Полезный карантин: изучаем теорию спортивного маркетинга
Здравствуй, уважаемый читатель! Прежде чем перейти к теме поста, предлагаю тебе узнать о работе с болельщиками клуба Сиэтл Саундерс - действующего чемпиона МЛС (часть 1, часть 2) - материал получился большой и интересный (надеюсь).
Сегодня же я предлагаю немного пополнить багаж знаний. Раз уж это блог о взаимоотношениях клубов и их поклонников, то и курс у нас будет тематический - о спортивном маркетинге. В условиях карантина онлайн-образование стало еще популярнее и все знают сайт Coursera.org. А вот Северо-Западный университет (Northwestern University) я, честно говоря, не знал. Между прочим, это учебное заведение занимает 22 место в мире, намного опережая лучший российский ВУЗ МГУ, который занимает только 189 строчку. Годовой бюджет Northwestern - примерно 11 миллиардов долларов и это больше, чем бюджет, например, знаменитых Мальдивских островов. Вход на территорию университета выглядит так:
Представьте себя, заходящего в это красивое здание:
Занимаем место в аудитории:
В зал заходит Кэнди Ли (Candy Lee). Нет, это не порнозвезда. Это профессор, закончившая Гарвард и Унивеситет Пенсильвании, а в октябре 2018 подготовившая для нас этот курс по спортивному маркетингу. Вы можете перейти по ссылке и изучить все самостоятельно, на английском языке. А можете прочитать здесь самый важный материал, который я перевел (не без Google Translate, конечно) и предельно сократил, выделив главное. Итак, занятие 1.
Что такое спортивный маркетинг?
Спортивный маркетинг включает в себя два совершенно разных компонента. Во-первых, спортивный маркетинг - это то, как спортивные организации продают товары своим фанатам, клиентам и заинтересованным сторонам. Например, Манчестер Юнайтед продает билеты и игровые футболки. Эта область спортивного маркетинга включает в себя отношения между теми, кто уже вовлечен в мир спорта.
Другая сторона спортивного маркетинга - это различные бренды (не спортивные или имеющие некоторое отношение к спорту), которые которые используют спортивные свойства, чтобы взаимодействовать с потребителями и клиентами, чтобы привлечь их. Цель - присвоить бренду те самые эмоции, которые вызывает спорт. Так, примером здесь может служить крупный производитель безалкогольных напитков, использующий известную спортивную знаменитость в качестве представителя, чтобы привлечь поклонников и заставить их выпить этот безалкогольный напиток. Это спортивный маркетинг, хотя компания по производству безалкогольных напитков обычно не считается спортивной.
В обоих случаях спортивный маркетинг использует некоторые традиционные концепции маркетинга. В основе маркетинга лежит понимание того, кто является аудиторией и какие проблемы этой аудитории необходимо решить. Чтобы маркетинг был успешным, он должен понимать идеи потребителей, чтобы предоставить им решение, которое они признают имеющим ценность.
Под словом потребитель и аудитория мы можем понимать конкретных людей или бизнес.
Проблемы спортивного маркетинга.
Они разнообразны и многочисленны.
Одна из самых больших - многие люди верны команде своего детства. Они выросли в семье, которая болела за одну команду, но могли переехать в другой город или страну и стать потенциальной аудиторией маркетологов новой команды. Те, в свою очередь, должны выяснить, как завоевать лояльность своих клиентов.
Вторая проблема - спорт очень противоречив. Сегодня ваша команда побеждает, завтра проигрывает. А может быть конкуренты перестраиваются и покупают звездного игрока. Как удержать зрителей на трибунах?
Как вообще заставить их выйти из дома и посмотреть игру вживую на стадионе? Ведь дома так удобно следить за детьми, не надо тратить время на дорогу, поиск парковки, не заботиться об обратной дороге в ночи, если игра затянулась.
Да, просмотр игры вживую, стадионная атмосфера - это убедительный аргумент. Но и еще одна головная боль маркетологов - игру нельзя продать дважды, как фильм, музыку и тд. Как только результат спортивного события известен, привлекательными могут быть разве что нарезки голов и опасных моментов.
Большая проблема - это ценообразование. Билеты могут быть очень дорогими. Но и организация спортивного события - дело недешевое. Также проблематично и деление аудитории на сегменты. Кто-то ходит на трибуну постоянно, кто-то - раз в год на день рождения, кто-то один, кто-то семьей и т.д. Все люди разные и максимизировать их общую покупательную способность?
Коммуникация в спорте исключительно важна. Как личная (общение с глазу на глаз с болельщиками), так и через Интернет, печать и телевидение. Маркетологи должны учитывать расу, пол, политические взгляды своих болельщиков, их жизненные проблемы и интересы. В спорте много неприятных моментов - травмы, коррупция, скандалы, неприемлемые выходки известных спортсменов. Как работать с этим - тема для отдельного разговора.
Если Вам понравился материал, не забудьте поставить плюс и подписаться на блог и на мой телеграм!