Катар может лишить АПЛ 650 млн из-за «Ньюкасла»: его покупают саудовцы, которые покрывают сеть пиратов
С этим же сервисом воюет ФИФА, BBC и Sky.
Майк Эшли мечтал избавиться от клуба 13 лет и наконец-то близок к этому: сделка по покупке «Ньюкасла» фактически завершена, осталось лишь получить одобрение со стороны АПЛ. Бизнесмен получит 300-310 млн фунтов от Государственного фонда Саудовской Аравии (PIF).
Но покупку может сорвать катарский телеканал beIN Sports, который показывает АПЛ на Ближнем Востоке. Компания давно воюет с правительством СА, которое покрывает пиратские трансляции в стране. Ниже – предыстория конфликта.
• В июне 2017-го Катар обвинили в поддержке терроризма и вмешательстве в дела арабских государств; Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и еще несколько стран частично разорвали дипломатические отношения с эмиратом.
• Саудовская Аравия сразу же запретила продажи подписок beIN в стране. Через год Федерация футбола Саудовской Аравии (SAFF) подала жалобу в ФИФА – beIN Sports обвиняли в монополизации прав на спортивные трансляции в регионе.
21 августа 2018 года Саудовская Аравия оштрафовала beIN Sports на 2,6 млн долларов за нарушение законодательства о конкуренции, а через 2 дня аннулировала лицензию на трансляцию.
• Через несколько месяцев после запрета подписок в СА появился сервис beoutQ. Через специальную приставку вещатель крадет эфир 53 каналов beIN, просто прикрывая логотип катарской компании собственной плашкой.
На деятельность намекает даже название: be out («быть под запретом») – противопоставление be in; Q – видимо, намек на Qatar.
Вот так смотрели чемпионат мира-2018 в Саудовской Аравии.
А вот Лига 1 и АПЛ.
К осени-2019 в Саудовской Аравии работало 3 миллиона приставок beoutQ. Они берут не только картинку beIN Sports, есть также британские Sky Sports, BT Sport и еще десяток спортивных каналов.
• В соцсетях beoutQ Sports рекламируют как единственно возможный способ борьбы с монополией катарцев. Среди тех, кто пиарил сервис, Сауд аль-Кахтани – бывший советник королевской семьи, которого в октябре обвинили в организации убийства журналиста Хашогги – и другие саудовские чиновники.
• 2 октября 2018 года Катар подал иск во Всемирную торговую организацию – Саудовскую Аравию обвиняли в нарушении интеллектуальной собственности. В тот же день beIN Media Group в суде потребовала 1 миллиард долларов за возмещение убытков.
В прилагаемых документах – доказательства, что beoutQ транслируется через спутниковый вещатель ArabSat, который принадлежит правительству (36,6% акций) и базируется в СА.
Через месяц похожие иски направили BBC и Sky.
• В 2019-м компания MarkMonitor по запросу ФИФА провела собственное расследование. Выводы те же: сигнал идет через ArabSat, сервис поддерживают влиятельные политики Саудовской Аравии.
BeIN Sports может отказаться от трансляций АПЛ, но лига бессильна
• Устав бороться, BeIN Sports предупреждала правообладателей, что сократит выплаты, потому что теряет часть денег от собственного рынка.
«Пузырь медиаправ вот-вот лопнет. Мы живем в мире, где исключительные права на показ перестали быть исключительными. Из-за beoutQ и пиратства в целом мы рассматриваем все спортивные права как неисключительные, и наши коммерческие предложения будут отражать это.
Ценность прав стремительно падает, и наш подход отразит это», – сказал гендиректор компании Юсеф Аль-Обейдли в октябре 2019-го.
• После появления слухов о продаже «Ньюкасла» еще одна угроза пришла в адрес Премьер-лиги. Гендиректор beIN Sports намекнул, что откажется от ТВ-контракта, если лига не заблокирует покупку – в таком случае АПЛ потеряет 650 млн фунтов (2 «Ньюкасла»). Текущая сделка действует до конца сезона-2021/22.
«Если мы ничего не предпринимаем в отношении пиратства, то нам придется оценить затраты и сократить права», – говорит Аль-Обейдли.
• А на днях Аль-Обейдли пояснил, что вероятная покупка «Ньюкасла» страной, покрывающей пиратство, приведет к серьезным последствиям.
«Учитывая прошлое страны и продолжающиеся незаконные действия – в том числе в сторону коммерческих интересов Премьер-лиги, – нельзя игнорировать покупку клуба АПЛ.
Не будет преувеличением сказать, что на карту поставлена будущая экономическая модель футбола», – говорится в письме.
• В АПЛ понимают риски, там пытались бороться с пиратством, но юридически они бессильны – девять юридических фирм в Саудовской Аравии отказались действовать от имени лиги или любой другой спортивной организации.
«Мы столкнулись с проблемой: не можем действовать на территории СА самостоятельно, а доступ к системе правосудия ограничен. В beIN должны знать: мы полностью поддерживаем их интересы в этой борьбе, идем плечом к плечу», – объясняет глава юридического отдела Премьер-лиги Кевин Пламб.
• Единственная надежда – проверка директоров и потенциальных директоров на соответствие высокому имени лиги. Перед каждой сделкой АПЛ проверяет, не навредит ли приход конкретного человека имиджу всей АПЛ. Правда, и здесь саудиты могут выкрутиться: формально клуб покупает Аманда Стэйвли и ее компания PCP. За концерном Аманды стоит Государственный инвестиционный фонд Саудовский Аравии (PIF), а председателем совета директоров «Ньюкасла» станет руководитель PIF Ясир аль-Румайян, но фонд не проходит по документам о покупке.
Если Премьер-лига свяжет Аль-Румайяна, PIF и ущерб, нанесенный beoutQ, то сможет заблокировать покупку «Ньюкасла». Но в концерне Стэйвли уверены, что проверка пройдет без проблем.
Что же будет?
Действующий контракт вряд ли будет разорван, иначе beIN придется выплачивать огромную неустойку. Зато при переговорах о следующем пакете медиаправ катарская телесеть сможет диктовать условия, так как покорила рынок Ближнего Востока – ее возможности по распространения контента для АПЛ привлекательны и даже необходимы. beIN может продавить снижение суммы контракта, надавив на конфликт бизнес-интересов: АПЛ, по сути, сотрудничает с теми же, кто ворует у нее официальный и платный контент.
Пострадают в итоге клубы и лига, у которых сократятся доходы от продажи телеправ за границу.
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill; nytimes.com; globallookpress.com/Bruce White via www.imago-images