Роковой матч Льва Кассиля
Финал ЧМ по футболу 1970 года стал эталонным для сборной Бразилии. Она разгромила итальянцев 4:1. Пеле стал трехкратным чемпионом мира, и этот рекорд до сих пор не побит. А в те минуты в Советском Союзе, в Камергерском переулке, перестало биться сердце известного писателя Льва Абрамовича Кассиля. Ему было 64 года.
Лев Абрамович очень хотел поехать в Мексику на мундиаль, но врачи отказали. По телевизору он не пропускал, ни одной трансляции. В 1/4 финала сборная СССР в овертайме проиграла Уругваю, и Кассилю осталось болеть только за Италию, которую, очень любил. Когда бразильцы забивали очередной мяч в ворота итальянцев, у писателя случился смертельный инфаркт.
Лев Абрамович Кассиль родился в 1905 году в городе Энгельс Саратовской области, в семье врача и учительницы. В Москву переехал в 1923-м, и поступил в МГУ, на физико-математический. Но точные науки удовлетворения ему не приносили.
Его тянуло писать. Письма, которые он отправлял родителям почти каждый день, порой достигали 30 страниц. В них он описывал город, людей, футбольные матчи, выставки. Первым талант Кассиля распознал младший брат Иосиф, прототип Оськи из повести «Кондуит и Швамбрания». Он относил письма брата в редакцию местной газеты. Позже из них была составлена отдельная книга.
С конца 20-х годов, Лев Абрамович - сотрудник газеты «Известия». В этот же период он знакомится с Владимиром Маяковским. Именно Маяковский стал для Кассиля «дверью в литературу». К нему он пришел с начальными главами «Кондуита и Швамбрании». Маяковский был впечатлен и решил выпустить повесть в своей газете «Леф».
Работая в «Известиях», он брался за любые репортажи. Спускался в шахты строящегося московского метро, встречал Отто Шмидта, плавал по Беломорско - Балтийскому каналу. Кроме репортажей, Лев Абрамович продолжал писать детские рассказы.
В 1937 году Кассиль открывает для Советского Союза спортивную литературу. Он издает роман «Вратарь Республики». В романе два героя - Антон Кандидов, рабочий, который не упустил свой шанс и стал известным вратарем, и Евгений Карасик, журналист. На основе книги, и по сценарию Кассиля, выходит фильм «Вратарь»
Сталинские репрессии не прошли мимо семьи Кассиля. В 1937 году арестовывают младшего брата Иосифа за повесть «Крутая ступень». Приговор - расстрел.
Он долго оплакивал младшего брата. Многим писал, во многие кабинеты ходил, но безрезультатно. Плюс добавился арест жены Иосифа - как жены изменника родины. Ни за что она получила восемь лет сталинских лагерей. В 1956 году Иосиф Кассиль был реабилитирован.
После выхода «Вратаря» Лев Абрамович ближе знакомится со спортсменами, становится в их тусовке своим. Ездит на матчи со сборной СССР. Пишет с места событий репортажи в спортивные издания. А после знакомства с Николаем Озеровым Кассиль - частый гость в комментаторской кабине.
В чемпионате СССР он был ярым болельщиком «Спартака». Как вспоминал его сын Владимир «Если играл «Спартак», то к папе лучше не подходить». Часто приезжал в Тарасовку, общался с игроками и тренерами, был вхож в раздевалку команды.
Сын Льва Кассиля Владимир даже решил объявить о своей женитьбе, ни где - нибудь, а на стадионе. Видимо «Спартак» выигрывал, раз Лев Абрамович легко одобрил намерение сына.
«Вратарем республики» спортивная тема в творчестве Кассиля не заканчивается. Он издает: «Пекины бутсы», «19:9», «Удар!Еще удар!», «Ход белой королевы» и многое другое.
Лев Абрамович был человеком по - хорошему фанатичным, и преданным своему делу. Если писал домой письма, то не меньше 20 страниц, если готовил репортажи, то не меньше чем из шахты метро, а если уж болел, то всем сердцем. Да и человеком он был добрым. Очень любил детей, да и они отвечали ему взаимностью. А дети они более чуткие, лучше взрослых распознают человека. В Кассиле они распознали своего.
Похоронен Кассиль на Новодевичьем кладбище. До 65 он не дожил две недели. А до следующего чемпионства сборной Италии - 12 лет.
P.S. В 1937 году, после выхода книги «Вратарь республики», ей вместе со множеством советских детей вдохновился один мальчишка из рабочей московской семьи, из Богородска. Мальчишку звали - Лев Яшин.
Там же потрясающие "Тревожные облака" Борщаговского. Рекомендую ознакомиться, если кто-то пропустил.