9 мин.

Игроки, которые скоро исчезнут

  В футболе тренд на полную универсальность. Игроки достигли предела в своих основных навыках, теперь очередь за скрытыми резервами, нападающий должен научиться обороняться, защитник стать способным атаковать. Время как прилив - с каждой новой волной в пучину уходит старое, пока не будет затоплен весь берег. Отголоски прошлого ещё звучат от ламповых олдскульщиков, но течение унесёт и их. 

Конечно, эти тренды слабо затрагивают середняков подвальных дивизионов, коих большинство, но миром правят меньшинства, в футболе - суперклубы и суперзвёзды, они диктуют моду, но некоторые либо не готовы меняться, либо просто не хотят, и продолжают стоять на месте. Или вовсе катятся назад.

Но время идёт только в одну сторону - вперёд, и место в нём найдётся не всем.

ЧИСТЫЕ ДЕСЯТКИ

Представители: Месут Озил, Хамес Родригес, Давид Сильва

Как римляне, не верящие, что их тысячелетний имперский левиафан издохнет, так романтики двадцатого века не верят, что классические десятки перестанут рулить игрой. Сейчас они не то, что не рулят, они вообще не нужны. Скажи это поколениям Платини и Зидана, покрутят у виска.  Скажешь поколениям Зико и Марадоны - распнут. Самая креативная, привлекательная, свободная, эстетичная роль, её представители чаще других оказывались идолами. Плеймейкеры, диспетчеры, архитекторы атак, свободные художники, они получали свою кисть в виде мяча между линиями, и на полотне газона рисовали нечто прекрасное. За это им прощали всё, отсутствие режима, наркотики, загулы, скандалы. Пахать в обороне?  Что за идиотизм, творцы в навозе не работают.

Что же с нами стало?

Пришёл строгий режим, наркотики ушли, одной светлой головы стало мало, атлетизм начал решать слишком много, эпоха мужичков-тюфяков умерла, эра бешеных скоростей и тотального универсализма родилась.

Каким бы гениальным распасовщиком ты сегодня не являлся, будь добр отрабатывать в защите, ведь в противоположной команде полузащита и атакует и обороняется вся вместе, если ты будешь раскатывать защитников впереди, но катать вола сзади, это создаст численное преимущество для соперника, от обороны освобождён только форвард, и то не всегда. Минус один в тактическом построении быстренько превратится в минус один по счёту. 

Истинный плеймейкер эффективен только в одной схеме, той, которая строится вокруг него. Непозволительная роскошь и бездумная трата ресурсов сегодня. Оставшихся десяток прячут в обороне между двумя универсалами, у которых три сердца. В доминирующих системах игроки типа Сильвы ещё полезны, обороняться ведь почти не надо, но уже не за горами тот день, когда последняя настоящая десятка отдаст последний настоящий пас.

Выход только один - адаптироваться. Самый точный пример - Модрич, был чудесным распасовщиком, но хилым полуросликом. Адаптировался - стал обладателем Золотого Мяча.

ФОРВАРДЫ СТОЛБЫ

Представители: Бас Дост, Питер Крауч, Фернандо Льоренте

Держать в составе столба, умеющего лишь играть головой, это как иметь в штате сотрудника, который нужен только для того, чтоб раз в месяц поменять перегоревшую лампочку. Терпеть их на полном окладе бессмысленно, лампочку вкрутит кто угодно, а в футбол играют ногами. Игра усложнилась, навесы перестали быть лейтмотивом, стали лишь опцией. Умеешь играть на втором этаже? Хорошо, но на первом должно быть ещё лучше(не сказал ни один сотрудник Бёрнли в истории).

Когда то мой дед носил пилку в одном кармане, открывашку в другом, и постоянно терял свой штопор. Потом у него появился швейцарский нож и он воссиял.

Когда то форвард мог весь матч ходить пешком, потом замкнуть один навес головой, и пойти за премией. Сейчас он должен уметь всё, но премию это не гарантирует.

Посмотрите на Дзюбу, король воздуха на чемпионате мира, он актуален и сейчас, но совсем из-за другого: игра спиной, подыгрыш партнёрам, постоянные ассисты, даже дриблинг. Последний матч Зенита с Бенфикой, первый тайм, Артём разрывал на технике, я это видел.

Будущее здесь даже не надо предсказывать, оно уже наступило. Три самых перспективных форварда выше 190 см, но не старше 22 лет: Тэмми Абрахам, Маркус Тюрам, Эрлинг Холланд...Холлан? Халанд?! Каждый из них универсален, быстр, в меру техничен, и координирован. Могут и столбом подработать, но застолбить статус звезды так уже не выйдет.

КЛАССИЧЕСКИЕ ВИНГЕРЫ

Представители: Хесус Навас, Денис Черышев

Раньше было просто: левоногие на левый фланг, правоногие на правый. Задача такова, сначала бежать по флангу назад, помочь защите. Потом бежать по флангу вперёд, помочь атаке. Многого не просим, отбирать не отбирай, закрывай зону, забивать не нужно, это работа форварда, навешивай, простреливай, и дело с концом. Гарринча тут достиг совершенства, прокидывай вправо, и грузи в штрафную, или обыгрывай ещё, и грузись туда сам. Его левая была неполноценна, сильно короче правой, он хромал и звался кривоногим, но на поле одноногость не мешала, может даже наоборот.

Потом пришли большие перемены, и одноногие футболисты стали не нужны.

Левши стали играть справа, правши слева, появился инвертированный вингер, который в двадцать первом веке станет главной ролью в футбольном театре. Чёс по флангу и последующий навес отдали крайним защитникам, играя на чужом фланге, вингеры стали разрабатывать слабую ногу, а общий уровень футбола вырос, и кроссы стали ординарным навыком. Последний оплот классики - туманный альбион, местные спитфайеры бомбардировали штрафные подачами до тех пор, пока АПЛ не стала по настоящему интернациональной. 

ВРАТАРИ БЕЗ ПАСА

Представители: Джо Харт, Тибо Куртуа, Игорь Акинфеев

Почти сто лет вратарь был как птица в воде, все играют ногами, ему дозволены руки. Герой, стена, половина команды, иногда даже больше. Он един с обороной. Тридцать лет назад это было особенно явно, защитник отдавал назад, кипер берёт мяч в руки, всё, безопасность восстановлена. Глупо не использовать эту возможность, это верняк. Пытаться в такой ситуации играть ногами - иррационально.

Потом появилось правило, запрещающее пас вратарю в руки.

Потом самые техничные команды начали выходить из обороны через пас.

Потом появился высокий прессинг, и каждого защитника начал крыть свой опекун. Вдруг понадобился ещё один человек, умеющий играть ногами, и все посмотрели на вратаря. Он растерянно улыбнулся.

Каждый бездумный вынос, каждый излишне длинный пас теперь математически неэффективен, это потеря владения. Любое владение может обернуться голом, заставь вратаря обратить бесцельные выносы в точные передачи хотя бы десять раз, это десять владений, десять гипотетических голевых атак, немного, но хоть что то. Добротный вратарь нового поколения при получении мяча становится последним защитником, знает, как разбивать прессинг, может начать контратаку. Мастера же отдают пас через пол поля прямо в ногу. Ожидаемо пришли и голевые передачи.

Ветеранам переучиться уже тяжело, в слабых лигах молодёжь учат новому неохотно, так что повсеместное распространение концепции голкипера будущего затягивается. Но за будущим заметили интересную закономерность - оно всегда наступает.

ОГРАНИЧЕННЫЕ ЗАЩИТНИКИ

Представители: Пер Мартезакер, Джорджо Кьеллини, Огучи Оньеву

В день изобретения автоматической телефонной станции исчезла профессия телефонистки. В день, когда вратарю запретили брать в руки от своих, появился защитник будущего. Панический страх мяча одолевал даже именитых чемпионов прошлого, спасала панацея - пас назад. О атаке не было и речи, вольно порхающие десятки могли сами прибежать назад, забрать круглого, твой максимум это пас ближнему, если в радиусе километра чисто, когда на горизонте появляется тень намёка на прессинг - пас назад. Не было ни малейшего стимула развивать контроль мяча, виденье поля, короткий и длинный пас. Единороги, типа Бекенбауэра или Кумана, парили на своей волне, смеясь над временем, но это исключение, которое только подтверждало правило.

Ряды центрдефов до последнего пестрили сомнительными персонажами: Утёсоподобные громилы, смертоубийственные костоломы, трёхметровые башни, дядьки с соседнего двора, Кьеллини вообще похож на продавца арбузов.

Громилы вымерли, костоломы ушли смотреть хоккей, увидев смерть тафгаев умерли сами, от горя. Некоторые башни всё ещё стоят, дядьки со двора переехали в аналитические студии для экспертов, а Кьеллини всё ещё похож на продавца арбузов. Но сейчас у него есть Бонуччи, первый шикарно гасит чужие атаки, второй прекрасно начинает свои, пазл сложился.

Но конкуренты уже на шаг впереди. Элитным гвардейцам стало тесно в кресле простого министра обороны, теперь совмещают посты. Ван Дейк легко швыряет диагональ на пятьдесят метров. Пике, Тьяго Силва, даже Джон Стоунз могут протащить мяч до центрального круга. Хуммельс способен дать низом через две линии, верхом через три, Маркиньос без проблем играет в опорной, Рамос изменяет жене с пенальти, Давид Луиз кладёт штрафные. Высшая знать показывает, в какую сторону двигаться всем остальным.

Обычный представитель задней линии нового поколения должен владеть мячом как представитель средней, видеть поле боя как карту действий, перевести верхом с фланга на фланг для него - элементарно. Волну не остановить, она даже до России дошла, возьмём Илюшу Кутепова. Пятнадцать лет назад в чемпионате России полузащитник середняка не раздавал передачи так, как он сегодня. Я понимаю, в это сложно поверить, но будем объективны.

Либеро красят собой теперь только летописи футбола, скоро их пополнит "защитник обыкновенный", что противоестественно смотрится с мячом, и только умеет, что вырывать его с мясом. Они и сейчас повсюду, но вход в топ-клубы таким теперь закрыт.

Навсегда.

***

Скоро на выход:

БЕЗГОЛОВЫЕ БЕГУНКИ

От шкафообразных скал начали требовать что то, кроме силы, и они сникли. От скоростных электричек требуют что то, помимо скорости, но в футболе она слишком важна, так что ещё побегают.

ИНФАНТИЛЬНЫЕ ЦИРКАЧИ

Звёзды юных героев ютуба снова взойдут, но взрослый футбол быстро осадит - быть атлетом со слабой техникой сейчас проще, чем лютым технарём без атлетизма.

СЛИШКОМ ОПОРНЫЕ ПОЛУЗАЩИТНИКИ

Обратная сторона тенденций полузащиты, сугубо атакующие бесполезны в защите, слишком оборонительные не нужны в атаке, либо меняйся, либо дай дорогу универсалам.

...

Баскетбол придёт к тому, что сотрутся все границы позиций, любой должен будет уметь и разыграть, и побыть центровым.

Футбол в конце концов станет тем, чем уже был когда то: Едва уловимые истоки в довоенных Австрии и Венгрии дали ростки в послевоенной Голландии и Киеве, теперь разрослись по всей Европе, а вскоре и весь футбольный мир захватит, истинный, каноничный, чистый, настоящий Тотальный Футбол.