Не все игроки готовы к возвращению футбола: ждут вакцины, боятся заразить родных. Могут ли они отказаться?
Спорт постепенно оживает: на этой неделе в Южную Корею вернулся бейсбол, сегодня в стране начинается футбол. 16 мая возобновится первый топовый чемпионат – Бундеслига. Однако сомнения по-прежнему есть даже у игроков.
«Футболистов беспокоит риск заражения. Они беспокоятся о том, что это будет означать для их семей и друзей, с которыми они общаются, – говорит генсек Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) Йонас Баер-Хоффман. – Они обеспокоены тем, что футбол может возобновиться в плохих условиях, и это приведет к вредным для здоровья действиям, потому что другие люди ставят их в пример.
Очень важно, чтобы это было безопасно, и мы максимально снизили риск. Худшим вариантом будет слишком раннее возвращение футбола, что приведет к неудаче, потому что вирус никуда не исчез. Тогда нам придется снова прерывать соревнования, и мы лишимся футбола на долгое время. Мы опрашивали игроков, их тревожность и депрессия увеличились более чем вдвое по сравнению с докризисными опросами. Они тоже люди».
Вот несколько игроков, которых пугает перспектива преждевременного возобновления сезона.
Мануэль Лансини («Вест Хэм»)
«Для меня было бы безумием возобновлять Премьер-лигу, пока не появится вакцина, которая защитит вас. Хочу ли я играть? Очевидно, да. Но вы должны защищать других.
Я бы не начинал футбол сейчас. Если не принять меры, это приведет к постоянным заражениям», – заявил аргентинец на этой неделе.
Джон Стоунз («Манчестер Сити»)
«Мы все хотим, чтобы футбол вернулся. Я хочу больше всех. Но надо, чтобы это случилось в правильное время. Я хочу, чтобы были гарантии безопасности.
Все команды должны вернуться, когда это станет безопасно. Мне хочется выступать при полном стадионе, чтобы болельщики приходили на матчи. Да, они смогут посмотреть футбол и дома, по телевизору, но мы потеряем любовь и страсть, к которой все привыкли».
Серхио Агуэро («Манчестер Сити»)
Партнер Лансини и Стоунза по сборной и клубу тоже обеспокоен: «Большая часть игроков напугана, потому что у них есть семьи, дети, младенцы, родители. Это пугает меня, но я провожу время только с девушкой, не контактирую с другими людьми.
Они говорят, что заразиться вирусом не так легко, но потом заявляют, что есть заболевшие даже без симптомов, и они могут заразить вас. Именно поэтому я остаюсь дома. Можно быть зараженным и не знать об этом. Надеюсь, скоро найдут вакцину, чтобы все это закончилось».
Фали Хименес («Кадис»)
Тот самый цыган из испанского «Кадиса», который на карантине выиграл турнир по FIFA, очень резко против преждевременного возвращения футбола.
«Если будет хотя бы один процент риска заразиться коронавирусом, я не буду играть. Я закончу с футболом, если мне придется возвращаться к тренировкам, зная, что я могу заразиться и заразить других. Я уже сказал об этом своей жене, членам семьи, агенту и одноклубникам. Я никогда не прощу себя, если заражу кого-то», – заявил в конце апреля Фали.
На следующей неделе футболист не поменял мнения: «Тесты на коронавирус, которые мне придется сделать, предназначены другим людям, которые нуждаются в них больше. Деньги дороже здоровья? Нет, даже за 5 миллиардов евро не стану рисковать жизнью. Ежедневно умирает 400 человек, а мы хотим тренироваться и играть. Футбол совершенно оторван [от реальности]. Мы [футболисты] можем прожить несколько месяцев без заработка. Я предпочел бы есть хлеб с маслом нежели подвергать риску семью и партнеров по команде».
Кстати, на днях футболисты и тренеры «Кадиса» прошли тестирование на коронавирус. Исключением стал Фали, который отказался прийти на базу и пройти тест. Игрок ушел в полную изоляцию.
Маттиа Перин («Дженоа»)
«У нас разные взгляды. Некоторые хотели бы возобновления, другие боятся. Я очень скучаю по футболу и хотел бы снова играть, но здоровье должно быть на первом месте. Все правила создаются для защиты всех нас. Знаем, что будет немного случаев заболевания, если мы начнем снова играть. Важно понимать, как управлять ситуацией. Как в Германии.
Основополагающее значение будет иметь фактор ответственности. Взятие ответственности за жизнь других людей давит на каждого. А возможное возобновление может привести к череде проблем. Они приведут к большим затратам для клубов, которые уже теряют много средств».
Футболисты «Эйбара»
Игроки испанского «Эйбара» возобновят тренировки с 9 мая. Но за пару дней до этого они вышли с обращением на официальном сайте: «Мы любим футбол, ничто не доставит нам большего удовольствия, чем возможность вернуться к нему. Но прежде всего мы люди. Как и многих в нашем обществе, нас беспокоит ситуация. Мы опасаемся начинать то, что нарушает рекомендации экспертов, которые говорят о социальном дистанцировании. Нас беспокоит то, что из-за любимого дела мы рискуем заразить семьи и друзей, а также способствуем новой волне болезни».
Могут ли футболистов заставить играть?
Современный футбол впервые оказался в такой ситуации, так что прецедентов и юридически точных ответов на многие вопросы по-прежнему нет, а власти и клубы вынуждены учитывать не только правовую сторону вопроса, но и то, как их решения воспримет общество.
«У клубов есть возможность штрафовать игроков [за отказ играть или тренироваться], но я не думаю, что они воспользуются такой возможностью. Это будет пиар-катастрофа», – считает спортивный адвокат Дэвид Селигман.
«Никто не будет играть вынужденно, – успокаивает неназванный владелец клуба АПЛ в интервью Sky Sports. – В конечном итоге, решение за игроком. Если он не хочет играть, он не будет. Но если мы будем ждать вакцину или коллективный иммунитет, то можем просидеть 18 месяцев без футбола. За это время 90% клубов обанкротятся. Даже если мы уволим 95% наших сотрудников, мы все равно обанкротимся, потому что нам придется платить игрокам».
«Если кто-то из игроков примет решение не играть, придет ко мне и скажет, что это не для него, я отнесусь к этому с уважением», – говорит главный тренер «Шеффилд Юнайтед» Крис Уайлдер.
Экс-форвард «Уотфорда» Марвин Сорделл считает, что нужен индивидуальный подход: «У каждого человека дома своя ситуация. Некоторые живут самостоятельно, поэтому у них не будет страхов, что они кого-то заразят. Но будут и другие игроки, которые живут с родителями, или они единственные, кто могут носить еду родителям. У них могут быть беременные подруги или маленькие дети. У некоторых игроков могут быть проблемы со здоровьем. Думаю, что все эти факторы должны быть учтены, потому что вам не нужна ситуация, когда вы заставляете людей возвращаться, а они отказываются.
Это семья Роберто Фирмино, не Марвина Сорделла
Мне было бы нелегко. У меня двое маленьких детей, у меня легкая астма, я бы не хотел рисковать только потому, что хочу пойти поиграть в футбол и развлечь других. Я хочу делать свою работу, люблю футбол, но некоторые вещи больше этого».
В Испании при этом клубы имеют право штрафовать игроков за неявку на тренировки и матчи до 25% от месячного оклада. Клуб также может приостановить выплату зарплаты (на месяц) или даже уволить футболиста.
В Беларуси, где футбол не останавливали, некоторые команды играют в усеченных составах под угрозой штрафов. На прошлой неделе во второй белорусской лиге «Барановичи» вынесли «Ивацевичи» со счетом 9:1. Барановичи – одна из горячих коронавирусных точек в Беларуси. Главный тренер «Ивацевичей» Дмитрий Абакумов утверждает, что по этой причине гости приехали не сильнейшим составом:
«Большая часть игроков не поехала на игру, так как у тренера «Барановичей» обнаружили вирус. Вот и все. В Барановичах вспышка. Многие ребята знали эту ситуацию. Как их заставить ехать, если у многих семьи – бабушки, дедушки? Игроки отказались ехать. Не приедешь, предусмотрен штраф. Пришлось ехать непонятно каким составом. И самому было страшно. Я [ни с кем] не контактировал. Прошел мимо. Даже, грубо говоря, ни с кем из тренеров не здоровался. Пришел, вышел и уехал. Поэтому, блин, а что сделаешь?»
Не все игроки АПЛ хотят доигрывать сезон: боятся за себя и родных, обижены на правительство
Фото: cadizcf.com; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Laurence Griffiths; sdeibar.com/; globallookpress.com/Herbert Bucco
Так что пусть не звездит и идёт делать свою работу - развлекать всех этих людей, которые работают, чтобы у Агуэро в доме была еда, вода, тепло и свет.
Так что, не важно, какая это сфера. Я вас удивлю, наверное, но в блокадном Ленинграде работали театры, кинотеатры, там играли в футбол и давали концерты. А в театре можно было купить креманку с десертом. Да-да, в холодном городе, который периодически бомбили и где не всегда было что жрать, не прекращалась культурная жизнь, пока таковая могла продолжаться.
О, а ещё помню сборную Греции на ЧМ 2014. Они вышли тогда из группы и кто-то из игроков сказал, что страна находится в кризисе и они сделали то немногое, что могли, лишь бы доставить какую-то радость людям.
Вы не понимаете, что футбол явление социальное. Такие вещи в кризисное время вдвойне необходимы. Агуэро мог бы выйти и сказать "я готов биться за людей, готов дарить им радость и надежду дважды в неделю", но нет, у Агуэро всё норм, ему плевать на людей, он лучше закажет пиццу.