14 мин.

Союз-1990. Судейские ошибки + нефарт СССР = 2 поражения на старте ЧМ, и почти без шансов

99-я часть рубрики «Чемпионат СССР. Тур за туром. Факты, интриги, скандалы» о провальном старте сборной СССР на чемпионате мира, когда после двух встреч почти без шансов

Перед чемпионатом мира многие тренеры команд-участниц давали прогнозы и озвучивали свои планы на главный турнир планеты четырехлетия. Не остался в стороне и наставник советской команды Валерий Лобановский: претенденты на победу – Италия, Нидерланды, Аргентина, Бразилия, Англия, ФРГ, Испания и СССР; задачи своей команды – 1/8 финала прежде всего, а потом выход в полуфинал – уже хорошо, дальше – как карта ляжет.

По жеребьёвке советская команда попала в Группу «В» вместе с действующими чемпионами мира – аргентинцами, а так же сборными Румынии и Камеруна. Последняя уже сотворила сенсацию, под чутким руководством специалиста из Союза Валерия Непомнящего одолев в матче-открытии Марадону и Ко – 1:0. Теперь пришла очередь сражаться СССР и Румынию.

Из прохладного по итальянским меркам Чокко (25 градусов по Цельсию) в солнцепёк Бари и Неаполя наша команда попадала таким образом. Сначала футболисты, тренеры, врачи и массажисты грузились в два вертолёта. За десять минут перелетали в Пизу. А уже оттуда чартерными авиарейсами доставлялись в точку назначения. А такие перелёты могут быть очень утомительными. К тому же резкий переход из «тенька» горного Чокко в самое пекло равнинных городов Италии явно сказывалось на самочувствии советских футболистов. Так что Лобановский ошибся еще в феврале месяце, выбрав местом базирования своей команды на чемпионате мира Чокко. И это был не единственный просчет великого тренера на своём последнем Мундиале в качестве наставника сборной.

Выпускать Заварова в стартовом составе против румын, когда он полтора месяца не имел игровой практики в «Ювентусе» - это было большой риск, который себя не оправдал. Как и замена позиции Алейникова, который в том же «Юве» - задний центральный защитник, а Лобановский его поставил в центре полузащиты. Хотя, в сборной белорус играл именно на этой позиции. А еще Добровольский был не совсем здоров, но вышел в основе. Рац вообще косячил не по-детски в попытках закрыть зону, где хозяйничал Лэкэтуш…

Хотя, это мы сейчас знаем, как все произошло и где были допущены ошибки. А тогда старший тренер сборной СССР поступал так, как считал нужным, пребывая в уверенности своей правоты.

9 июня 1990 года. Бари. Стадион «Сан – Никола». 42 907 зрителей горячо приветствуют футболистов. На поле появляются Ринат Дасаев («Севилья» Испания), Владимир Бессонов («Динамо» Киев), Вагиз Хидиятуллин («Тулуза» Франция), Олег Кузнецов («Динамо» Киев), Сергей Горлукович («Боруссия» Дортмунд. ФРГ), Василий Рац («Динамо» Киев), Сергей Алейников («Ювентус» Италия), Геннадий Литовченко («Динамо» Киев) – заменил Иван Яремчук (66, «Динамо» Киев), Александр Заваров («Ювентус» Италия), Олег Протасов («Динамо» Киев), Игорь Добровольский («Динамо» Москва)  заменил Александр Бородюк (76, «Шальке-04» ФРГ). И по всему ходу первого тайма создавалось впечатление, что должно было быть повторение стартового матча сборной СССР четыре года назад в Мексике, когда была сокрушена Венгрия – 6:0, с двумя быстрыми голами Павла Яковенко и Сергея Алейникова уже к четвертой минуте матча. Но, увы…

Когда Протасов запорол свой тет-а-тет с румынским голкипером Силвиу Лунгом, в адрес нападающего киевского «Динамо» посыпались десятки проклятий болельщиков, которые расселись на травке Косы возле портативного телевизора (был как раз туристический слет, и футбольных фанатов смотрело игру многовато). И ведь правы же были пацаны. Если такие моменты не реализовывать, то тогда вообще в футболе делать нечего!

Заваров с выгодной позиции пробил прямо во вратаря. И понеслись выкрики: «По сторонам смотреть нужно, Саша, а не своими фирмовыми бутсами любоваться!», намекая на то, что нужно голову поднимать во время удара и мгновенно оценивать обстановку, где кто из соперников находится, чтобы в итоге нанести точный не берущийся удар. Что Заварову сделать не удалось.

Алейников мог повторить свой мексиканский супергол венграм четырехлетней давности, но пробил точно в Лунга. «Есть в футболе правило: не забиваешь ты - забивают тебе, - говорил после матча один из тренеров сборной СССР Юрий Морозов, - Трижды наши игроки упустили в первом тайме хорошие возможности открыть счет и как бы в отместку за это перед самым уходом на перерыв пропустили гол…». И забил его Мариус Лэкэтуш. Причем отличился нападающий бухарестского клуба «Стяуа» точным ударом в ближний угол, где и находился Дасаев. Только вот бывший спартаковец «на опыте» стал заранее гадать, куда же надумает пробить соперник, и начал валиться в дальний угол. Что и заметил Лэкэтуш. «Ошибки целого ряда игроков, в том числе и Дасаева, позволили сборной Румынии открыть счет», - резюмировал Лобановский, добавив, что «Реализуй мы хотя бы одну из этих возможностей, и игра пошла бы совсем по-другому». И старший тренер имел все основания для таких вот утверждений. Но, увы, у его «птенцов» в тот день, 9 июня 1990 года, явно затупились клювы.

«Во втором же тайме наша сборная пустилась в явную авантюру. Защитники посчитали, что они умеют атаковать не хуже нападающих, пошли все вперед и раскрыли оборону. В такой ситуации еще хорошо, что мы проиграли только 0:2…» (Юрий Морозов).

И опять отличился Лэкэтуш. На сей раз с пенальти, которого не было. Да, Хидиятуллин в борьбе с Мариусом сыграл рукой. Но вне пределов своей штрафной площади. Тем не менее, уругвайский судья Хуан Даниэль Кардельино назначил одиннадцатиметровый удар в ворота Дасаева. И все доказательства капитана сборной Союза в том, что пеналя не было, тонули в бездне непонимания со стороны арбитра. Что ж тут поделаешь, Хуан, он везде Хуан. Недаром ведь римская газета «Коррьере делло спорт» озаглавила свой отчёт о матче в Бари: «Лэкэтуш и арбитр сокрушили сборную СССР».

Признаться, все эти Лэкэтуши-Балинты-Думитреску из «Стяуа» к тому времени страх как надоели советским любителям футбола. То киевское «Динамо» в поединке за Суперкубок УЕФА-1986 в феврале 1987-го обыграют – 1:0. А то и вовсе осенью 1988 года разнесут в двух встречах 1/8 финала Кубка европейских чемпионов московский «Спартак» с общим счетом – 5:1 (3:0 – 2:1). И три гола из пяти в ворота все того же Дасаева проведёт как раз вышеупомянутая троица.

Кстати, забитых мячей сборной Союза в стартовом поединке ЧМ-1990 могло бы быть гораздо больше. Только вот лидер румынской команды, Георгий Хаджи отбывал дисквалификацию, и не смог принять участия в матче. Хотя, не факт, что «карпатский Марадона» сильно усилил бы игру своей команды. Ведь он вышел против Камеруна, но румыны все равно покинули поле с опущенными головам – 1:2. 38-летний Роже Милла, которого взяли с Италию по приказу президента Камеруна Поля Бийя, после победного «дубля», стал героем нации. Ведь Камерун за тур до завершения группового этапа обеспечил себе место в плей-офф чемпионата мира! Что интересно, Камерун, пока что, оставался непобедимым на Мундиалях (3 ничьи в Испании-1982 плюс две победы в Италии-1990). Настоящие «непокоренные львы»!

После проигрыша сборной СССР румынам настроение было препаскудным. Ведь теперь с учетом того, что и Аргентина тоже уступила Камеруну, встреча с действующими чемпионами мира, да и еще в Неаполе, где просто обожали Диего Марадону, становилась самым настоящим «матчем смерти». Кто проиграл, тот и умер на итальянском Мундиале. Ну, или пребывает в предсмертном состоянии. Так как еще теплилась надежда, что будет крупная победа в последнем туре, что даст возможность зацепиться за четыре из шести лучших третьих мест в группах, которые тоже были проходными.

«Если судья плохо видит, он не должен выходить на поле», - выдал на послематчевой прессухе старший тренер сборной СССР Лобановский. Так же Валерий Васильевич немного позже сказал, что арбитр не имел никакого морального права судить на чемпионате мира матч с участием советской команды. Речь шла о шведе Эрике Фредрикссоне. Ведь это не в последнюю очередь благодаря его «слепоте» при определении офсайдов, бельгийцы четыре года назад смогли обыграть в 1/8 финала мексиканского чемпионата мира команду Лобановского – 4:3 в дополнительное время. И если 15 июня 1986-го можно еще было оправдать Фредрикссона, ведь он находился далековато от места событий, полностью доверившись своим помощникам. То спустя почти ровно четыре года, 13 июня 1990-го, уже на итальянском Мундиале, швед находился на месте теперешнего заворотнего судьи, всего в нескольких метрах от эпицентра событий. Как раз на втором фото.

Так что главный арбитр матча прекрасно видел тот момент, когда Диего Марадона выбивал рукой мяч из пустых ворот, после того, как Олег Кузнецов ударом головой отправлял мяч точно в цель после подачи углового Игорем Добровольским. Действуй Фредрикссон тогда строго по футбольному регламенту, то на 11 минуте должен был наказать действующих чемпионов мира стопроцентным пенальти. Но этого не произошло, к величайшему изумлению всего футбольного мира, и недоумению советских болельщиков, да и наших игроков на поле. А так бы вполне возможно уже в самом начале поединка сборная СССР могла повести в счете, и тогда сам матч протекал бы по совершенно иному сценарию. Но, увы, произошло, что случилось. И после очередной «божьей руки» Марадоны (на заглавном фото борется за мяч с Олегом Протасовым) на табло стадиона «Сан-Паоло» в Неаполе продолжали сиять нули.

Да, после игры все признали кричащую ошибку Фредрикссона, а римская газета «Коррьере делло спорт», регулярно выставляющая оценки судьям чемпионате мира по десятибалльной системе, выставила шведу четверку. Но только вот советской команде от этого было не легче. Правда, позже поговаривали, что руководство сборной СССР через своего представителя в оргкомитете итальянского Мундиаля могло опротестовать назначение Фредрикссона на матч с аргентинцами. Но этого не было сделано. Почему? Так сам Лобановский потом говорил, что сей арбитр после мексиканского прокола на высоком уровне отсудил отборочный матч Евро-1988 СССР – ГДР, который состоялся в Киеве 29 апреля 1987 года, и никаких претензий к Фредрикссону не возникало. Ещё бы. Ведь после голов Александра Заварова и Игоря Беланова наши тогда уверенно победили – 2:0.

Теперь же обладатель «Золотого мяча»-1986 вообще не поехал на чемпионат мира. А вот лучший футболист СССР 1986 года появился в стартовом составе на матч с Аргентиной. И это несмотря на явные косяки Заварова в предыдущем поединке против румын. Лобановский после стартовой неудачи сделал некоторые перестановки в составе. Тренер явно разочаровался в способностях Рината Дасаева, и место на воротах советской сборной в важных поединках (кроме Канады-1986) впервые после испанского Мундиаля-1982 занял не лучший голкипер мира 1988 года, а Александр Уваров из московского «Динамо». Заранее напишу, что отстоял в рамке он на высоком уровне. По-крайней мере - его вины в пропущенных мячах нет.

Киевский динамовец Василий Рац так же после провального матча с румынами больше в составе сборной СССР не появлялся. Вместо него вышел на поле минчанин Андрей Зыгмантович. Геннадия Литовченко из того же киевского «Динамо» сменил молодой и перспективный спартаковец Игорь Шалимов (21 год). Правда, Лобановский, все же, выпустил Литовченко на последние 15 минут матча вместо Олега Протасова, от которого под конец поединка было мало толку из-за сломанного во время единоборств во время матча пальца (если все было так отчаянно, как на заглавном фото, то удивляться не приходится). Но этот шаг к конструктивным действиям сборной СССР не привёл. Как точно охарактеризовала действия советских футболистов газета «Мундиал-90», они «искали то, не зная что».

Команда Лобановского играла таким составом: СССР: Александр Уваров («Динамо» Москва), Владимир Бессонов («Динамо» Киев), Вагиз Хидиятуллин («Тулуза» Франция), Олег Кузнецов (капитан – «Динамо» Киев), Сергей Горлукович («Боруссия» Дортмунд. ФРГ), Андрей Зыгмантович «Динамо» Минск), Сергей Алейников («Ювентус» Италия), Игорь Шалимов («Спартак» Москва), Александр Заваров («Ювентус) – заменил Владимир Лютый («Шальке-04» ФРГ, 86), Олег Протасов («Динамо» Киев - заменил Геннадий Литовченко («Динамо» Киев, 74), Игорь Добровольский («Динамо» Москва).

Аргентинцы противостояли советским футболистам такой компанией: Нери Пумпидо (Серхио Гойкочеа, 11), Педро Монсон (Нестор Лоренцо, 78), Хуан Симон, Хосе Серрисуэла, Хосе Басуальдо, Серхио Батиста, Педро Трольо, Хулио Олартикоэчеа, Хорхе Бурручага, Диего Марадона (капитан), Клаудио Каниджа. Тренировал эту «звёздную» компашку не менее «звёздный» Карлос Билардо.

Начала советская команда с места в карьер, ни в чём не уступая именитым соперникам. Больше того, имела преимущество. Особенно после того, как основной голкипер сборной Аргентины Нери Пумпидо («Реал-Бетис» Испания) смело бросился в ноги Добровольскому и отразил его удар. Но при этом столкнулся с футболистом своей команды, и с травмой покинул поле. Вместо него место в воротах занял Серхио Гойкоэчеа. Эта замена стала знаковой для команды Билардо. Как выяснилось позже, первый номер колумбийского «Мильйонариоса» оказался специалистом по отражению пенальти. Что в дальнейшем очень пригодилось действующим чемпионам мира. Да и в рамке Гойкоэчеа держал удар просто потрясающе. С опаснейшими выстрелами Заварова и Бессонова в первом тайме страж аргентинских ворот справился. А вот его коллега Уваров был бессилен после того, как Трольо в высоком прыжке ударом головой четко замкнул передачу с левой бровки.

Сборная СССР ушла на перерыв, минимально уступая аргентинцам – 0:1. А в самом начале второго тайма наша команда и вовсе осталась в меньшинстве. За фол последней надежды на Канидже был удалён Бессонов, за что по правилам чемпионата мира заплатил десять тысяч швейцарских франков. Это так в ФИФА начали бороться со злостными нарушителями правил.

Но, даже играя в меньшинстве, подопечные Лобановского сражались не за страх, а за совесть и на совесть. Гойкоэчеа после мощного дальнего удара Заварова с огромнейшим трудом отбил мяч перед собой. Набегающий Добровольский пробивал, казалось, наверняка. Но, увы, попал в ноги быстро вскочившего на ноги и бросившегося на одиннадцатого номера советской команды аргентинского голкипера. Полторы тысячи советских болельщиков, десантировавшихся в Неаполь из теплоходов «Тарас Шевченко» и «Грузия» схватились за головы от такого мотовства стопроцентного голевого момента. Равно, как и миллионы поклонников футбола в СССР перед экранами своих телевизоров: «Сколько уже можно?!».

У аргентинцев на «Сан-Паоло» была куда более мощная поддержка. Десятки тысяч горячих неаполитанских тиффози бурно поддерживали команду своего кумира, Диего Марадоны, втянувшего местный «Наполи» в элиту итальянского клубного футбола. Стадион не смолкал ни на минуту. Что только добавляло команде Билардо вдохновения. Во второй половине второго тайма сборная Аргентины имели заметное преимущество, которое воплотила в еще один забитый гол. Олег Кузнецов незграбно отпасовал назад в собственную штрафную площадь. Где мяч достался реактивному Бурручаге. Грех было не воспользоваться таким подарочком. После чего стало ясно, что сборная СССР проиграет на чемпионате мира и свой второй матч. Ведь до финального свистка оставалось всего десять минут.

Могли, конечно, наши размочить счет. Литовченко после розыгрыша штрафного разряжал свою «пушку» в «девятку» ворот Гойкоэчеа. Но вышел небольшой сантиметраж, и мяч просвистел совсем рядышком с крестовиной рамки сборной Аргентины. Хотя, и подопечные Билардо вполне могли довести дело до разгрома. Но выручил Уваров, который бесстрашно бросился под удар выскочившего с ним тет-а-тет Бусуальдо. Советская команда проигрывает второй матч подряд с одинаковыми 0:2, не забив при этом ни единого гола. Что еще не случалось раньше со сборной СССР на финальных стадиях чемпионатов мира.

Миланская «Джорнале» озаглавила свой материал про матч СССР – Аргентина «Ногами и руками». Вот выдержка из него: «…на протяжении всей игры советские футболисты упустили все то, чем могли воспользоваться, а об остальном позаботился... судья Фредрикссон. В начале встречи арбитр не назначил пенальти, очевидный для всех, а затем удалил советского футболиста.

Когда на 12-й минуте встречи, после углового, поданного Добровольским, Марадона подставил руку, чтобы отбить мяч, летящий в ворота, Фредрикссон сделал вид, что ничего не произошло. Создалось впечатление: судьба сборной Советского Союза предрешена…».

Выводы в завершающей части про чемпионат мира-1990. А пока что все советские любители футбола жили надеждой на чудо третьего места, но уже готовились к «теплому» приему сборной СССР дома.

КУБОК ФЕДЕРАЦИИ ФУТБОЛА СССР - «ДНЕПР» РАЗБУШЕВАЛСЯ, «ЧЕРНОМОРЕЦ» - ПОБЕДИТЕЛЬ

Пока шел чемпионат мира, в Союзе сезон продолжался. Полным ходом шли игры Кубка Федерации футбола СССР. Этот турнир был создан в 1986 году, и особого интереса как у болельщиков, так и клубов, не вызывал. Играла там, в основном, молодежь, но иногда выходили и основные составы. Как вот «Днепр», сокрушивший 10 июня на «Метеоре» ереванский «Арарат» - 8:3! Вернее, состав команды Кучеревского был смешанный. Сужу по тем, кто забивал голы - Беженар, Геращенко (основа), Кудрицкий (2 - основа), Сон (основа), Червоный, Багмут (основа), Москвин. Из основных еще играли Краковский, Юдин, Тищенко, Яровенко, Сидельников. Дальше «Днепр» уже полумолодежным составом одолеет «Шахтер» - 1:0, и выйдет в полуфинальный плей-офф.

А вот одесский «Черноморец», финишировавший вторым в днепровской группе, играл основным составом: Гришко, Цымбаларь, Гецко, Имреков, Кондратьев… Именно моряки и выиграют турнир. Победив в полуфинале на выезде в Волгограде «Ротор» - 1:0, в решающем матче они одолеют «Днепр» - 2:0. Причем обе команды сыграют основой. Финал состоится 6 июля 1990 года на одесском стадионе Черноморского пароходства, и соберет… 3 100 зрителей.

В статье использованы материалы сайта http://www.footclub.com.ua, http://www.rusteam.permian.ru, еженедельника «Футбол – хоккей» №23, №24 за 1990 год, а так же личные воспоминания автора из рубрики «Молодость на фоне матчей сборной СССР чемпионата мира-1990», адаптированные под текст

Архивариус Саныч