7 мин.

Смягчение правил ФФП – искушение для Абрамовича. Станет ли «Челси» основательно закупаться в ближайшее время?

 Адаптированный перевод материала The AthelticЕще больше подобных материалов и новостей АПЛ - в телеграм-канале. Подписывайтесь! 

1 сентября 2008 года. Болельщики «Горожан» навсегда запомнят эту дату – день, когда «Абу-Даби Юнайтед Групп» приобрели «Манчестер Сити» и кардинально изменили траекторию развития клуба. С точки зрения «Челси», это означало конец царствования Романа Абрамовича на вершине трансферной пищевой цепи. «Смена караула» произошла практически моментально – «Сити» отобрал корону, победив «Синих» в борьбе за Робиньо.

Ни один человек, каким бы он ни был богатым, не сможет сравниться по покупательной способности с мощью государства, богатого нефтяными залежами. При этом Абрамович быстро осознал новую реальность английского футбола – курс «Челси» выстроен на устойчивом развитии. Клуб поддержал введенный УЕФА в 2011 план финансового фэйр-плея (ФФП), с тех пор старательно балансируя между успехами на поле и положительными годовыми отчетами.

Чистые расходы «Челси» при Абрамовиче

Абрамович инвестировал и продолжает инвестировать собственные деньги, чтобы «Челси» сохранял свою конкурентоспособность среди лучших команд Англии и Европы в целом. Но с 2008 года каждое вложение было сделано с пониманием того, что клуб более не является единственным финансовым титаном. Больше не существовало того преимущества, которое позволило Абрамовичу в ранние годы сделать из «Челси» машину по завоеванию трофеев.

Дни идут и в последний месяц ситуация в мировом футболе кардинально меняется – на этот раз, не из-за «Челси» или «Сити». Европейский футбол застыл, что привело к большим финансовым потерям среди многих клубов. Это не может не отразиться на летнем трансферном окне – когда бы оно ни открылось.

Так описывает нынешнюю ситуацию глава рекрутингового отдела одного из клубов АПЛ (анонимность сохранена): «Изначально мы планировали достаточно серьезные изменения состава летом. Нашей целью было приобретение 6-7 игроков. Но пандемия заставила нас пересмотреть нашу стратегию. Я бы сказал, что сейчас мы, скорее всего, приобрели бы лишь 2-3 футболистов, за которыми давно следим и в успехе которых мы уверены. При этом переплачивать мы точно не будем. Мы не знаем как поведет себя трансферный рынок в условиях нынешнего кризиса.

Многие предполагают, что цены на игроков пойдут вниз, что вы не увидите 100-миллионых сделок этим летом и клубам потребуется время на восполнение ресурсов. Но крупные сделки все равно будут. Я сам слышал о таких переговорах между далеко не самыми элитными клубами Лиги Чемпионов.

Нельзя оценивать ситуацию в европейском футболе как одно целое. Например, в Бундеслиге топ-клубы финансово помогают выжить командам, барахтающимся внизу. И это неизбежно отразится на немецком рынке – у клубов попросту не будет столько же свободных денег для работы над трансферами, сколько в обычный год. Исключением будут команды, владельцы которых обладают бездонными ресурсами

В настоящий момент все идет к тому, что команды, которые окажутся менее зависимы от экономических проблем европейского футбола, смогут выиграть в этой ситуации. УЕФА активно обсуждает возможности смягчения правил ФФП (в том числе и полную отмену на определенный период). Собственные правила ФФП, установленные в АПЛ, на данный момент также могут быть подвергнуты изменениям, а традиционный мартовский дедлайн по отчетностям от клубов перенесен на 30 июня.

Если требования по безубыточности временно отменяются, то очевидными победителями в этой ситуации станут «Манчестер Сити» и «ПСЖ», которые по вливанию финансов могут обойти кого угодно, кроме друг друга. В это же время «Манчестер Юнайтед» уверен, что их резервов хватит, чтобы выстоять в кризис и в дальнейшем провести необходимые летние трансферы.

Абрамович в состоянии помочь своему клубу пойти по первому пути – Роман Аркадьевич уже демонстрировал свою способность развивать «Челси» в самых неблагоприятных для футбола финансовых условиях.

Среди миллиона революционных решений, которые были приняты из-за пандемии COVID-19, произошли и важные изменения в осознании клубов АПЛ себя за пределами спортивной оболочки. «Челси» в этой сфере добился самого заметного прогресса – во многом за счет того, что «Синим» для этого потребовалось меньше всего усилий.

Уже многие годы «Chelsea Foundation» является одной из самых амбициозных благотворительных организаций в английском футболе. Сердцем их работы стала общепризнанная (в том числе наградами) кампания по борьбе с антисемитизмом, начатая Абрамовичем в январе 2018 года. С того момента, как началась история с коронавирусом, существенные ресурсы были направлены на помощь общественному здравоохранению.

Отель «Millennium» на «Стэмфорд Бридж» еще три недели назад был отдан в распоряжение NHS – на данный момент, они заняли 90% общей вместимости гостиницы. Скорее всего, рядом находящийся отель «Copthorne» также будет переоборудован под нужды здравоохранения. Брюс Бак сообщил мэру Лондона, Садику Хану, о возможности использовать принадлежащие стадиону парковку, службы кейтеринга и конференц-залы, если это будет необходимо.

Весь медицинский штаб «Челси» получил разрешение на временное пополнение рядов медицинских служб. Клубная благотворительная организация и сотрудники клуба общаются с пожилыми и уязвимыми жителями Лондона посредством видео- и аудиосвязи, почтой. Они же выкладывают видео с тренировками, которые можно проводить дома и распространяют их путем социальных сетей клуба.  

Поддержка Абрамовича позволила «Челси» сохранить стабильность в поддержании сообщества без обременения государственного кошелька (в отличие от «Ливерпуля»). Всем сотрудникам клуба продолжают выплачивать полный оклад, ни одного человека «Челси» не стал вписывать в программу социальной поддержки от правительства Великобритании. Абрамович помогает государству разгрузить статью расходов, несмотря на все еще актуальный конфликт с министерством внутренних дел (напомним – Романа Аркадьевича лишили визы и вопрос до сих пор не закрыт).

Представители клуба многократно утверждали, что Абрамович никогда даже не задумывался вывести свои деньги из «Челси» или попытаться уклониться от финансовых обязательств, с которыми сталкиваются руководители клубов. В прошлом году Роман Аркадьевич подтвердил это утверждение существенным инвестированием в клуб – Абрамович вложил 247 миллионов фунтов из его собственного кармана, для поддержания трансферной политики клуба в год, когда «Челси» остался без Лиги Чемпионов.

Этот год принесет совершенно другие, беспрецедентные вызовы. «Челси» был в выигрышном экономическом положении до пандемии: в следующий финансовый отчет как минимум войдут 115,4 миллиона фунтов, которые клуб заработал на продаже Эдена Азара в мадридский «Реал». Клуб вернулся в Лигу Чемпионов в этом сезоне и на пути к получению путевки на следующий год. При этом «Челси» - одна из трех команд АПЛ, которая не совершила громких переходов в последние два окна. Разумеется, в первую очередь, из-за трансферного бана.

Никто не знает, как ситуация развернется в дальнейшем. Если футбол вернется еще нескоро, то правообладатели прав на трансляции АПЛ потребуют свои деньги назад. Если одновременно с этим УЕФА примет решение не смягчать правила ФФП, то тяжело придется и таким клубам, как «Челси». Но есть ощущение, что «Синие» смогут преодолеть этот кризис практически безболезненно. И эта уверенность возникает благодаря непреклонной приверженности Абрамовича.

Безусловно, Абрамович не избежал глобального спада в экономике, вызванного вирусом – его собственный капитал упал на 2,17 миллиардов долларов с начала 2020 года. Это 13,3% от всего состояния Романа Аркадьевича. В качестве сравнения: сэр Джим Рэтклифф (богатейший человек Великобритании, желавший приобрести «Челси» в недавнем прошлом) потерял 6,05 миллиардов за тот же промежуток времени.

Статус миллиардера Абрамович в ближайшее время вряд ли потеряет. Его состояние оценивается в 14,4 миллиарда долларов, что делает его одним из самых богатых индивидуальных предпринимателей в мире (на данный момент Роман занимает 79 место в таком рейтинге). Он также диверсифицировал свои вложения с 2003 года, поэтому вряд ли будет истощен флуктуациями конкретных рынков.

Абрамович способен выделять огромные суммы на покупку игроков. Когда трансферное окно откроется, «Челси» не будет подвергаться запретам из-за жесткой экономии, к которой правительство Британии будет призывать всех, кто подписался на их программу финансовой помощи (например, под такие меры попадет «Тоттенхэм»). При условии снятия или смягчения правил ФФП со стороны УЕФА и АПЛ, единственными лимитирующими факторами для Абрамовича станут такие же богатые владельцы других клубов и теоретические личные ограничения.

Весь рекрутинговый департамент «Челси» продолжает работать. Скотт Маклахлен изучает скаутинговые отчеты и дополняет свои базы данных, Марина Грановская общается с агентами и клубами, а Фрэнк Лэмпард возглавляет процесс обсуждений потенциальных новичков клуба, в дополнение к Хакиму Зиешу.

Сообщение, исходящее со «Стэмфорд Бридж» заключается в том, что модель устойчивости «Челси» (сочетающая серьезные подписания с талантом Грановской максимизировать продажи, а также неустанно преследующая новые потоки коммерческого дохода) как ожидается, останется основной философией. Абрамович поддерживает дух ФФП больше, чем большинство современных руководителей элитного футбола, и еще шесть крупных трофеев с 2012 года –  щедрая награда за его приверженность этой концепции.

Но следующее трансферное окно может быть непохожим на все, что было до него. «Челси» и так готовился к наступающему лету как ключевому для рекрутингового отдела клуба. А если рынок не будут удерживать правилами ФФП, то Абрамовичу представится возможность, которой он был лишен практически целое десятилетие.

 Подписывайтесь на телеграм-канал автора перевода (статьи, мнения, свежие новости АПЛ)