Футбол больше никогда не будет прежним. А каким он будет? [говорим о деньгах]
Как и во всех отраслях, в футболе тоже основные изменения будут результатом не самого вируса, а идущего за ним экономического кризиса. Сделав очень много предположений, максимально просто и коротко (ложь!) разберемся, как изменится футбольный мир в ближайшие месяцы в результате кризиса.
Сокращение доходов
Главный вызов коронавируса футбольному миру – сокращение доходов. Схема очень проста:
В краткосрочной перспективе:
нет игр, нет доходов matchday, т.е. доходы от продажи билетов, а также всяких товаров и рекламных акций (свои и партнерские) на стадионе в день матча;
нет игр, нет телетрансляций, в результате нет доходов от TV;
нет игр, нет площадок для рекламы партнеров, из-за чего коммерческие деньги не будут выплачиваться в прежних размерах, либо их не будет вообще.
В долгосрочной перспективе:
коммерческих и спонсорских контрактов станет меньше, и количеством, и размерам
на фондовой бирже акции клубов падают;
этим летом не будет предсезонных турне по америкам и азиям, может еще долго не будет;
нужно быть готовым еще один сезон играть без зрителей.
А на противоположном столбце есть расходы, которые, в отличие от матчей, не на паузе, в частности и в наибольших размерах – это зарплаты футболистов.
Почему Премьер лига всеми возможными путями хочет доиграть сезон
В целом большинство европейских лиг (- Франция и Голландия) сейчас настроено доиграть сезон 2019/20, даже без зрителей, но бросается в глаза то, что за это особенно настойчиво борется Премьер лига. Почему?
Причина довольно проста: клубы Премьер лиги наиболее зависимы от ТВ-денег. Англия на первом месте по размеру контракта, который дал клубам Премьер лиги такие большие финансовые возможности. Сейчас тот же контракт стал их уязвимой стороной, особенно для слабых клубов, которые получают от ТВ большую часть своих доходов.
Как видим, в Англии ТВ-деньги обеспечивают 53% доходов, и если учесть, что 1/3 нынешнего сезона еще не сыграна, клубы в целом лишатся около 17% своих поступлений. Сильнейшая 6-ка, которая, кстати, владеет 61% доходов АПЛ, меньше зависима от ТВ-денег, хотя по абсолютным величинам они, конечно, потеряют больше. Впрочем, они так или иначе справятся в случае, если сезон не будет доигран, а вот такие клубы, как «Борнмут», у которого ТВ-деньги составляют 88% от общего дохода, вряд ли. Кроме «Борнмута» еще 9 клубов, у которых в общей сумме доходов на долю ТВ-денег приходится больше 70%, что ужасно.
Доля ТВ-денег в составе общих доходов у клубов Премьер лиги в сезоне 2018/19, график от The Athletic
Больно констатировать, что наплыв ТВ-денег для клубов Премьер лиги никак не стал почвой для стабильности, а наоборот, клубы стали уже сейчас расходовать деньги, которые еще не получили, что может скинуть их в пропасть. Это не значит, что другие топ-лиги легко перенесут недоигровку сезона. Вот сколько они потеряют в таком случае:
Даже в Бундеслиге, которая считалась самой стабильной в финансовом плане, уже 2 клуба заявили о возможном банкротстве. Это «Вердер» и «Шальке», у которых накопилось много долгов, а планировку нынешнего сезона они сделали едва сводя концы с концами, сейчас же столкнулись с большими проблемами, так как очередной транш ТВ-денег, назначенный на 4 апреля, они не получили.
Жизнь без зрителей и спонсоров
Остальных доходов, связанных с игровым днем (matchday revenues), клубы в этом сезоне уже лишились. Труднее будет жить без этих денег в следующем сезоне, но, как говорят врачи, футбол со зрителями будет одним из последних вещей старого мира, который к нам вернется.
Этой доходной статьей больше потерь понесут топ-клубы, которые, уже давно преобразовали свои матчи в большую индустрию, обеспечивают полные трибуны с довольно высокими ценами на билеты, а также продажу и рекламу своих и партнерских товаров по всей территории стадиона. У того же «Арсенала» эти доходы составляют около 24% годовых поступлений – лучший результат среди клубов Премьер лиги. Такой же показатель у «Барселоны».
Доходы от посещений стадиона в лигах и в отдельных клубах: Total gate receipts – общая сумма сборов, Average gate receipts – средняя сумма сборов на клуб, Average earnings per match attendee – средняя сумма выплаченная одним посетителем. График от Bloomberg
Следующая группа доходов – коммерческие и спонсорские деньги. Здесь сделать общие выводы сложно, поскольку все зависит от конкретных случаев: кто спонсор, в какой отрасли работает, насколько пострадали от кризиса, как получится договориться? Факторов тысячи. В конце концов, можно взглянуть на контракт – когда подписан и на какой срок, на каких условиях?
Очевидно, что, например, авиакомпании, которые в последние десятилетия довольно активно ворвались на футбольный рынок (Emirates, Etihad), сейчас больше заняты спасением своих бизнесов, и футбол – последнее, на что они хотят тратиться. С другой стороны, есть и такие компании, которые в условиях кризиса работают сверхприбылью, может они войдут на футбольный рынок. На данном этапе можно сделать только общую оценку – около 15-20% снижение доходов от спонсоров.
Сезон во Франции решили не доиграть, что станет очень большим ударом для клубов. Но у них еще и другая, довольно специфическая проблема, о которой – чуть позже.
Трансферный рынок
Обычно, мы не следим за тем, как клубы складывают миллионы, только сейчас стали активно изучать их счета, когда есть риск коллапса. А вот как они тратят, мы все это видим почти так же детально, как футбольные матчи. Почти каждый год открытие трансферного рынка превращается в своеобразный фестиваль «трансферных романов», где деньги просто пускают на ветер. Уже сейчас понятно, что в этом году трансферный рынок будет совсем другим, не виданным за последнее десятилетие.
Исходя из довольно значимых потерь клубов и неблагоприятных ожиданий на счет будущего, крупные трансферы почти исключены. Об этом уже говорили разные футбольные функционеры, но будем цитировать одного из знатоков нецелесообразных трансферных затрат – исполнительного замдиректора «Манчестер Юнайтед» Эда Вудворда:
«Ни у кого не должны быть иллюзии насчет вызовов, которых ожидает футбол, и трансферный рынок уже никогда не будет прежним для клубов, включая для нас».
Ожидается, что стоимость игроков резко упадет: CIES Football Observatory посчитал снижение цен на 28%, Transfermarkt дважды обновил цены, снизив их на 10-20 процентов, что кажется довольно мягкой оценкой. Говоря более наглядно, если раньше сделки совершались с намного большими цифрами, чем стоимость этих игроков на Transfermarkt, то сейчас будет обратное.
Если до лета 2019 на рынке сделки на 100млн+ стали обычными, то в этом году такое почти исключено. Главная причина, конечно, отсутствие средств, но важную роль будет играть также этический фактор: когда весь мир борется с вирусом, у миллионов людей нет возможности получить медпомощь, тестов не хватает, не всем будет приемлемо заплатить 150 млн евро за одного игрока. Это нанесет удар по репутациям клубов.
Топ футболисты останутся в своих клубах
Конечно, многие клубы попробуют воспользоваться ситуацией и за гроши подхватить талантов у слабых клубов, точнее у тех, у которых будут проблемы с финансами. Раньше такие клубы сами устанавливали очень высокий ценник на свои таланты и обычно очень успешно продавали их за счет манипулирования топ-клубов, которые соревновались между собой за трансфер. Теперь будет противоположнее – топы сами будут манипулировать слабыми и попытаются «украсть» лучших за гроши. Известный специалист по финансам в футболе Кевин Магуайр выражается более профессиональным языком:
«Раньше трансферный рынок был рынком продавцов, это они диктовали цены. Теперь он стал рынком покупателей».
С другой стороны, если у клуба нет проблем с финансами, то кризис не заставит их отпустить своих лучших игроков за небольшие деньги. Например, «Боруссия» уже очень громко заявила, что несмотря на ситуацию в мире, не собирается отпускать Санчо на сумму меньше чем 11 млн евро.
Много говорят о том, что в таких условиях клубы станут больше обмениваться игроками без выплаты денег. Кроме того, специалисты считают, что это хороший шанс для академий клубов, которые теперь могут снабжать клубы собственными игроками, за которых не надо будет платить. И конечно, одним из главных последствий будет то, что клубы будут совершать трансферы более обдуманно, с четким планом относительно роли игрока в команде и с четкими расчетами на его результативность. Это оставляет надежду, что в будущем нам, журналистам, написать статью о провальных трансферах клубов будет хоть немножко сложнее, чем сейчас.
Этот период станет тяжелым также для тех клубов, которые обеспечивали существенную часть своих доходов за счет продажи игроков. Сейчас «Бенфика» уже не сможет наживиться на 17-летнего игрока 120 млн евро, сделок станет меньше по количеству и по стоимости. Во Франции уже посчитали, что из-за этого клубы французской лиги потеряют в районе 160-220 млн евро. Локальный взрыв этой проблемы мы уже увидели на примере клуба «Жилина», который сразу изменил вектор, поняв, что этим летом доходов от трансферов у него не будет.
Как реагировать
Конечно, самый логичный ответ на снижение доходов, это снижение расходов тоже, а среди них особенно бросаются в глаза аномальные суммы зарплат футболистов.
Переговоры на временное снижение зарплат футболистов начались сразу после того, как футбол остановился, и почти во всех клубах и лигах. Многие топ-клубы уже достигли договоренностей, включая «Ювентус», «Рому», «Баварию», «Реал», «Барселону», «Атлетико», «Арсенал» и многие другие. Но это в топ лигах, а в нижних дивизионах иногда происходят просто дикие вещи, например, «Лютон» отказался от услуг главного тренера, чтобы сэкономить на этом.
Снова начались разговоры о внедрении потолка зарплат, как о более системном подходе к проблеме. Если сезон не возобновится и ТВ-деньги не будут выплачиваться, то клубы заново начнут переговоры с игроками, но уже насчет снижения зарплат на постоянной основе. Кроме того, специалисты считают, что клубам стоит также бросить взгляд на другие расходные статьи, поскольку только за счет футболистов покрыть этот дефицит может и невозможно.
Особенно в клубах с небольшими доходами ситуация требует тонкого подхода. Например, в Англии предлагают поменять формат Ligue One и Ligue Two (3-ый и 4-й по силе дивизион), сделать их региональными турнирами, чтобы клубам не пришлось тратить столько на транспорт и отели, а также упростить жизнь болельщикам, которые хотят посетить гостевые игры своих команд.
Основные итоги для тех, кому лень прочитать весь текст
Потери клубов неизбежны, сейчас вопрос только о том, сколько их будет, как трудно будет эти потери покрыть и к чему нужно быть готовым в будущем;
если сезон будет доигран, то в топ-лигах сильных потрясений не будет, но если ТВ-деньги не дойдут до клубов, то взрывы очень даже возможны. Может и дело не всегда дойдет до банкротства, но будут серьезные перераспределения сил;
в нижних дивизионах многие клубы закроются, вирус достигнет своего пика, когда будет окончательное решение насчет возобновления сезона;
топ-клубы потеряют много денег из-за того, что матчи будут проводиться без зрителей, и это сильно изменит их финансовое планирование на следующий сезон;
будут отдельные потрясения из-за потерь спонсоров, новых крупных спонсорских контрактов почти не будет;
клубы очень тактично начнут переговоры по снижению зарплат футболистов, но уже не на краткосрочный период, а вообще. Новые контракты будут подписываться уже на более низкие суммы, и футболисты пойдут на это, потому что лучших альтернатив у них не будет;
трансферный рынок просядет, нового трансферного рекорда мы не увидим еще много лет, вероятность трансфера с ценником более 100 млн евро этим летом близка к нулю;
маленькие клубы будут вынуждены уступить своих самых талантливых ребят топ-клубам, чтобы поддержать существование;
трансферы станут более взвешенными и обдуманными, будет много обменов, молодежь академий получит свой шанс.
Не забудьте подписаться!
Читайте также: Даже без зрителей на каждом матче АПЛ будет 300 человек. Кто они?
Вот высказывание директора одной крупной строительной компании: "Без рекламы производство гибнет. Сегодня ключевые игроки рынка уже научены горьким опытом кризиса 2008 года и хорошо понимают это, сохраняя расходы на промоушен. Последнее, что я буду сокращать, – это рекламный бюджет".