8 мин.

Удивительная история ганского баска Иньяки Уильямса: тяжелое детство, расизм и любовь фанатов

Настоящий образец преданности одному клубу.

Мария Артуэр четко понимала, что она не хочет для своих детей той же жизни, которой жила она. Вместе со своим мужем Феликсом ей пришлось сесть и вместе найти какое-то решение для дальнейших планов. Жертвы должны были быть принесены, но они были готовы пойти на риск.

Чтобы добраться до Мелильи, одного из двух автономных городов Испании, расположенных на северо-восточном побережье Африки, из Аккры, столицы Ганы, потребовалось бы 73 часа. Однако в 1994 году автомобили были очень дорогой роскошью в Африке (в принципе, как и сейчас), поэтому это расстояние нужно было преодолеть пешком. Расстояние между Аккрой и Мелильей составляет 5000 км, но, несмотря на то, что это мероприятие было чрезвычайно сложно осуществить, идея казалась хорошей.

Огромная пустыня Сахара стала первым препятствием. Феликс пересек пустыню босиком, а Мария была беременна своим первым сыном. По пути в Мелилью супруги увидели, как люди гибнут в попытках достичь Европы. Когда они достигли границы Марокко с североафриканским анклавом Испании – Мелильей – сомнений не осталось.

Им удалось пересечь границу, но вскоре они были пойманы местной полицией и заключены под стражу вместе с другими африканцами. Когда они были в тюрьме, какой-то адвокат узнал, что Мария ждет ребенка и посоветовал ей и Феликсу сжечь свои документы и сделать вид, что они потеряли их по дороге в Мелилью. Также он посоветовал им представиться жителями Либерии (в которой на тот момент полыхала гражданская война) и попросить убежища в Испании. Как оказалось, адвокат дал правильный совет, и вскоре Марии и Феликсу было дано разрешение на проживание и работу в Испании.

Но на Мелилье их путешествие не закончилось. Оттуда они добрались до Мадрида, а затем до конечного пункта назначения – Бильбао. Там они встретили священника Иньяки Мардонеса, который помог им найти место для проживания в баскском городе. В лице этого священника они нашли человека, которого они могли назвать другом и человека, который мог бы помочь им построить новую жизнь для себя.

15 июня 1994 года Феликс попросил Мардонеса прийти в их квартиру. Мария должна были родить с минуты на минуту, и Мардонес вызвал такси и велел водителю поторопиться. Несколько часов спустя на свет появился их первый ребенок. Мария и Феликс попросили Мардонеса стать крестным отцом ребенка и решили назвать мальчика в честь священника. Так началась история Иньяки Уильямса.

Постепенно жизнь семьи стабилизировалась, но трудности никуда не ушли. Феликс не смог найти работу в Бильбао, и семье пришлось в очередной раз переехать – на этот раз в Памплону. Там Феликс начал работать на ферме, а Мария устроилась на несколько работ сразу, чтобы обеспечить своего сына. Тем временем, маленький Иньяки собирался вместе со своими сверстниками из рабочего района и пинал мяч вместе с ними до позднего вечера.

12 апреля 2002 года на свет появился брат Иньяки – Нико. Тогда Иньяки начал осознавать, что ему нужно вносить свой вклад в обеспечение семьи. «Однажды, когда мне было 12 лет, я пришел домой, и мне было даже нечего есть. Света дома не было, потому что его отключили из-за неуплаты коммунальных платежей», – вспоминал Иньяки в интервью для El Pais несколько лет спустя. «Есть вещи, которые заставляют вас стараться день ото дня изо всех сил. Меньшее, что я мог сделать для своей мамы – это подарить ей лучшую жизнь. Она уже работала и жертвовала достаточно, чтобы заслужить шанса на хорошую жизнь».

Отцу Иньяки пришлось в какой-то момент покинуть Испанию и переехать работать в Лондон – там он трудился на складе и помогал семье сводить концы с концами. В то же время Иньяки разработал план, свершение которого гарантировало его семье безбедную жизнь в будущем. Как вы могли догадаться, план был незамысловатый – продолжать играть в футбол.

Футбольный талант Иньяки проявился с самого раннего детства. Он начинал играть в клубе «Натасьон Памплона», но вскоре его заметил большой клуб. Его приметил скаут «Атлетика» Феликс Бургуи, который, помимо прочих, раскрыл таких футболистов, как Хави Мартинес, Икер Муниаин и Микель Сан-Хосе.

В 2008 году Иньяки присоединился к фарм-клубу «Атлетика» – «Памплоне». Это был серьезный шаг на пути к профессиональному футболу, но Иньяки чувствовал в себе ответственность за семью, поэтому подрабатывал судьей на играх детей младшего возраста, зарабатывая на этом 10 евро в неделю и терпеливо выжидая возможности проявить себя во всей красе.

Возможность появилась четыре года спустя, когда «Атлетик» решил забрать талантливого страйкера себе под бок, в Бильбао. Тогда Иньяки пришлось принять самое сложное решение в жизни – в 18 лет он покинул свою семью и переехал в Бильбао.

Следующим летом Иньяки был отдан в аренду очередному фарм-клубу «Атлетика» – на это раз это был клуб «Баскония» из четвертого испанского дивизиона. Затем его перевели в резервный клуб «Атлетика», который выступал в Сегунде Б – третьей по значимости лиге в Испании. Там он шел лучшим бомбардиром лиги, забив 11 голов в 15 матчах. А затем в основной команде случилась травма живой легенды клуба – Арица Адуриса – и Иньяки получил свой первый большой шанс.

Эрнесто Вальверде вызвал его на матч против «Кордовы» в декабре. Иньяки начал в старте, но не смог в дебютном матче за взрослую команду отличиться, и баски проиграли. После этого он вернулся в резерв, но Вальверде был доволен его игрой и к январю Уильямс уже тренировался с первой командой на постоянной основе.

В феврале 2015 года Иньяки дебютировал в еврокубках в матче 1/16 Лиги Европы с «Торино». Первая игра проходила в Турине, Иньяки вышел в старте. Ему понадобилось всего 9 минут, чтобы открыть счет голам в матче, замкнув кросс Борхи Вигера. «В тот день я не ожидал, что буду играть», – позже вспоминал Иньяки. «Когда я забил гол, я побежал к фотографам с криками: «Я забил гол, я забил гол».

 

Уильямсу не приходилось прыгать через забор в поисках лучшей жизни, как это делали его родители, но на пути к осуществлению его мечты было много препятствий. В мире, в котором всё ещё живы такие явления, как ксенофобия и расизм, Иньяки приходилось иметь дело с теми, кто судил его по цвету кожи. «Всегда есть те люди, которые оскорбляют тебя. Во время игры ты не обращаешь на это внимания, потому что эмоции зашкаливают, но когда в повседневной жизни ты встречаешь людей, которые кричат тебе в спину, оскорбляя тебя по расовому признаку – это огорчает. Тем не менее, я стараюсь не обращать на это внимания», – рефлексировал Иньяки.

Иньяки стал первым чернокожим игроком за всю историю «Атлетика», которому удалось отличиться голом за баскский клуб. Всего же за «Атлетик» играли два чернокожих футболиста: Иньяки и Хонас Рамальо, который засветился в Стране Басков в 2009 году, но закрепиться в основе «Атлетика» не сумел.

Иньяки постепенно начал закрепляться в составе «Атлетика». Поскольку его родная позиция была занята Адурисом, Вальверде переместил Уильямса на фланг, где проявилась его потрясающая скорость. Он стал самым быстрым игроком Ла Лиги, раз за разом терроризируя защитников своими забегами. Иньяки быстро стал ключевым элементом для каждого тренера «Атлетика», а также оставался чрезвычайно популярным среди болельщиков.

В конце сезона 2014/15 Уильямсу предложили новый контракт в «Атлетике», и он наконец-то смог осуществить свою мечту – перевезти родителей и брата в Бильбао. В августе 2015 года его «Атлетик» разгромил «Барселону» в матче за Суперкубок Испании, но Иньяки пропустил оба матча из-за травмы. Это не помешало ему провести лучший сезон в карьере к тому моменту – 13 голов + 6 ассистов в 37 играх за баскский клуб.

21 августа 2016 года хихонский «Спортинг» принимал «Атлетик» у себя дома, и на «Эль-Молиноне» были слышны расовые оскорбления и крики обезьян. «Я не осознавал, что они оскорбляли меня и относились ко мне с неуважением», – говорил Иньяки после игры. «Судья сказал мне об этом, и сообщил, что собирается остановить игру, чтобы вынести им предупреждение. Это сильно шокировало меня, потому что со мной раньше никогда такого не происходило». Игру остановили на одну минуту, а федерация футбола Испания приняла решение о дисквалификации трибуны, с которой доносились оскорбления на следующую игру.

В течение следующих трех сезонов Иньяки забил 30 голов и отдал 20 ассистов, а в августе 2019 года ему покорилось выдающееся достижение: он побил рекорд Ла Лиги по количеству сыгранных матчей подряд (122 матча). Также тем летом он отказался переходить в «МЮ» и подписал восьмилетний(!) контракт со «львами» с клаусулой в 135 миллионов евро. Поистине потрясающая преданность.

Эта преданность впиталась в Иньяки с молоком матери. Ему было только полтора года, когда его спросили, за какую команду он болеет. «Атлетик!», – радостно крикнул Иньяки и попросил красно-белую футболку. Иньяки всего 25 лет, но он уже всерьез рассуждает о том, что он может играть в «Атлетике» до завершения карьеры. Люди в Бильбао любят его, и раздевалка также разделяет эту любовь. Муниаин прозвал его пантерой, а Иньяки добавил: «Я пантера с львиным сердцем!» Действительно, произнести фразу: «Я не перейду в «Барселону». Пускай лучше Месси переходит к нам», мог только тот, чье сердце принадлежит «львам».

Оригинал: These Football Times

Не забывайте подписываться на мой канал в Телеграме.