Жеовани да Силва - звезда, которая так и не засияла в «Болонье»
«С ним мы обязательно попадём в Европу»
То была, возможно, самая популярная фраза в барах Болоньи летом 1989 года. Фанаты повторяли эту мантру до изнеможения, лишь тон, с которой она произносилась, менялся: от легкой надежды до твёрдой уверенности. А все потому, что на рынке «Болонья» заполучила настоящего Мастера с большой буквы.После неудачного пребывания в клубе чилийца Уго Рубио в предыдущем сезоне (14 матчей, 0 голов), под свод башен Азинелли и Гаризенда прибыл новый южноамериканский талант, на этот раз из Бразилии: Жеовани Фариа да Силва.
Жеовани, родившийся в 1964 году в городе Витория, был представлен прессой как полузащитник, обладающий исключительными техническими навыками и необыкновенным видением игры. Обладатель награды «Игрок года» в Бразилии, беспрекословный основной «Васко да Гама», а также с недавних пор футболист сборной Бразилии: это похоже на предопределённый свыше путь настоящего чемпиона, звезды, за которой в очередь выстраиваются сильные мира сего от футбола.
Тем не менее, Жеовани решает начать свое европейское приключение в «Болонье». Благодаря впечатляющим экономическим усилиям (около 9 миллиардов лир) президенту Кориони удается выиграть конкуренцию за игрока и незамедлительно вручить новую звезду в ведение тренера «Россоблу» Луиджи Майфреди. Ввиду очевидного класса и желания проявить себя в новой команде, бразильский новичок фактическизаполнил собой брешь в полузащите «Болоньи», в которой позиция игрока с такими характеристиками попросту осиротела после преждевременного провала чилийца Рубио.
Чемпион штата Кариока, таким образом, становится триумфом болонского скаутинга и дарит «Фельсинее» место на первых полосах в главных национальных газетах. Наступает сезон больших ожиданий.
Как и следовало ожидать, в городе тепло принимают «Иегову» (игра слов: Geova - Иегова; Geovani - собственно, новичок «Болоньи»). «Свидетели Иеговы» - так гласит забавный баннер, созданный фанатами, которые заполняют стадион и стремятся занять лучшие места, чтобы вживую лицезреть игру кудесника.
Однако, как и его латиноамериканский предшественник, в действительности Жеовани также оказывается очень далёк от того идеала, который уже образовался в головах тифози: медленный и неуклюжий, он столкнулся с совершенно другим чемпионатом, отличным от бразильского, и оказался не в силах «делать разницу», как дома. Впрочем, у него не было недостатка в классе, о чем свидетельствует его первый гол в красно-синей форме, пришедший, правда, только в 11 туре: мощный удар с более чем тридцати метров под перекладину, обескураживший вратаря «Фиорентины» Ландуччи.
Апофеоз. Болельщики на «Артемио Франки» потеряли дар речи. «Чемпион сказал своё веское слово, и теперь его никто не остановит» - написали после игры в газетах.
Но действительность вновь обманула всеобщие ожидания, поскольку та игра останется единственным реальным всплеском бразильца при Майфреди. Помимо двух других голов, забитых с пенальти (один из которых состоялся в Кубке Италии), краткий обзор сезона Жеовани - в видео, прикреплённом выше. 27 матчей и два гола; в большинстве игр - выступления ниже плинтуса, характеризовавшиеся игровым ритмом, не подходящим для Серии А.
Парадоксально, но несмотря на то, что сезон Жеовани можно назвать провалом, его имя до сих пор вспоминают с симпатией на «Ренато Далла'Ара» и в городе вообще. Легенда повествует о том, что бразилец стал зависимым от тортеллини, набрав несколько килограммов во время своего пребывания в Болонье.
По правде говоря, уже с момента приземления в аэропорту «Гульельмо Маркони» 25-летний полузащитник казался немного грузным, вызывая тщетно скрываемые улыбки у публики гастрономической столицы Италии. Говорят, что умения его соседки только ухудшили положение. На самом деле г-жа Орианна была колдуньей со скалкой, и это гарантировало запасы свежей пасты, которую можно было потреблять после каждой тренировки. Настоящая находка для бразильского кудесника, - и большая проблема для «Болоньи».
Еще один забавный случай с новичком «Россоблу» связан с очевидным отсутствием у него чувства направления. Жеовани решил переехать из дома, предложенного ему клубом в центре, на улице Санта-Маргерита, поселившись в Кастельфранко-Эмилия. Выбор, который вызывает недоумение в Кастельдеболе и влечет за собой многочисленные опоздания на тренировки, поскольку - опять же, по слухам - бразилец постоянно теряется в зимних туманах долины По.
Возвращаясь к игре в футбол, после краткого и бесславного пребывания в стане красно-синих, Жеовани отправился в немецкий «Карлсруэ», что стало его последним приключением в Старом Свете: в 1992 году он вернулся в «Васко да Гама», продолжая свою карьеру в различных бразильских командах вплоть до завершения карьеры в 2002 году. В интервью, опубликованном в 2007 году, он с горечью признался, что страдает от невропатии, болезни, которая со временем ограничивает движения тела. Тем не менее, Жеовани никогда не терял оптимизма и белоснежной улыбки, свойственных его народу, оставаясь активным как в мире футбола, так и на политической арене (в 2006 году он был избран государственным депутатом штата Эшпириту-Санту).
Комета, пронёсшая свой талант мимо стадиона Болоньи, Жеовани оказался настоящим воином в жизни: в 2013 году он выиграл свою самый важный поединок, победив болезнь и вернувшись в политику.
В Болонье память о нем жива, несмотря на провал на зеленом газоне «Ренато Далл’Ара». В любом случае, в том году «Фельсинеи» заняли восьмое место, обеспечив себе место в Кубке УЕФА.
«С Жеовани мы обязательно пропадём в Европу», - если кто-то действительно так говорил, то обещание было в конечном счете выполнено.