10 мин.

Георге Хаджи. Карпатский Марадона

Румынская земля всегда славилась своими незаурядными игроками почти в каждое футбольное поколение. В большинстве своем их отличала своеобразная техника, коренастость и конечно же стальной характер. Но один из футболистов стоит на недосягаемой высоте по сравнению с другими и озаряет своим величием даже нынешнюю плеяду игроков, несмотря на то что начал свою профессиональную карьеру почти 40 лет назад. Сегодня вашему вниманию будет представлена история Георге Хаджи.

Георге выступал в качестве атакующего полузащитника в чемпионатах Испании, Италии, Турции и Румынии. На рубеже 80-х и 90-х годов Хаджи считался одним из лучших игроков не только в Румынии, но и в мире. За время выступления на профессиональном уровне за ним закрепились авторитетные прозвища как Коменданте, Король, но самым знаменитым является Карпатский Марадона. Это связано с его схожим дриблингом, потрясающим футбольным мышлением и сверхточным ударом. Сам же Георге не особо придавал этому значение и не видел в Марадоне своего кумира.

В футбол Георге пришел в небольшом клубе Фарула Констанцы в 70-х годах прошлого столетия. После нескольких лет выступления в детской и юношеской команде перешел в другой неприметный клуб, но уже в столице. Свою профессиональную карьеру игрок начал в 1983 году в команде Спортул из Бухареста.

В те времена политика была глубоко переплетена со спортом номер один. Два главных клуба Румынии финансировались военными организациями: если Стяуа находилась под покровительством румынской армии, то судьба Динамо была скована секретными службами. 60-е и 70-е годы прошли под знаком бухарестского Динамо и только с середины 80-х годов, после прихода в руководство Стяуа Валентина Чаушеску, сына диктатора Румынии, произошла смена гегемона.

Тотальное превосходство Стяуа наблюдалось не только на внутренней арене - в 86 году команде удалось завоевать Кубок европейских чемпионов, благодаря вратарю Хельмуту Дукадаму в серии пенальти против каталонской Барселоны.

Структура команды была устроена таким образом, что руководство клуба пылесосило всех талантливых румынских игроков под свой патронаж. И конечно же скауты столичной команды держали под карандашом развитие молодого игрока.

А Хаджи к тому времени успел себя зарекомендовать. В 18-летнем возрасте игрок впервые выступил за сборную Румынии в матче против норвежской команды, а через год забил свой дебютный гол за первую команду. Важность Георге для сборной была неоспорима даже в столь молодом возрасте, поэтому перспективный тренер сборной Мирча Луческу принял решение передать капитанскую повязку 20-летнему игроку.

Волею судьбы и определенных договоренностей на верхах Хаджи перешел в Стяуа на один матч - на матч против киевского Динамо в Суперкубке Европы. И 21-летний Георге отлично воспользовался предоставленной возможностью, забив единственный гол в матче - дальним ударом со штрафного. После такого успеха руководство Стяуа отказалась возвращать игрока назад в Спортул, не заплатив даже за трансфер. Молодой плеймейкер ничего не мог сделать в этой ситуации и остался.

В Стяуа он провел три замечательных сезона, в которых забил 98 голов. Бухарестский клуб все также был грозой не только на внутреннем первенстве, но и показывал отличную игру в международных турнирах. За время пребывания Хаджи в составе, Стяуа выходила в полуфинал и финал Кубка чемпионов. В решающем матче 1989 года против итальянского Милана, бухарестский клуб не смог ничего противопоставить слаженной голландской атакующей линии противника.

Но столь болезненные неудачи на главном клубном турнире Европы не снижали интереса грандов мирового футбола к молодому румынскому игроку. И они всячески пытались заполучить Георге в свои ряды. Особое усердство по трансферу Хаджи исходило от Арриго Сакки, возглавлявшего туринский Ювентус и от мюнхенской Баварии. Но политическая верхушка страны была против любых предложений европейских клубов и талант находился в невидимой клетке диктатора.

После падения режима Чаушеску в декабре 1989 года, наступила оттепель и в карьере Георге. Успешно выступив на чемпионате мира 1990 года, гранд испанского футбола – Реал Мадрид изьявил желание подписать 25-летнего атакующего полузащитника. В итоге клубы договорились на сумме в 3.5 млн долл США. Испанское путешествие Георге нельзя назвать удачным - за два полных сезона румын отличился только 20 раз во всех турнирах. К тому же, в плане трофеев можно выделить только победу в Суперкубке Испании. Были отдельные матчи, где Хаджи удавалось мимолетно блистать и забивать умопомрачительные мячи. К примеру, можно выделить его хет-трик против Атлетика из Бильбао и пушечный удар против Осасуны.

Основной причиной низкой самореализации в Реале можно назвать общую слабость мадридского клуба на тот период времени. За два года пребывания Хаджи главными тренерами команды становились 5 разных специалистов, что конечно же накладывало определенные сложности в создании рисунка игры.

Другой проблемой уже сам игрок называл свое психологическое состояние из-за наличия в том составе королевского клуба корифеев футбола как Уго Санчес и Эмилио Бутрагеньо. Это влияло на самолюбие игрока. Ведь в Румынии именно Георге был центральной фигурой как на уровне клубов, так и в сборной.

Осознав, что не сможет реализовать свой потенциал в Мадриде, Георге досрочно расторг свой контракт и по окончанию сезона, в 92 году, перебрался в итальянскую Брешию – в команду, которым на тот момент руководил старый знакомый - Мирча Луческу.

В итальянской команде, как и в Реале, Хаджи задержался ненадолго – всего на 2 года. В первый год команда показала невыразительную игру и как результат оказалась в серии Б. На следующий год, благодаря таланту и вкладу Георге, Брешиа смогла снова вернуться в высший дивизион итальянского футбола.

Поворотным моментом в судьбе румынского плеймейкера стал чемпионат мира 1994 года, проходившего в США. На том турнире 29-летний Георге, и в целом румынская сборная, показала замечательный уровень игры, что позволило команде пробиться до четвертьфинала. На стадии плей-офф Румыния уступила по пенальти не менее сенсационной сборной Швеции. По итогам мундиаля Хаджи вошел в символическую сборную.

На чемпионате мира Георге отличился 3 раза, но самым памятным матчем для команды и для всего румынского футбола стала игра против сборной Аргентины – одного из фаворитов всего турнира. Бело-голубые недооценили соперника, и как итог поплатились вылетом из турнира со счетом 3:2. В этом противостоянии должны были сойтись две личности: аргентинский и карпатский Марадона, но этой повторной встречи не суждено было сбыться из-за положительного теста аргентинца матчем ранее. Первая встреча между игроками была также на чемпионате мира, но уже 1990 года. Тогда сборные разошлись миром на стадии группового этапа.

Уже после турнира на горизонте Хаджи показалась испанская Барселона под руководством Йохана Кройфа. Сам Георге находил много параллелей с голландским гением: он выступал на схожей позиции атакующего полузащитника и было большим вызовом тренироваться под руководством своего кумира. Конкуренция на позиции румына изобиловала громкими именами, среди которых Христо Стойчиков, Роберт Просинечки и молодое приобретение клуба – португалец Луиш Фигу.

Относительно постоянное место в составе, по истечению двух лет, также сподвигло к уходу из Каталонии и привело Георге в экзотический турецкий чемпионат - выступать за стамбульский Галатасарай. На тот момент румына нельзя было назвать подающим надежды молодым игроком, ведь ему уже стукнул 31 год. Несмотря на прогнозируемый спад игрока, именно в турецком клубе Хаджи обрел вторую молодость и показал свой лучший футбол.

С Галатасараем он смог выиграть 4 подряд первенства Турции, а апогеем выступления за турецкий клуб стал сезон 99/00, в котором 35-летний Георге Хаджи смог вывести свою команду до финала Кубка УЕФА, где в упорной борьбе по пенальти был сломлен лондонский Арсенал. Сам Хаджи не доиграл матч до конца, получив красную карточку в дополнительное время за фол против Тони Адамса. Эта победа стала первой для турецких команд в еврокубках, но не последней в том календарном году.

Спустя пару месяцев в розыгрыше Суперкубка Европы был повержен бывший клуб Георге – мадридский Реал, благодаря двум голам бразильца Жардела. Массовая истерия, охватившая Турцию, превознесла Хаджи до уровня национального героя, и даже ярые противники стамбульского клуба прониклись к нему уважением. Этому было логичное объяснение – благодаря одному человеку турецкий футбол приобрел небывалую доселе популярность.

В сборной Георге не удалось столь ярко заблистать на том отрезке времени. На чемпионате мира 1998 года во Франции эксцентричная сборная Румынии попала в неудобную группу с Англией, Колумбией и Тунисом. В принципиальном матче с командой Трех львов Румыния отличилась дважды, благодаря голам Молдована и Дана Петреску, и вышла из группы с первого места. Уже в 1/8 турнира Хаджи и компания минимально уступила главной сенсации турнира – сборной Хорватии.

После вылета из турнира Георге всерьез подумывал «повесить бутсы на гвоздь» в статусе игрока сборной, но после головокружительного года в Галатсарае он решил испытать судьбу в составе главной команды на Евро-2000. Румыны попали в группу смерти, вместе со сборными Германии, Англии и Португалии. Команда Хаджи снова смогла огорчить сборную Англии и сыграть в ничью с Бундестим. Уже на стадии четвертьфинала Румыния проиграла будущему финалисту – сборной Италии. Этот матч считается последним в сборной. За 17-летнюю карьеру Георге Хаджи провел 124 матча и забил 35 мячей, что и по сей день является лучшим результатом в Румынии.

После вылета из чемпионата Европы вновь заиграла красками его клубная карьера в Галатасарае. Именно в тот год он снова воссоединился со своим старым знакомым и возможно с самым важным наставником в своей карьерес Мирча Луческу, с Мистером. Но этот румынский тандем просуществовал недолго. Потяжелевший и подуставший Георге понимал, что его звездный час уже не удастся повторить и лучше уйти в неплохом физическом состоянии оттуда, где тебя боготворят.

...

На следующий год, в 2001 году, 36-летний Хаджи принял решение завершить свою профессиональную карьеру, которая была далеко не типичной. В ней были и сложные времена в коммунистическом строе, и выступления за оба гранда испанского футбола, и зажигательная игра в сборной на главных турнирах, и, конечно же, эффектный аккорд под занавес карьеры уже на турецкой земле.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что игрок Георге Хаджи был как хорошее вино, в молодом возрасте ему не удалось полностью раскрыть свой потенциал и привнести свою нотку в ансамбль именитых клубов, но лишь с годами он становился только лучше…