Бертран помог «Саутгемптону» сократить зарплаты. Он очень необычный футболист: увлекается финансами и хочет стать спортдиром
Разрулил вопрос, с которым у многих клубов проблемы.
«Саутгемптон» первым сократил зарплаты в АПЛ – ключевую роль в переговорах сыграл Бертран
В конце прошлой недели сорвалась коллективная сделка между Премьер-лигой и игроками: футболисты отказались пойти на централизованное 30-процентное сокращение зарплат. Теперь каждому клубу приходится вести переговоры отдельно – либо коллективные, либо даже индивидуальные.
Первым о коллективной сделке с футболистами договорился «Саутгемптон», клуб справедливо получил положительный пиар. Три ключевых момента этой истории:
• В отличие от некоторых клубов, которые видят в урезании зарплат возможность сэкономить или просто перестраховываются, «Саутгемптон» правда нуждался в сокращении. Зарплатная ведомость клуба – 77% оборота, это очень плохое соотношение. Значительно выше пропорции, которую УЕФА рекомендует ни в коем случае не превышать (60% – для финансово здорового клуба, 70% – верхний предел для любого). В случае потери ТВ-денег ситуация станет плачевной (общий вклад ТВ-денег в доходы клуба – 76%).
• Точный процент сокращения не раскрывается, но «Саутгемптон» подтвердил, что этот ход «поможет защитить будущее клуба, его сотрудников и местное комьюнити». The Athletic написал, что сокращение меньше 30%, которые хотели протолкнуть в коллективном соглашении, но больше 10%. Соглашение предполагает, что клуб продолжит платить полные зарплаты рядовым сотрудникам без использования госпрограммы.
• Переговоры начались в прошлую пятницу. Игроков представлял Пьер-Эмиль Хейбьерг (на правах капитана) и Райан Бертран, который сыграл самую активную роль в соглашении. Именно англичанин – связующее звено.
• Представители команды обсуждали ход переговоров с партнерами в общем чате, ко вторнику обо всем договорились. Источник The Athletic оценил роль Бертрана на финальном этапе как «феноменальную». Все довольны: сокращение относительно лайтовое, рядовые сотрудники не страдают, клуб в безопасности, атмосфера не пострадала – игроки и руководство решили все без конфликтов.
Бертран далеко не рядовой футболист – в отличие от Юрия Семина ему не нужны курсы финансовой грамотности.
Еще до начала внутриклубных переговоров Райан выступил от лица футболистов (не только «Сотона», а всей АПЛ) с микро-колонкой в The Guardian: «Нам постоянно повторяют про 30% – именно такое сокращение Премьер-лига желает навязать игрокам, чтобы покрыть финансовую дыру, если дойдет до худшего сценария, и мы не сможем завершить сезон. Везде пишут, что именно столько нужно, чтобы компенсировать примерно 750 миллионов фунтов, которые клубы потеряют из-за отсутствия телетрансляций. Но, откровенно говоря, это математика для дураков.
В этом сценарии невозможен единый подход. Одному клубу, возможно, нужно сократить зарплаты на 19%, а другому – например, большому из Лиги чемпионов – на 36%. Дело не в том, что эти клубы обязаны страдать сильнее, а в том, что там более высокие зарплаты. Я уверен: если срежем в одном месте 40%, в другом – 20%, а кое-где – 16%, мы как раз и придем к тем самым общим 30%. Все пойдут именно на необходимые сокращения – и нам удастся спасти нашу футбольную модель».
Такую же прогрессивную шкалу можно применять и внутри одного клуба (футболисты с большей зарплатой отдают чуть больший процент). Вероятно, именно эта фишка и позволила «Саутгемптону» договориться так, что никто не в обиде.
Скоро по пути сокращения пройдут и другие команды (как минимум, те, кто правда на грани), но пример «Саутгемптона» отличный и показательный: клуб проявил открытость и доказал, что не использует доверчивость игроков, а действительно нуждается в сокращении (при этом не упирались в 30%, а поступили более гибко), среди игроков нашелся действительно знающий. Супертрудная для остальных проблема мигом разрешилась.
Бертран давно увлекается финансовой стороной футбола и хочет стать спортивным директором
Все началось в детстве. Мама Бертрана работала в административном департаменте инвестиционного банка Morgan Stanley и растила сына одна. Часто его приходилось брать с собой на работу. «Меня просто поразили здания в бизнес-районах Лондона – Isle of Dogs и Canary Wharf. Это был первый толчок к интересу», – вспоминал Райан.
С 18 лет Бертран занимается торговлей на бирже и активно инвестирует в бизнес-проекты (ищет сам, а не по мутным советам, как некоторые другие игроки). В 2015-м он вместе с другом запустил компанию Silicon Markets – она занималась разработкой инструментов, способных помочь трейдерам, которые работают из дома.
«Мы сделали хороший продукт и получили ценный опыт. Я понимал: если хочу стать частью бизнес-мира, нужно с чего-то начинать – чем раньше, тем лучше. Через какое-то время мы продали компанию. Вышли из дела, согласившись на предложение малазийской фирмы. Эту компанию мы построили с нуля, развили ее и сумели продать», – рассказывал Райан.
Еще один проект Бертрана FootiEmoji (совместный с Джоном Терри и Жозе Фонтом) – приложения для iOS с футбольными эмодзи. Их запускали на фоне успеха аналогичного проекта Ким Кардашьян, но совсем не взлетело. Еще в ряде проектов Бертран – просто молчаливый инвестор.
Левый защитник «Саутгемптона» много раз говорил, что после завершения карьеры хочет стать спортивным директором. Необычная мечта – футболистов, которые пошли этим путем, достаточно, но мало кто об этом мечтает, еще играя.
Огромное влияние на него оказала книга генерального директора «Манчестер Сити» Феррана Сориано «Goal: The ball doesn’t go in by chance». Там испанец описывал работу директором «Барселоны» и общий взгляд на идеальную структуру футбольного клуба.
«Сейчас с интересом наблюдаю за работой Чики Бегиристайна и Феррана Сориано в «Сити». Постепенно все глубже и глубже понимаю футбольные процесс – динамику не только на поле, но и за его пределами. Меня очень привлекает участие в футбольном бизнесе в роли спортивного директора.
Я вообще люблю читать. А книги о важных для спорта людях вдохновляют. Возьмите для примера этих ребят из «Сити». Они ушли из «Барселоны», где уже применили свою стратегию, развили бизнес-философию. Воспроизвести все это в другом клубе было трудно, но у них получилось в «Сити». Такие истории вдохновляют», – объяснял Бертран Sky Sports.
Книгами самообразование Райана не ограничивается. Он правда фанатеет от Сориано и смотрит все его лекции. В интервью The Guardian он даже вспомнил любимый момент. На выступлении в феврале 2014-го Феррану прилетел вопрос из аудитории про «Ман Юнайтед». Клуб добивался успехов с Алексом Фергюсоном, хотя не следовал большинству изложенных испанцем принципов.
«Возможно, ваше мнение поменяется сейчас, ведь Фергюсон уже ушел. Возможно, через год мы снова тут соберемся и оценим, как «Юнайтед» функционирует без него в рамках автократичной структуры управления», – парировал Сориано.
«Ферран все правильно сказал. Он предсказал текущую ситуацию. Посмотрите на «Юнайтед» сейчас – они не похожи на тот самый «Юнайтед». Все обсуждают причины – закулисные игры, структурные проблемы. Бизнес не должен так сильно определяться личностью одного человека. Люди приходят и уходят. В футболе очень высокий оборот кадров. Бизнес должен функционировать, не впадая в эту зависимость. В этом разница между «Сити» и «МЮ», – дополнил в 2020-м слова кумира Бертран.
В 2017-м Бертран мог оказаться у Сориано в «Сити». Тогда клуб активно искал фланговых защитников – купили Бенжамена Менди и Кайла Уокера, а Райана рассматривали как возможного дублера Менди, но в последний момент отказались от трансфера.
В беседе с The Guardian Бертран еще раз прямо сказал о желании работать спортивным директором. Он считает появление футболистов-директоров неизбежным: «Сначала английские тренеры могут отнестись к этому с опаской. Будут говорить: «Никто не вправе мне указывать, кого покупать». Но футбол меняется, требования к тренеру эволюционируют – ты не можешь в одиночку выполнять работу за шестерых. Проявляется необходимость в специализации. Селекция, подписание игроков, разработка клубной методологии вплоть до юниорских команд – это задачи для другого человека. Это работа для спортивного директора».
Райан уже записался на специальный курс Гарвардской бизнес-школы, который был запланирован на июнь (вероятно, теперь он пройдет онлайн). Туда непросто попасть – гостевые лекции иногда читает даже сам Фергюсон. В разные годы его проходили Эдвин Ван Дер Сар (успешно работает в руководстве «Аякса») и Жерар Пике (еще один футболист с явным интересом к бизнесу и, похоже, будущий президент «Барсы»).
Сейчас участие Райана под вопросом из-за неопределенности по срокам возвращения АПЛ, но это лишь корректирует его план, а не рушит. Спецкурс в HBS в его графике – лишь первый шаг. Потом он намерен получать лицензию от ФА (тоже нужно пройти курс) – и исполнять мечту.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: globallookpress.com/ASHLEY WESTERN via imago-images.de, Xinhua; Gettyimages.ru/Marc Atkins, Naomi Baker; instagram.com/iamryanbertrand
Дядя ещё и лч выиграл)
Даже при САФ-е были дорогие неудачные трансферы Янга,Форлана и других но плюс в том что Ферги давали польную свободу действий.Мойезу и Жозе например этого вообще не дали.
Ван Гаалу только Депайа и Ди Марию купили по его желанию.
Мойез например Де Росси а не деревянного Феллайни и тащил практически на ветеранах.
Жозе хотел топового защитника а не Байи,Линделефа,Рохо ну и т.д.
Просто времена изменились, менеджеры ушли в закат, последним из мастодонтов был Венгер.