Футбол и пандемия. Леви прав?
Зачем «Тоттенхэм» использует программу господдержки, почему игроки не снижают зарплаты?
Футбольные клубы Англии и футболисты попали под мощный огонь критики. Особенно досталось «Ливерпулю» и «Тоттенхэму», которые решили воспользоваться программой господдержки, «Ливерпуль» успел дать задний ход и даже извинился, отказавшись от этой затеи. Футболистам прилетает за то, что они не отказываются от своих зарплат. Ситуация, которая выглядит, словно богатые не хотят делиться деньгами с бедными, далеко не такая однозначная, как может показаться.
Разумеется, многие в самом «Тоттенхэме» восприняли информацию про сокращение зарплат и использование господдержки негативно, фаны тоже не в восторге, THST – официальное представительство болельщиков обратилось к клубу в твиттере: «Мы постоянно говорим клубу – возьмите паузу и подумайте еще раз. Сейчас мы говорим об этом четко и публично – не наносите дальнейшего ущерба репутации клуба, прислушайтесь к своим фанатам».
Репутационно это, конечно, выглядит непривлекательно. По факту все видят, что крупная компания встала в очередь за деньгами. Всем плевать на расходы, долги и убытки клуба. Как организация, ворочающая бюджетом в сотни миллионов, вообще смеет заикаться о государственной поддержке?
Причина по которой клубы решили вступить программу господдержки – это простой и очевидный способ сэкономить хоть какую-то сумму денег. Как и многие сферы бизнеса футбольные клубы несут серьезные убытки. Расходы сохранились в полном объеме, а доходов нет. Владельцы бизнеса хотят сохранить свой бизнес или, по меньшей мере, минимизировать убытки и их сложно в этом винить.
Футбольные клубы просто решили воспользоваться предложенной помощью, как и любой другой бизнес, многие из которых прибыльнее и стабильнее, чем футбольные клубы. Государство не ограничивало тех, кто может вступить программу, она как раз и была разработана специально для поддержки бизнеса – любые наемные рабочие могут получить 80% оклада до 2500 фунтов.
Об этом говорит и исполнительный директор АПЛ Ричард Мастерс в своем письме комитету парламента по цифровой экономике, культуре, медиа и спорту, отвечая на главе комитета Джулиану Найту, одному из критиков футбольных клубы и игроков: «Схема поддержки, объявленная правительством, предназначена для всей экономики, включая многие организации, которые можно отнести к сфере развлечений или другим, основанным на особых умениях. Мы согласны с вами, что все должны проявлять сдержанность и это то, что мы и клубы демонстрируем. Каждый клуб должен принимать решение самостоятельно на основе своих собственных прогнозов, так как каждая ситуация уникальна».
На прошлой неделе премьер-лига выделила 125 млн. клубам низших лиг, что помочь удержать на плаву пирамиду английского футбола. Тем не менее, «Сандерленд», ныне обитающий в Лиге 1, всех перевел на программу господдержки, даже футболистов, что лишь иллюстрирует проблемы с которыми сталкиваются клубы.
Мастерс пишет, что подобные проблемы в ближайшем будущем может коснуться клубов АПЛ. «Как и большая часть экономики Великобритании, мы теряем доходы на беспрецедентном уровне. Наши убытки будут как минимум 1 млрд. фунтов, если мы не завершим сезон 2019/20 и в будущем потери будут только расти, если ситуация с пандемией ухудшится. В конечном счете, нас ждут очень большие убытки, клубы и другие предприятия связанные с футболом обанкротятся. Это не пустые слова и не попытка оправдать решение клубов, это реальная угроза…Наши планы полного восстановления должны основываться на том, что оно произойдет не скоро».
Про «Тоттенхэм» в русскоязычном сегменте быстро распространилась неточная информация. Клуб сократил зарплату всем неигровым сотрудникам клуба (550 человек) на 20%, но программа господдержки распространяется не на всех, а примерно на 40% сотрудников. Остальным продолжает платить клуб. Причина в том, что еще с середины марта Леви рассматривает худший из возможных вариантов при котором футбол вернется значительно позже (то, о чем писал в своем письме Мастерс) и потому решил, что необходимы срочные меры.
Ситуация «Тоттенхэма» особенная, потому что за клубом висит долг за стадион, на строительство которого не привлекались государственные деньги. При этом клуб теряет не только на отмене футбольных матчей, но и мероприятий, которые должны были пройти на стадионе. Зараженному миру не до боксерских поединков, не до концертов рок-звезд.
ФИФА и УЕФА тоже не просто так продолжают продавливать идею с завершением сезона: они очень боятся финансовых потерь от спонсоров и понимают, что многие клубы могут этого не пережить. Клубы АПЛ в таком случае тоже ждут крупные потери, от 19 до 116 млн. фунтов. «Тоттенхэм» недосчитается 83 млн. фунтов.
Алан Шугар, бывший владелец «Тоттенхэма», высказался о ситуации в твиттере: «Людям нужно понять, что большинство клубов не имеют резервов и живут по доходам, чтобы платить игрокам и персоналу. Если остановка продлится несколько месяцев, то некоторые клубы станут неплатежеспособными и обанкротятся. Я думаю, что клубы вроде «Бернли» столкнутся с финансовым кризисом. Не обманывайтесь тем, что клубы считаются богатыми. Они не так богаты, как вы думаете»
В тоже время Шугар согласен, что игроки должны пойти на снижение зарплаты, и даже сказал, что если бы он все еще был во главе клуба, то встретился бы с Гордоном Тэйлором (главой профсоюза) и сказал бы ему заткнуться, а игроков попросил бы снизить зарплаты в пользу персонала.
Дэниэл Леви еще в своем письме 31 марта выражал надежду, что по итогам встречи профсоюза и лиги футболисты и тренеры внесут свой вклад в «футбольную экосистему». В Испании и Италии в отдельных клубах футболисты согласились пойти на снижение зарплаты. Почему тогда этого еще не произошло в Англии? Даже в Испании и Италии нет единого мнения по этому вопросу, например, Тони Кроос так высказался про сокращение зарплаты: «Снижение зарплаты похоже на пожертвование в пустоту. Или для клуба. Я за то, чтобы выплачивали полную зарплату, а каждый делал с ней разумные вещи. Всех просят помочь там, где это необходимо, есть много мест, где помощь действительно нужна».
В Англии же жесткую позицию занял профсоюз, выпустив заявление в котором выступил против снижения зарплат на 30%: «Такая мера будет вредна для Национальной службы здравоохранения и финансируемых государством служб. Предлагаемый 30-процентный вычет из заработной платы в течение 12 месяцев означает более 500 млн фунтов в виде сокращения зарплаты и потери налоговых отчислений в размере более 200 млн фунтов».
Конечно, вряд ли пауза затянется на год, но суть ясна: сокращение зарплат игроков ведет к снижению налогов, которые идут в казну. Игроки готовы пожертвовать непосредственно национальной службе здравоохранения и хотят быть уверены, что в случае сокращения их деньги пойдут именно туда. Однако штука в том, что сокращение зарплат нужно, в первую очередь клубам, чтобы снизить основную часть расходов.
Здесь встает вопрос отношений работника и работодателя, готовы ли игроки помочь своим клубам. И хотя игроки – главный актив клубов, зачастую последние не церемонятся с футболистами. В такой ситуации логично, что это очень индивидуальный процесс взаимодействия отдельно взятых клубов и футболистов и централизованное решение найти будет крайне сложно. Игроки же, хоть и не выходят на поле из-за сложившейся ситуации, продолжают тренироваться, проводить удаленные (или не очень) занятия с тренерами и физиотерапевтами, то есть продолжают выполнять свои контрактные обязательства. .
Конечно, самопожертвования клубов и футболистов – красивый жест, но предметная помощь, которую оказывают и клубы, и игроки намного полезнее для простых людей, никак не связанных с футболом. «Тоттенхэм» передал свой стадион в помощь службе здравоохранения, на парковке уже организован склад и центр логистики, который позволяет развозить еду. Из футболистов АПЛ точно известно, что игроки и тренеры активно жертвуют и помогают борьбе с коронавирусом: Саутгейт, Алдервейрелд, Салах, Мане, Рэшфорд, Шмейхель, Роуз, и я уверен, что этот список далеко не полный.
Вчера же игроки объявили о создании фонда #PlayersTogether, волонтерской инициативы, созданной игроками отдельно от клубов и лиги и направленной на то, чтобы помогать персоналу национальной службы здравоохранения, волонтерам, пациентам, переболевшим COVID-19 и направлять средства туда, где они больше всего нужны. Для этого фонд игроков заключил партнерское соглашение с головным благотворительным фондом национальной службы здравоохранения.
Футбол во время пандемии похож на пир во время чумы, но если кто-то и выиграет от текущей ситуации, то это точно будут не футболисты и футбольные клубы. Ситуация складывается таким образом, что не только футбольные клубы, а вообще весь бизнес серьезно просядет, и это сильно ударит по мировой экономике в целом.
На сегодняшний день клубы оказались в цугцванге. Никто не знает сколько продлится вынужденная остановка, доходов нет, убытки растут, делать что-то надо. При попытке воспользоваться программой господдержки они попадают под мощный огонь критики. Однако законов экономики никто не отменял, речь о выживании, в случае убытков и минуса в балансе клубам кроме самих клубов никто не поможет.
Соавтор Сергей Зигблинс
Сайт официального фан-клуба «Тоттенхэм Хотспур» в России - spurs.ru
Телеграм-канал автора
Похожая с Вест Хэмом история у Манчестер Сити, но речь немного не о том. В последнее время не так много клубов строили свои стадионы не так ли?
Стадион – это не только дополнительные деньги и рабочие места, он является частью Нортамберлендского проекта развития, призванного улучшить благосостояние северного Лондона. И все равно решено было использовать собственные силы: резерв и доходы клуба плюс банковские займы, не обращаясь за помощью к государству. Тут, действительно, все как у всех, спору нет.
Здесь особенность не в том, что строили сами, а исключительно в том, что строили только что. На стадион выделялись деньги из резерва клуба и он еще не успели восстановиться. Плюс за стадион висит крупный долг, который хоть и рефинансирован, но за него, тем не менее, надо платить.
А у "Тоттенхэма" обычная как у любого другого клуба кроме "Вест Хэма"