Маркос Ассунсао: «Денилсон вам скажет, что я забил столько мячей со штрафных благодаря ему»
Сначала надо развеять миф. Маркос Ассунсао далеко не только машина по голам со штрафных. Бразилец обладал как минимум еще одним элитным качеством. Был мастером верховых передач. Ну а дальше судите сами: может ли опорный полузащитник, исключительно умеющий бить по статичному мячу, выходить на поле с Тотти и Батистутой?
Это интервью у Маркоса Ассунсао взял на своем Youtube-канале великий Зико (посвящается всем, кто не только пьет, но и бьет штрафные на самоизоляции).
- Ты начинал играть на улице?
- Именно так. Мы рубились улица на улицу, район на район. Я играл в команде, которая называлась Canarinhhos [«Канарейки»]. Наша округа изобиловала талантами, была дикая конкуренция за то, чтобы стать футболистом. Но Зико, наверное, не мне тебе рассказывать про конкуренцию (смеется). В твое время было еще хлеще. В общем, меня заметил «Рио-Бранко». В тот день всех, кто приехал на просмотр, собрали в одну команду и выпустили против нас основной состав. Я провел хороший матч и подписал первый профессиональный контракт. Мне было 17 лет. Три года выступлений за «Рио-Бранко», два чемпионата Паулисты, после чего я перешел в «Сантос», за который болею с детства.
- «Сантос» тренера Леао?
- Да. В первый заход я играл за «Сантос» два года. Это было замечательное время. В кубковом матче с «Баией» я забил три мяча - и все со штрафных.
- Какая-нибудь разница между «Сантосом» и «Фламенго», где ты продолжил карьеру, сходу бросилась в глаза?
- Эээ… Тренировочный процесс, Зико. В «Сантосе» мы постоянно тренировались: утром, вечером. А во «Фламенго»… В то время шел чемпионат мира во Франции. «Фламенго» тренировал Жоэл Сантана. Так вот Ромарио и другие ребята всегда подходили к нему с вопросом: «Жоэл, завтра интересная игра, можно будет посмотреть?». А игра эта попадала на утреннюю тренировку. И Жоэл говорил: «Не проблема! Завтра будем тренироваться только вечером!» (смеется). Во «Фламенго» я провел девять месяцев, забил 2-3 красивых мяча со штрафных, в общей сложности семь голов. Мы прибили на «Маракане» «Коринтианс» 4:1, тогда «тимасу» [суперкоманда] с Марселиньо Кариокой и Ринконом. Перед игрой с «Португезой» президент «Фламенго» Клебер Лейте объявил, что вернет деньги за билеты, если команда проиграет. По ходу матча мы уступали 0:1, Ромарио сравнял счет, мой удар со штрафного вывел «Фламенго» вперед, а потом «Португеза» забила два мяча, и всю неделю болельщики требовали деньги обратно (обхватывает голову руками).
Нет, с «Фламенго» было классно! Вообще друзья мне говорят, что в Бразилии я поиграл за три клуба с фантастическими «десятками»: «Фламенго» Зико, «Палмейрас» Адемира да Гии и «Сантос» Пеле.
- Ты стал одним из лучших специалистов в истории бразильского футбола по штрафным. Когда открыл в себе этот дар?
- Зико, еще в «Рио-Бранко». Думаю, тебе доводилось играть против Уилсона Карраско?
- Как же! Припоминаю.
- Так вот он был моим тренером по юношам и всегда говорил, чтобы я тренировал штрафные. Он сам мастерски бил. Я с ним часто спорил на «Кока-Колу», кто лучше, и всегда проигрывал. В общем, еще со времен «Рио-Бранко» я стал оставаться после тренировок и дополнительно отрабатывать этот элемент.
- В каких командах ты больше всего забил мячей со штрафных?
- «Сантос», «Бетис» и «Палмейрас», когда я вернулся в Бразилию.
- Кажется, что среди бразильцев ты заслужил славу мастера штрафных именно в «Палмейрас», а не в «Бетисе».
- Согласен. Меня очень плохо знали. Бывало, в Сан-Паулу я приходил на какую-нибудь вечеринку и слышал, как один человек спрашивает другого: «Не знаешь, Маркос Ассунсао здесь?» А я сидел рядом! То есть люди не ассоциировали мое имя с человеком. Чтобы это произошло, я и вернулся в Бразилию спустя десять лет.
- Тебя вроде путали то с Флавио Консейсао, то с еще одним футболистом… забыл, как его зовут… он играл за сборную Испании.
- Маркос Сенна.
- Точно! Сенна!
- Маркос Сенна - мой двоюродный брат. Вот он, Флавио и Минейро [экс-игрок «Герты» и сборной Бразилии] - все вышли из «Рио-Бранко». И все черненькие. И все трое – центральные полузащитники. Есть очень смешная история, как «Палмейрас» хотел купить Минейро, а крайне колоритный Силиньо, в ту пору тренировавший «Сантос», учил «Рио-Бранко»: «Можете спокойно его продавать, все равно у вас появится такой же».
- Ха-ха-ха. Расскажи про свой опыт в сборной Бразилии.
- К сожалению, он небольшой. Я сыграл всего 11 матчей. Но я просто невероятно счастлив, что это было. Майка сборной Бразилии висит дома. Первый раз меня вызвал Загалло еще перед чемпионатом мира. Я принимал участие в Золотом Кубке КОНКАКАФ, где мы проиграли в полуфинале сборной США… (виновато опускает глаза). Последний раз я получил вызов в сборную, когда играл за «Рому».
- Кафу, Алдаир, Эмерсон…
- … Батистута, Монтелла, Тотти. Незабываемое чемпионство! Выиграть чемпионат Италии в те годы было очень сложно.
- За «Рому» ты тоже забивал со штрафных?
- Да, но не так много, как в «Бетисе». У меня были проблемы с Капелло. Я мог забить мяч, а на следующий матч оказаться вне заявки. Из тактических соображений, как говорил тренер. Это раздражало. Кафу успокаивал: «Спокойно-спокойно, здесь всегда так, не нервничай».
Забив несколько мячей со штрафных подряд в короткий отрезок времени, я утвердился в качестве основного исполнителя стандартов «Ромы». Помню, как Тотти взял мяч, а я ему: «Оставляй мне». И отбираю мяч. Почувствовал уверенность. Батистута, обладавший, как ты знаешь, Зико, ударом страшной силы, на стандартах отходил от мяча со словами: «Пусть Ассунсао бьет».
- Если говорить обо мне, я всегда предпочитал бить со штрафных прямым ударом и не любил, когда кто-то наступает на мяч или скатывает. Раньше так было принято. В «Удинезе» этим постоянно занимался Франко Каузио. Я умолял его: «Послушай, Франко, если ты хочешь быть в этом месте, просто стой в сторонке, не мешай, не надо наступать на мяч». Ну а ты после «Ромы» перешел в «Бетис». Что было там?
- Там был Денилсон. Он вам обязательно скажет, что я забил столько мячей со штрафных исключительно благодаря ему, потому что он падал и зарабатывал фолы (смеется). Если серьезно, Денилсон мой друг. У нас очень хорошие отношения, и тогда, в «Бетисе», он мне по-настоящему помог привыкнуть к новой обстановке: впустил в свой дом, познакомил со своей семьей.
- В заключение разговора я подготовил для тебя парочку альтернативных вопросов. «Вила Белмиро» или «Палестра Италия»?
- Выбираю стадион «Вила Белмиро».
- Почему?
- Я болельщик «Сантоса». К тому же на стадионе «Палестра Италия» успел провести всего лишь одну игру [арену демонтировали в ноябре 2010 года]. Но я обязан сказать несколько хороших слов о «Палмейрас». Этот клуб сделал меня счастливым. С ним я завоевал Кубок Бразилии и был признан лучшим игроком турнира в 36 лет.
- Тотти или Зидан?
- Мой Бог! Сложный выбор. Ок. Тотти был моим партнером по «Роме». Он – великолепный футболист и человек. Но Зидана я имел возможность держать, и это, я вам скажу, адски сложно. Зидан.
- Мастера штрафных: Марселиньо Кариока или Жуниньо Пернамбукано?
- Конечно, и тот, и другой - великие исполнители штрафных. И все-таки мои симпатии на стороне Марселиньо. В «Рио-Бранко», когда тренировка заканчивались, я со всех ног бежал домой, чтобы посмотреть игру «Коринтианс». Люди спрашивали: «Ты что, болельщик «Коринтианс?». «Нет, - отвечал я. – Мне хочется посмотреть, как Марселиньо исполняет штрафные».
- В мое время, когда я играл за «Фламенго», перед нами тренировался юношеский состав с Марселиньо. «Вы - Зико? – спрашивал он. - Можно я посмотрю, как вы бьете штрафные?». Я ему отвечал: «Нет-нет. Лучше я посмотрю, как бьешь ты». Ха-ха-ха.