Альберто Сапатер: «Футбол отнимает многое, требует больших усилий, но это моя жизнь»
Альберто Сапатер, игрок, выступающий за московский «Локомотив», встретился с корреспондентом испанского издания «Хoy» (Сегодня), чтобы поговорить о своей спортивной карьере и рассказать, как он оказался в России.
Много времени прошло с тех пор, когда маленький Альберто каждое субботнее утро гонял в футбол на школьном стадионе. На сегодняшний день, он сделал серьёзный шаг на профессиональном уровне, но внутренне совсем не изменился и остался таким же искренним и откровенным. Пока он вспоминает то время, с его лица не сходит грустная улыбка, и именно она выдает его тоску по тем временам.
Альберто был крещен в провинциальном городке Сабинарес, так мать его родом оттуда, но свои первые шаги в футболе он сделал в клубе «Эхеа» (S.D. Ejea).
В 11 лет я и мой набор стали чемпионами местной лиги и победителями Кубка. Эта победа выводит нас на первенство Mesias Compaired, и мы становимся чемпионами Испании. Мной интересуется серьёзный клуб – «Сарагоса», и конечно же я соглашаюсь, и с того момента целью, которая ни на минуту не покидает мою голову – становится игра в футбол.
Сегодня Альберто играет за московский Локомотив, пробившийся в плейофф Лиги Европы и играющий в российской премьер-лиге.
- Как прошла адаптация к российской Прьемьер-Лиге?
- Когда я приехал в клуб, то поначалу совсем не выходил на поле. Но на сегодняшний день я могу выйти и отыграть полностью все 90 минут. Так что сейчас у меня всё в порядке. С того дня, когда в команду пришёл Жозе Коусейро, из 20 матчей «Локомотив» проиграл всего один (речь идёт об играх до плей-офф и только в РФПЛ). Тренер абсолютно доверяет нам, и мы отвечаем ему тем же.
- Ты вышел и забил гол в первом же матче, для тебя это становится традицией.
- Я очень доволен своим голом, но мне просто повезло, однако, не только я остался доволен своим дебютом, именно поэтому впоследствии я и вышел ещё в 19 играх. Мы шестые, но чемпионат ещё не закончен, и моя команда не сказала своего последнего слова. Для меня было бы большим счастьем сыграть в Лиге Чемпионов, но для этого нужно быть первым или минимум вторым.
- Испания, Италия, Португалия и Россия, как переносятся такие переезды?
- Путешествовать из страны в страну просто, главное сделать первый шаг. Давайте посмотрим на это со стороны. Путешествия открывают для вас много нового, вы изучаете традиции, обычаи, языки, футбол. Если бы я сомневался, я бы никогда не поехал в «Эхеа» (S.D. Ejea), а позже в «Сарагосу».
- Даже так?
- Да, именно так. Я очутился в «Сарагосе» в 11 лет. Этот клуб показался мне огромным, на тот момент мне казалось, что я не смогу там находиться. В первые дни проводился медицинский осмотр: бешенный темп, много давления и как следствие слёз. Но прошло немного времени, и всё встало на свои места, я завёл друзей, да и семья не осталась в стороне и очень помогла мне.
- С 11 лет выдерживать ежедневный прессинг, что бы не упустить возможность…
- И не только в самой академии, иногда складывалось впечатление, что сам город Сарагоса в любой момент может выкинуть меня. Представьте себе, в течение 11 лет почти каждый день думать, что следующий год может стать последним. Я был далеко не лучшим, но я трудился и совершенствовался с каждым годом. Среди нас были дети, которые физически медленно развивались. А вы знаете, как правильно сказать ребёнку, что его мечте не суждено сбыться? Думаю, я бы не смог.
- Ты должен был выкладываться на 100% каждый день, что бы тебя заметили.
- Да, вы правы. Вообще, в Сарагосе я начал выходить на поле с 15 или 16 лет. Также в молодости с национальной командой был чемпионом Арагона и являлся её капитаном, в 18 лет был капитаном молодёжной команды «Сарагосы», что считаю важным достижением.
Мой переход в основу состоялся довольно неожиданно. Однажды, во время тренировки, ко мне подошёл кто-то из тренерского штаба и сказал, что меня берут на предсезонный сбор с первой командой. Обычно такие как я едут на 3-4 дня, а потом их отправляют обратно. Но на тот момент мне было всё равно, одно только осознание того, что ты будешь находиться на одном поле с Милито или Вильей… Я помню фразу, которую сказал мне Вилья: «Не переживай, будем аккуратно играть в пас, как будто это матч на «Ромареда» это или «Камп Ноу» (смеется). Я всегда представлял, как буду играть вместе с ними. Но на деле всё оказалось немного иначе. Тренировки с первой командой кардинально отличались от моих представлений, они были более интенсивны, от меня постоянно требовали чёткого движения и отточенной техники. Свою первую тренировку с основой я даже не смог закончить. Было безумно тяжело, на тот момент я мог думать только о том, когда же всё это закончится. Тем не менее, я выглядел достойно.
- Однако, как только ты закончил предсезонку, Виктор Муньос оставил тебя в основе.
- Да, я перешел в первую команду. Прошло немного времени до начала сезона, и настал час Суперкубка Испании - «Сарагоса» против «Валенсии». После каждой тренировки с первой командой обо мне хорошо отзывались, но не было даже намёка на то, что я должен выходить и играть. Перед матчем Суперкубка нас собирают в гостинице и так, между делом, говорят, что если выиграем, получим титул, и мы все дружно идем в автобус. Честно говоря, всю дорогу я так нервничал, что чуть не упал, когда выходил из него.
- Так начался твой самый лучший сезон?
- Это было захватывающе! Я играл весь год, просто появился из ниоткуда, СМИ вообще не знали кто я такой. Как-то раз я иду по Эхеа мимо мэрии, мимо арены, где проводится коррида, и вдруг слышу, что внутри арены поют моё имя! Вы представляете? Моя жизнь поменялась на 180 градусов! Хотя было непросто утром ходить на тренировки, а днём давать интервью. Чтобы дать интервью некоторым изданиям, приходилось ехать в другой конец Арагона. А каждое воскресенье был контрольный экзамен, и если я его не сдавал, то в следующую неделю я мог не попасть в состав. Но, как бы то ни было, в течение 5 лет я сыграл в 214 матчах. Я не пропустил ни одной тренировки, не был травмирован, я всегда был очень осторожен. Я с теплотой в душе вспоминаю то время.
- Как это, внезапно оказаться популярным?
- Поначалу это нравится, ведь вы игрок, вам необходима поддержка, но вместе с этим, это большая ответственность, ведь на вас возлагают большие надежды. Вы стараетесь быть более сдержанным, приятным, всегда улыбаться. Люди смотрят на вас, и вы не можете их разочаровать, особенно детей, их добрая половина. Если ты отыграл плохой матч, ты не имеешь права сорваться, надо стараться быть вежливым по отношению ко всем. И только когда ты приходишь домой, ты можешь скинуть маску. Дома ты можешь быть самим собой, хотя иногда и там могут достать, но с этим приходится мириться.
- Ты достаточно ревностно отзываешься о футболе…
- Возможно. Видите ли, футбол играет для меня очень важную роль, но в то же время он лишил меня многих вещей. Я не могу себе позволить поесть после пяти, мне приходится мириться с тем, что меня не было на большинстве праздников моих друзей. Я пропустил свадьбу моего двоюродного брата, потому что на тот момент была важная игра. За последние несколько лет я не был ни на одном празднике в родном Эхеа. Что поделать, это футбол, надолго он не отпускает.
Я рос с единственной мыслью, как добиться поставленной цели. Когда я говорю, что я поменял свою молодость на постоянные тренировки, я обманываю себя. Футбол обеспечил меня огромным количеством изнурительных тренировок, но я сам этого хотел. Если бы я не был так настойчив к себе, ничего бы этого не было.
- Раз уж мы разговариваем о пока что лучшей части твоей карьеры, скажи, если у тебя всё хорошо складывалось в «Сарагосе», зачем ты ушёл?
- Я сразу должен сказать, что на протяжении всего моего пребывания в «Сарагосе» у меня было много предложений, но я всегда считал себя патриотом клуба и хотел остаться. Но в итоге пришлось уйти. Я помню тот день – 13 июня, мой день рождения, вся «Ромареда» пела мне: «Сапатер, мы любим тебя!». Я шел по полю в сторону раздевалки и плакал. Я знал, что это моя последняя игра за «Реал Сарагоса», для меня это было большой трагедией.
- У тебя было много предложений, но почему именно «Дженоа»?
- Да предложения были, но в «Сарагосе» хотели отдать меня только в ту команду, которая готова была заплатить сразу и всю сумму. При таких условиях, если я уезжал в другой чемпионат, шансов вернуться на «Ромареда» у меня практически не оставалось. Так или иначе, «Дженоа» на тот момент очень интересовалась мной. В итоге, в один прекрасный момент мне звонит Диего Милито (он уже играл за «Дженоа» на тот момент) и говорит, что бы я не переживал. «Дженоа» приличный клуб, ей предстоит играть в Кубке УЕФА, и она идёт шестой в Серии А. На тот момент, для меня это было большими переменами - другой язык, другой футбол, по большему счёту всё другое. Это решения для меня стало таким же, как то, которое я принял в 11 лет, перейдя в академию «Сарагосы».
Адаптация в «Дженоа» начиналась из рук вон плохо, но затем, когда приехала моя девушка - Мария Гонсалес, всё начало приходить в норму, и я выдал феноменальный сезон. Я вновь наслаждался футболом, я играл в средней линии, у меня многое получалось. На меня начали обращать внимание другие команды, такие как «Болонья» или «Ювентус». Я вышел в 35 матчах. Если посмотреть на статистику других новичков команды, никто из них не играл столько же, сколько я. Несколько раз в клуб приходил запрос от «Валенсии», они всерьёз интересовались мной, но «Дженоа» наотрез отказывалась меня продавать, более того, я заключил контракт ещё на 5 лет. В целом, я остался доволен своим пребыванием в Италии.
- Что же произошло дальше?
- Стартует новый сезон, и начинается какое-то безумие. В Италии просто сумасшедшие СМИ, каждый день тебя продают в тот или иной клуб, причём клубы постоянно разные: от грандов, до новичков Серии. В итоге тренерскому штабу понравился один игрок из лиссабонского «Спортинга», и «Дженоа» обменяла меня на него. Футбольный рынок в Италии, да и не только там, непредсказуем. Я приходил в клуб всерьёз и надолго, а в итоге…
- К слову, «Спортинг» является более титулованным клубом, нежели «Дженоа».
- Да, там надо успевать играть везде: внутренний чемпионат, кубок, Лига Европы, - и победу от игроков требуют в каждом матче. У нас была хорошая команда, тем не менее, у клуба возникли проблемы на юридическом уровне. Клуб покинул президент, спортивный директор, за ними тренер, и это напрямую отразилось на игре. Но в клуб пришёл Жозе Коусейро, и команда потихоньку начала приобретать былую уверенность. С приходом Коусейро меняется и моё положение, я начинаю чаще выходить на поле, тренер видит, что я серьёзно настроен и хочу воспользоваться предоставленным мне шансом. В команде чувствуется подъем, несколько следующих месяцев складываются для нас замечательно, мы часто выигрываем. Наконец-то налаживается моя личная жизнь. Моя девушка, медсестра по образованию, устраивается работать в больницу, налаживается быт. Правда, иногда я грустил по Испании и Арагону.
- На мой взгляд, довольно часто бывает так, что футбол не имеет ничего общего со спортивным рынком…
- Точно подмечено. Но я не думаю об этом, я просто играю в течение всего года и наслаждаюсь футболом. К концу сезона мной опять интересуются несколько клубов, у меня опять есть выбор, и я склоняюсь к варианту с пирейским «Олимпиакосом», куда только что вернулся Эрнесто Вальверде. Они играют в Лиге Чемпионов, и это хорошая мотивация, это шанс, что бы проверить себя. Руководство «Спортинга» не хочет упускать шанс подзаработать на моей продаже, они пытаются давить на меня, что бы я дал согласие на трансфер, в то время как Вальверде советует не торопиться.
- И всё же, почему ты так и не перешел в «Олимпиакос»?
- Потому что в то время, когда Вальверде советовал мне подождать, позвонил Коусейро, человек, который доверял мне в Лиссабоне, и сказал, что на данный момент он со своими помощниками находится в московском «Локомотиве» и очень рассчитывает видеть меня в этом клубе. Он понимает, что это ответственный шаг, но надеется, что я доверяю ему. Если ты доверяешь тренеру, то и тренер в дальнейшем будет доверять тебе. Настает момент, когда тебе надо подумать, где тебе будет интересней и комфортней играть. Хорошо, что время у меня на тот момент было, я тренировался в родном Эхеа с позволения руководства клуба.
- Насколько я посмотрю, ты недолго думал.
- Как я уже говорил, главное сделать первый шаг, там уже не так страшно. Да, бесспорно, это не Италия или Португалия, тем не менее, времени действительно понадобилось немного, чтобы приехать и увидеть сооружения, спортивную базу, предназначенную только для первой команды, где есть всё необходимое для тренировок и проживания, есть новый отличный стадион. Да, самое главное, я был там летом, когда там было очень тепло, и ходил в шортах (смеется). В общем, мне всё понравилось, и я решил подписать контракт.
- Альберто, скажи пару слов о клубе
- Как я уже говорил, «Локомотив» - это большая команда, в этом сезоне она пробилась в плей-офф Лиги Европы, но помимо этого турнира мы постараемся как можно лучше выступить и во внутренних турнирах.
- Что ты можешь сказать о русских?
- Русские - очень независимый народ, тоже любят футбол. Безусловно, язык является определенным барьером в общении, но даже это не мешает нам пообщаться в раздевалке, до того как выйти на тренировку. После этого каждый может подняться к себе в комнату, переодеться, отдохнуть. Потом кто-то отправляется в спортзал, кто-то на дополнительные тренировки, другие остаются в комнате.
- Можешь поделиться ещё чем-нибудь интересным?
- Каждый раз, когда мы собираемся перед тренировкой на поле, с каждым надо отдельно поздороваться за руку. Здесь не принято просто выйти и сказать всем: «Доброе утро». Ещё в России не здороваются за руку через порог, это считается плохой приметой – в будущем эти люди могут поссориться. Надо подождать, пока человек войдет в комнату, и тогда уже пожать ему руку. Однажды после тренировки, в раздевалке я начал что-то насвистывать, те, кто находился рядом, повернулись ко мне и сказали, чтобы я не свистел, а то не будет денег. Вот такие приметы есть у русских (улыбается).
- А как насчет еды?
- Если в Италии я часто ходил в пиццерии, то здесь отдаю предпочтение грузинской кухне. Еда вкусная, нравятся свежие пироги с начинкой из жареного яйца и сыра. Кроме этого, традиционно для этой кухни подают суп, смешанный с каким-то йогуртом или сливками. Я ещё не пробовал его, но знаю, что очень вкусно.
- Сейчас в России зима, тебе холодно?
- Я провожу мало времени на улице. Во всех местах, где я бываю, хорошо работают системы обогрева. Не забывайте, в этой стране занимаются добычей нефти и газа, так что здесь это недорого. Кроме того, по городу я передвигаюсь на метро, так что на улице нахожусь исключительно в тот момент, когда иду от выхода до порога дома.
Никому не советую передвигаться по Москве на машине, это настоящее безумие! Здесь не замечают разделительных полос и другие автомобили. Не знаю, смогу ли я когда-нибудь сам водить здесь машину.
Источник: www.hoycincovillas.es
спасибо камрадам за текст