000 (50 050). Гол: 0:1 Олег Иванов (30).
Игра должна была состояться в августе, билеты поступили в продажу. Но в последний момент «Спартаку» пришло заманчивое в финансовом плане предложение поехать на коммерческие матчи в Испанию. Что подняло бурю возмущения в Белоруссии. Минск даже грозил выходом из чемпионата СССР! В итоге, дело удалось утрясти, и матч состоялся 10 сентября. Всего 4 000 зрителей яркая демонстрация белорусского «фи» как своей команде за надоевшие неудачи, так «народной команде России», которая благодаря точному удару Олега Иванова добыла важную победу, и вышла на чистое третье место в чемпионате. Учитывая то, что в составе «Спартака» не было Шалимова, Кулькова и Шмарова, вызванных Бышовцем в сборную, плюс усталость Позднякова после успеха с молодежной сборной - результат отличный. А вот минчане никак не могут забить в пяти последних матчах при семи подряд поражениях. Мрак, одним словом.
РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ ФУТБОЛА СССР О ПЕРЕХОДНЫХ МАТЧАХ
Как раз в сентябре Федерация футбола СССР приняла решение, что 13-я команда Высшей лиги сыграет переходные матчи с клубом, финишировавшим четвертым в Первой лиге. И минчанам нежно было сильно постараться, чтобы на последнем месте не оказаться. Хотя, в любом случае, шанс для неудачника остаться в советской клубной элите предоставлялся.
«АРАРАТ» Ереван – «ЧЕРНОМОРЕЦ» Одесса 1:0 (матч 16 тура). Зрителей – 10 000 (70 400). Гол: 1:0 Карен Маркосян (77).
Армяне вырвали победу у «Черноморца», прыгнули на шестое место и застыли на расстоянии двух очков от зоны Кубка УЕФА. Вспоминает Сурен Манукян: «Матч «Арарат» - «Черноморец» я смотрел по телеку в гостях у своего приятеля, чей отец был к тому же моим репетитором по русскому языку и литературе (так что своим поступлением в Ин. яз. я во многом обязан и ему). Более того, в детстве он несколько раз брал меня и своего сына на "Раздан" (его супруга - близкая подруга моей мамы). Воодушевленные феерической игрой и победой "Арарата" в предыдущем матче с ЦСКА (4:0 – Саныч), мы ожидали продолжения "пиршества" и в поединке с "моряками". Однако игра получилась очень тяжелой. "Арарат" хоть и владел преимуществом, но долго никак не мог его реализовать. И только благодаря индивидуальному мастерству и сольному проходу Маркосяна моей любимой команде удалось забить победный гол».
«ПАМИР» Душанбе – «МЕТАЛЛИСТ» Харьков 1:0 (матч 21 тура). Зрителей – 15 000 (20 000). Гол: 1:0 Равшан Бозоров (86).
Невезучим для украинских клубов оказалось 9 сентября. Харьковчане, как и одесситы, не удержали на выезде нули. И в обеих случаях дублеры не явились на матчи. Причин не озвучивается. Но их могло быть только две. Плачевное финансовое состояние клубов, или же нестабильная политическая обстановка в Армении и Таджикистане. И то, и другое в то время присутствовало.
После матча в Минске вечером 10 сентября 1990 года турнирная таблица 53-го чемпионата СССР приобрела такой вид:
1.Динамо (Киев) 18 10 6 2 30-12 26
2.ЦСКА (Москва) 18 10 5 3 33-15 25
3.Спартак (Москва) 17 10 3 4 31-17 23
4.Торпедо (Москва) 18 9 4 5 20-18 22
5.Динамо (Москва) 17 8 5 4 18-17 21
6.Арарат (Ереван) 18 7 5 6 20-13 19
7.Днепр (Днепропетровск) 17 6 6 5 24-17 18
8.Шахтёр (Донецк) 19 5 8 6 17-23 18
9.Черноморец (Одесса) 19 7 2 10 20-23 16
10.Памир (Душанбе) 17 5 4 8 14-21 14
11.Металлист (Харьков) 17 3 7 7 7-19 13
12.Динамо (Минск) 19 3 3 13 13-27 9
13.Ротор (Волгоград) 18 2 4 12 8-33 8
СПОР БОМБАРДИРОВ
Олег Протасов («Динамо» Киев) – 12 забитых мячей;
Валерий Шмаров («Спартак» - 10;
Юрий Савичев («Торпедо») – 8;
Николай Кудрицкий («Днепр»), Александр Мостовой («Спартак» - 7;
Эдуард Сон («Днепр»), Игорь Корнеев (ЦСКА) – 6…
В статье использованы материалы сайта http://fc-dynamo.ru, http://www.footclub.com.ua, еженедельника «Футбол» №11, №12 за 1990 год, а так же личные воспоминания автора, знатока армянского футбола Сурена Манукяна, и отрывок моей статьи рубрики «Алкоголь и футболь» - «1990. Молодежная сборная СССР – чемпионы Европы на похмелье», адаптированный под текст
Архивариус Саныч