15 мин.

1985. Отрадокаменка vs Казацкое – дерби непримиримых соперников

НУЖНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ, хотя, может и не обязательное…

Во все года взаимоотношения между соседями на всевозможных уровнях были очень непростыми. Конечно же, можно и нужно жить в мире и дружбе. Это залог взаимопонимания и теплых отношений. Только вот как этого достичь, если твой сосед бьет себя в грудь, утверждая, что вы братья навек, а сам при первой же возможности делает пакости за твоей спиной с криками: «Меня там не было!» - фиг его знает. Только в данном случае речь не об этом. А про футбол.

Футбол, как известно, должен быть вне политики, но постоянно используется политиками ради достижения своих целей. Игра миллионов может как сближать людей, так и разъединять. Тот, кто не мешает политику с футболом – счастливый человек. Он просто им, футболом, наслаждается. Но и здесь не все так гладко. Если ты болеешь, например, за киевское «Динамо» - тебя уже ненавидят фанаты донецкого «Шахтера», и наоборот. Это я про радикально настроенных болельщиков. То же самое происходит и в случае с «Реал» - «Барселона», или вот «Зенит» - «Спартак». Более непримиримых соперников труднее и сыскать. Но если эти самые непримиримые из одного города, тогда ховайся, когда происходят их дерби. «Рейнджерс» - «Селтик», «Милан» - «Интернационале»… «Фенербахче» - «Галатасарай» в конце концов. Когда играют команды-соседи, жарко становится всем вокруг. От этого и повышенный зрительский интерес к подобным зарубам, очень часто переходящий грань дозволенного. Что-то подобное происходило и в наших херсонских «палестинах» на сельском уровне. Про что, тссс… по секрету… всему свету, и решил всем поведать.

ОТРАДОКАМЕНКА vs КАЗАЦКОЕ – КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Взаимоотношения каменчан и казачан всегда были натянутыми. Они (казачане) мылили нам (каменчанам) фейсы, когда мы появлялись на территории их ПГТ на свидания к невестам. Что, в свою очередь, вызывало аналогичную ответку, когда уже казачане приходили в наше село влюбляться с местными красавицам (а что у нас все девушки красавицы – можете быть уверенными). Причем кто первый когда-то начал, с годами уже не так важно. Главное, это соперничество и непримиримость к чужакам, заложенное с юных лет. Причем с взрослением эти чувства никуда не уходят. Просто притупляются. Жизненная бытовуха загоняет их в самые укромные уголки души. Но при первом же случае достаточно лишь малой искры, чтобы между соседями снова встала стеной непримиримость.

Казачане в футбол всегда играли лучше каменчан. Те редкие успехи моими односельчанами воспринимались, как грандиозные триумфы. Рассказы о них, с каждым годом обрастая легендами, передавались из поколения в поколение. Причем о победах не только на футбольных полях, но и в молодежных разборках. Хотя, правды некуда девать – в целом казачане были впереди каменчан во многих сферах жизни. Что, кстати, происходит и поныне. Не будем касаться экономической составляющей бытия. Я о том, что казачане дружнее каменчан. Всегда придут на помощь своему. Казачане – это когда все за одного. А вот каменчане чаще, увы, один за всех. Притом что всем старания этого самого одного (или группы людей) как-то до лампочки. Каменчан, в отличие от казачан, очень трудно поднять на решительное дело в свое же благо. Это, увы, наблюдаю и сейчас. Но опять к футболу.

Казацкое – сродни немцам, играет 22 человека, а побеждают всегда они. Ну, или почти всегда. Причем не только Отрадокаменку, но и всех соперников районного уровня. И не только в футболе. Не даром ведь Казацкое на всю Украину славилось своей борцовской школой, которую посещали пацаны окрестных сел, и даже близлежащих городов. При этом казачане никогда не отличались дисциплиной. Больше того, после постоянных триумфов на футбольных полях возомнили себя непобедимыми, и когда проигрывали, попросту бесились. Дальше в ход шли наезды на соперников, часто переходящие в бои без правил с массовым участием пьяных фанатов. Даром, что ли, Казацкое, одно время дисквалифицировали на два сезона! Как раз на это время и приходится мой рассказ.

МЫ ПОБЕДИЛИ! ВАУ…

В советское время футбольные матчи на сельском стадионе – это всегда событие. И человек 50 на матче, это то же самое, что для Киева 50 000 на Республиканском стадионе. Примерно столько односельчан и посетило наши пацанячьи разборки. Причем к финальному свистку зрителей возросло примерно вдвое. Пришло бы больше людей, но объявлений про нашу игру заранее не делалось.

Да что там объявлений, если даже сами участники матча узнавали о том, что они сегодня играют, на переменах в школе.

- Саня, мы сегодня с Казацким в пять часов режемся. Приходи, выйдешь в основе, - огорошил Олег Г.

- Так мне ж нельзя после сотрясения мозга даже стометровку бегать, - ответил, - А тут девяносто минут по полю летать, да и еще головой придется играть.

- А ты головой думай, а играй другими частями тела, кроме рук, конечно, - засмеялся Олег Г., - Саня, серьезно, выручай, играть некому. Все ж борцы на турнир уехали.

- Та знаю, братуха тоже там, - подметил, - Блин, так это ж у нас нападения нет. А кто забивать будет?

- Ты, да я, да мы с тобой, - опять сострил Олег Г.

- А мне нравится твое боевое настроение, - улыбнулся в ответ, - Так и быть. Грен с ним, с сотрясением мозга. Буду лупить по мячу ногами… и другими частями тела, - сделав при этом движение руками навстречу тазу.

И лупил, не сомневайтесь. Даже гол забил. От толчеи у ворот казачан мячик покатился прямо ко мне, торчащему на линии штрафной площади.

- Бый,  - завопил Олег Г. И автор этих строчек, не раздумывая, щечкой нерабочей левой ноги уже привычно подсек мяч над толпой. Круглый взмыл почти свечой, и пошел по дуге в сторону ворот.

- А-а-а-а, блин, выще, - разочарованно затянули каменчане.

- Фу-у-ух, пронесло, - громогласно все как один выдохнули казачане.

- Не кажите гоп, пока не перепрыгнули, - выдал крик, взглядом сопровождая полет мяча. Потому что знал, сфера обязательно опуститься в рамку. Весь вопрос – сможет ли голкипер зафиксировать мячик.

Все дело в том, что этот удар тренировал сотни раз. Даже когда играешь в сракача, и на воротах стоит по 8 – 10 человек, такой удар, вроде бы неудачный, частенько приносил успех. Потому что мяч, крутясь вокруг своей оси, и, казалось, шедший выше ворот, вдруг начинает резко опускаться вниз, чего никак не ожидают соперники, и попросту пропускают момент, когда его нужно ловить. Но даже если ты вовремя выпрыгнул, и схватил круглого, то не факт, что удержишь на лету в руках. Что и произошло с казачанским голкипером. Высокий такой был детина. Вроде бы уверенно схватил обеими руками мяч, опускавшегося под самую перекладину.

- Блин, - вырвалось у каменчан.

- Молодец!  - обрадовались казачане. А мячик в это время шустренько вывалился из рук голкипера и приятно зашуршал по сетке ворот, опускаясь к сырой матушке-земле. Вышло что-то типа гола Шевченко – Филимонова в эпическим поединке Россия – Украина 1999 года.

-  Я же говорил, не говори гоп, пока не перепрыгнешь, - вскинул руки в победном экстазе, наблюдая, как голкипер залетел за мячом в ворота, и виноватым взглядом как бы просил прощения у своей команды, - Сначала посмотри, куда попал!

- Саня, ну наконец-то ты забил! – бросились меня поздравлять два брата-близнеца, одноклассники, жившие по соседству, - Мы верили в тебя, мы знали – что ты – отличишься!

А я бежал, и смеялся про себя: «Вот, блин, даже в такой момент подколупали…». Все дело в том, что в первом тайме, за неимением форвардов играя впереди, я то на прострел не успею, когда нужно было только подправить мячик в пустые ворота. А то и вовсе, обведя голкипера, пробил в угол ворот, когда нужно было катнуть по центру. В итоге – мимо.

Ведь мы (вернее я) не ищем легких путей. Нам (то есть – мне) легче добиваться цели через невероятные трудности, а не просто брать от жизни, что преподносится тебе судьбой на блюдечке с голубой каемочкой. Причем мне, как тезке Балаганову, совсем не нужно для сиюминутного счастья СОТКА, а для полного – шесть тысяч четыреста рублей. Мне вот такие моменты подавай, когда лично ты сотворяешь то, что приносит счастье всем вокруг. От осознания собственной полезности для других ты себя начинаешь уважать все больше и больше. Причем для этого совсем не нужны зарисовки и понты. Просто делай свое дело, и все вокруг будут счастливы. Кроме соперников, конечно.

Казачане что есть силы бросились отыгрываться. Ведь они вели после первого тайма – 2:1, а теперь уже проигрывают один мяч. Что нам только и было нужно.

- Лёха К. на поле! – крикнул Олег Г., который был одновременно типа играющего тренера. И этот щупленький на вид 14-летний паренек, но с потрясающим чувством гола, положил двуху в ворота казачан. Причем оба гола были – как под копирочку.

Вся команда отбивается, кроме двух человек, дежуривших поближе к центру поля. Мяч выносился в их направлении. Дважды я совершал прорывы по правому краю с пасом Лёхе в центр на линию штрафной площади. Перед нами только вратарь, который перепугано смотрит на двух приближающихся к нему соперников. Причем один несется параллельно своему нападающему и с выпученными глазами орет во все горло: «Лёха – пас! Пасуй, Лёха! Пас давай!». Голкипер, конечно же, делает движение навстречу игроку с мячом по центру, одновременно наблюдая за мной, неумолимо приближающегося к штанге. Первый раз казачанин явно рассудил, что у меня лучшая позиция, и еще до удара рыпнулся в мою сторону, а Леха катнул несильно посередине – 4:2! Проходит всего пара минут, аналогичная ситуация, и вратарь наверняка решил, что на это раз точно будет пас – но Лёха и на сей раз, уже издевательски с громким смехом, вторично несильно катнул мяч по центру, который вошел в ворота именно там, где мгновение назад находился голкипер, дернувшийся заранее в мою сторону – 5:2! И радости полные легкие.

Кстати, могли забить и шестой, только вот автор этих строчек, сбросив мяч грудью под удар, не смог как следует прижать мяч к земле, и он, чиркнув перекладину, улетел далеко в сторону людских огородов. Ох, и вспоминали же мне потом эти нереализованные моменты каменские мужички на Сечи, где во время нереста ловили рыбу. А я парировал, мол, выиграли же у казачан, в отличии от вас, «спецов», постоянно получающим от них по ушам. При этом умалчивал, что ответку в Казацком мы продули с треском.

УЖАСЫ КАЗАЦКОГО

Первый матч состоялся в субботний вечер 27 апреля 1985 года. В нашем совхозе-заводе «Каменский» короткий рабочий день без обеда до 14.00. Но, как было заведено в те годы перед майскими праздниками, трудовые коллективы перевыполняли взятые на себя обязательства, поэтому задерживались на рабочих местах. То есть, попросту говоря, перевыполняли план, намеченный руководством, о чем потом довольные начальники докладывали наверх. Поэтому и увеличивалось постепенно количество зрителей во время нашего поединка с казачанами. Работяги как раз возвращались домой из трудов праведных. И как только узнавали, с кем мы режемся в футбол, тут же оставались посмотреть зрелище, при этом засылая гонцов на точки за домашним алкоголем. Поэтому во втором тайме было весело не только на поле, но и вокруг него. От шуточек-прибауточек на адрес своих «сиволапих меринів» часто уши скручивались в трубочку, а все вокруг гыготали и падали со смеху. Но при этом ни у кого и мысли не возникало вмешиваться в события на поле. Больше того, когда каменчане играли грубо, то мужики начинали свистеть и гнать на малолетних односельчан «беса»…

_____________________________________________________________________________________________

- Только судите адекватно, - попросил своих мужиков капитан команды казачан, когда мы вышли играть матч-реванш, - Их каменский арбитр даже пенальти своим поставил, спорный очень.

- Не сцы горохом, все будет пучком, правильно отсудим лебедиків, - отвечали из толпы, которая явно опохмелялась после бурных празднований 1 мая.   Пенальти в наши ворота было поставлено два - оба высосанные с пальца. Реализован - один. Притом, что на грубость казачан их пьяный арбитр не реагировал никак.

 ______________________________________________________________________________________________

И снова у нас были проблемы с составом. Под разными предлогами не захотели ехать в праздничный день 2 мая в соседнее ПГТ многие наши пацаны. Хотя, причина была всем ясна – хлопцы попросту засс… не желали неприятностей на свою дупу, ну и фейс одновременно тоже. Да и, думаю, многие родители, опасаясь нехороших происшествий,  попросту запретили своим чадам ехать играть в Казацкое. Но ведь, скажите, когда пацаны своих родаков слушались? Пошли гулять, а куда, неважно. Другое дело – когда можно прикрыться родительским запретом, как крепостной стеной – не пущают, и все тут.

Встретились, в общем, мы на крайней остановке, да офигели – 11 человек нет. Пришлось брать шестиклассников, которые проезжали мимо на велосипедах и неплохо играли в футбол. Но ведь они вообще еще дети. 12-13-летним играть против молодцов, которым от 15 до 17-и – это самоубийство. Правда, Олег Г. немного всех успокоил, мол, играть предстоит на школьном стадионе в половину настоящего поля, да и еще с гандбольными воротами. Так что в данном случае количество может перерасти в качество. Тактику выбрали по пути, когда одни крутили педали велосипедов, другие сидели на багажниках-рамах – от обороны. Олег Г. и главный забивала, наш «Марадона» - Саня М., пропускавший первый матч, ждут в центре поля мячи, которые все остальные будут выносить от своих ворот. Авантюра – да. Но сыграть вполне могла. Если бы не одно большое НО. У фанатов казачан, которым после опохмелки уже явно стало хорошо, сразу развязались языки, а потом и зачесались кулаки. Угрозы «начистить хлебало» тем, кто костыляет казачан на поле, плавно стали трансформироваться из слов в действие. К нашим воротам подходили то один член «возмущенной общественности», то другой крутой, во всю голтку высказывая свое недовольство происходящим чуть ли не в лицо каменским «оборзевшим малолеткам», которых намеревались проучить. Дело дошло до того, что наш голкипер бросил перчатки, и демонстративно ушел с ворот, и в это же время туда влетел мяч. Так был удвоен счет. А когда пьяный казачанин выперся типа на замену, и на всей скорости с мячом побежал к воротам, то перед ним наши шестиклассники в испуге попросту расступились…

Первый тайм завершился с разгромным счетом – 5:0. И тут нам повезло. На пьяные выкрики казачан вышли их учителя, которые жили рядышком в двухэтажке, во главе с директором школы. Что сразу же поубавило пыл крутых, и они предпочли ретироваться подальше. С учителями вышли их дочери с подругами, что тут же добавило настроения и адреналина в нашу юношескую кровь. Каменские жеребцы тут же стали бить копытами – нужно ж показать свою прыть.

- Пацаны, сегодня мы по любому проиграем, - подытожил в перерыве Олег Г., - Но нужно хоть по сумме двух встреч победить, три забить…

- Тогда можно даже еще один пропустить, - попытался я пошутить. Но, признаться, было не смешно. Играли мы, все же, хуже некуда.

Один мяч после перерыва мы как раз и пропустили, но при этом ни одного гола в ответ так и не забили. Это была страшная непруха. Саня М. несколько раз по правому краю выходил на ударные позиции, и пробивал, казалось бы наверняка. Мячик после его стараний весь каркас ворот казачан обстучал. После мощных выстрелов Олега Г. железные гандбольные ворота стонали. Их гул разносился на всю округу. А однажды, когда круглый в очередной раз взмыл от штанги в воздух и полетел в мою сторону, Олег, как и в первом матче что есть мочи закричал: «Бый!». И я, позабыв о предостережениях, которыми меня напутствовали врачи районной больницы при выписке меньше двух недель назад, в высоком прыжке пробил головой мимо голкипера, раскинувшего, как паук, руки на все ворота. Мячик, вместо снять паутину с «девятки», угодил в самую крестовину, и по-предательски отскочил в руки повернувшегося вратаря.

- Ой, блин…

- А-а-а…

- Твою ж мать! – в очередной раз разнеслись разочарованные возгласы каменских пацанов над стадионом. А я сразу же после удара присел на землю, так как моментально закружилась голова, и стало как-то не по себе. Сотрясение мозгов, знаете ли, не шутки, и доктора даром рекомендаций давать не будут. Категорически нельзя бегать, так не фиг нарушать запрет! А тем более головой со всего размаха бить в прыжке быстро летящий мяч.

Последние минут десять матча я почти все время просидел под одним из баскетбольных щитов, которые стояли друг напротив друга по краям «футбольного поля», как бы фиксируя его ширину.

- Шо ты сыдыш? – сначала возмутился Олег Г., но когда я разочарованно махнул рукой, указывая на голову, понимающе кивнул. Лишь парочку раз я срывался на ноги, когда наши выбивали мячик вперед. Но 2 мая 1985 года явно оказался не нашим днем.

Из-под баскетбольного щита я удрученно наблюдал, как наши пропустили шестой гол, и как восторженно радовались ему соперники. Своим ученикам аплодировали их педагоги с директором во главе, и красивые одноклассницы. А мы, сразу же после финального свистка, прыгнули на велосипеды, и зашуршали домой, потому как опасались, что пьяные казачане после матча реализуют свои угрозы. Они хоть и ретировались со стадиона после появления учителей. Но вполне могли нас ждать на выезде из Казацкого. Тем более что ехали мы по дороге, которая сейчас ведет к Пятачку (так рынок в простонародье называется), и проходит по окраине ПГТ. То есть, если бы молодчики вздумали нам намылить фейсы, то им бы никто не помешал. Поэтому можно понять наше облегчение, когда последние дома Казацкого оказались за спиной – фу-у-ух, пронесло!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И все же 2 мая 1985 года принесло радость. Радость тем, кто болеет футболом. Сборная СССР добыла первую победу в отборе на чемпионат мира в Мексике-1986. Правда, мне, как и большинству односельчан, всю игру посмотреть не удалось, только окончание, когда Игорь Беланов дебютировал за главную команду страны, выйдя под занавес поединка на замену. Наши к тому времени после дублей днепрянина Олега Протасова и минчанина Георгия Кондратьева в ворота Швейцарии уже вели – 4:0. А все из-за гиперактивности Солнца, которое шмалило немилосердно, и создавало помехи для телесигнала по метровым волнам центрального телевидения. Тем не менее, радости сия неприятность не затмила. Ведь это была первая победа сборной СССР в отборе, после поражения (Ирландия  0:1), и двух ничьих (Норвегия – 1:1, Швейцария – 2:2) на выезде. Швейцарский разгром вселил уверенность, что советская команда пробьется в финальную стадию сквозь сито отбора. Что и произошло. Правда, сначала пришлось пережить датский кошмар в Копенгагене – 2:4. Но зато потом последовал московский победный спурт: Дания – 1:0, Ирландия – 2:0, Норвегия – 1:0, и путевка на Мундиаль-1986 была в нашем кармане. В Мексике блеснул Беланов, и благодаря своему блестящему хет-трику в ворота Бельгии (3:4) стал лучшим игроком Европы…

Ну, а между казачанами и каменчанами продолжались терки-разборки. В основном на молодежном уровне. А насчет футбола. Так после развала СССР в годы украинской независимости многие казачане играли за команды других населенных пунктов и предприятий, так же, как и некоторые каменчане за Казацкое. Новые времена – новые правила и нравы…

 

Каменчанин Саныч