В Англии все перессорились из-за денег: игроки не доверяют клубам, а Руни и медиа дерзят министру
И решения пока нет.
Коронавирус – точнее, кризис футбольной экономики, пришедший вместе с пандемией, – запустил в Англии цепную реакцию. Некоторые клубы уже пошли на экстренные меры: «Борнмут», «Норвич», «Ньюкасл» и «Тоттенхэм» объявили, что отправили всех сотрудников в отпуск и воспользовались программой сохранения рабочих мест, предложенной правительством Великобритании (80% зарплат компенсирует госбюджет).
Следующий шаг – временное сокращение зарплат футболистов, которое предложила Премьер-лига. И тут начинается самое интересное. Прямо сейчас в английском футболе идут две войны.
💰 Игроки и PFA против клубов и АПЛ: футболисты подозревают, что их деньги осядут у владельцев
В Англии уже больше недели кипят споры о временном сокращении зарплат футболистов, был созвон с участием капитанов всех 20 команд. Мало того что не пришли к согласию – так еще и переругались.
Погружаем в контекст.
• Премьер-лига предлагает снизить заработную плату игроков на 30% – это позволит «защитить рабочие места». Но PFA (профсоюз игроков) резонно замечает: сокращение – это 500 млн фунтов невыплаченных зарплат и минус 200 млн фунтов для правительства Великобритании налоговыми выплатами.
• Еще одно предложение АПЛ: из сэкономленных денег организация выделит 125 млн фунтов EFL (курирует 2-4 дивизионы Англии – Sports.ru) и еще 20 – в систему здравоохранения. Сама идея пожертвования всем нравится, но размер – нет.
• The Independent утверждает, что капитаны команд обсуждали сокращение зарплат и до предложения АПЛ, а Джордан Хендерсон предложил организовать сбор пожертвований от игроков в NHS (систему здравоохранения).
Футболисты готовы отказаться от части зарплаты, но если она пойдет на нужды – напрямую в NHS. Большинство опасается, что клубы просто пустят сэкономленные деньги на трансферы, заменив тех, кто отказывался от зарплаты.
• Многие игроки считают, что руководители сделали их козлами отпущения. Теперь, что бы ни сделал профсоюз и футболисты, они попадают в невыгодное положение – в любом случае все подадут так: богачи отказываются от сокращения зарплаты. При этом лига выглядит красиво.
«АПЛ объявила, что обсудит с игроками снижение зарплаты на 30 процентов или ее отсрочку, хотя прекрасно знает: игроки и сами обсуждали помощь организациям. Мне это кажется странным.
Все остальные решения лиги оставались за закрытыми дверями, но об этом они объявили публично. Почему? Такое чувство, чтобы пристыдить игроков – загнать их в угол», – сказал Уэйн Руни.
🚑 Правительство всерьез считает, что у футболистов нужно отщипнуть денег, при этом ничего не говорит о владельцах супермаркетов
Пока PFA и АПЛ воевали между собой, министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок набросил с другой стороны.
«Учитывая жертвы многих людей, первое, что могут сделать футболисты АПЛ – внести свой вклад», – сказал он на ежедневном правительственном брифинге в четверг.
В воскресенье Хэнкок возобновил призывы, хотя за день до этого ему намекнули: если футболисты пожертвуют свои зарплаты, правительство недосчитается 200 млн фунтов (те самые налоги). Учитывая, что АПЛ готова была пожертвовать только 20, вряд ли министерство останется в плюсе.
• Уэйн Руни (человек, который говорит за английских футболистов в это тяжелое время) разнес Хэнкока.
«Вместо того, чтобы давать людям сводки новостей, он акцентировал внимание на игроках АПЛ. Неужели он отчаянно пытался отвлечь внимание правительства от пандемии? Если АПЛ примет сокращение, то за ней последуют и остальные дивизионы. Чемпионшип отличается от Премьер-лиги. В «Дерби», например, есть игрок, который живет с мамой в муниципальном поместье. Думаю, он несет ответственность за оплату счетов всей семьи.
Тридцать процентов от 2000 фунтов – это минус 600 фунтов, а на эти деньги могла бы жить его семья. Помните, что карьера игроков коротка, поэтому им приходится инвестировать средства или их откладывать», – говорит капитан «Дерби».
Руни предлагает другую схему: каждый футболист отказывается от такой суммы, которую может позволить. Хорошо заработавшие ветераны вроде Уэйна могут легко отрезать 30% от зарплаты; молодым парням из АПЛ будет сложно отдать даже 5. Правда, и эта схема вызывает вопросы. Это скорее призыв к совести, а не программа помощи.
• Главный исполнительный директор PFA Гордон Тэйлор тоже ответил Хэнкоку: «Удивительно, что Мэтт Хэнкок позволяет себе такие заявления, хотя недавно у него возникли проблемы с получением защитного оборудования для наших сотрудников NHS».
Главные лица футбола продолжают прибивать министра: Гари Невилл позвал его в эфир Monday Night Football (логично, ведь он теперь разбирается в футболе), Линекер сказал, что пора перестать концентрироваться на одних игроках АПЛ и заставить платить и других богачей: финансовых директоров, банкиров, миллионеров.
• Мартин Циглер, главред спортивного отдела The Times, приводит цифры в поддержку Линекера: оборот розничной сети Tesco в прошлом году составил 63,9 млрд фунтов стерлингов – это в 10 раз больше общего оборота 92 клубов АПЛ и EFL.
Циглер также выступил с предложением: если государству так важно, чтобы футболисты заплатили, почему не ввести спецналог для тех, кто получает больше 250к фунтов? И это логичное предложение.
• В то же время многие игроки уже пожертвовали деньги различным фондам, которые помогают бороться с коронавирусом – например, Каспер Шмейхель выделил 20 тысяч фунтов, Садьо Мане перечислил 45 тысяч в родной Сенегал, Мохаммед Салах отдал более 1 миллиона евро для борьбы с коронавирусом, а Маркус Рэшфорд работает с благотворительной организацией FareShare – вместе они помогут 400 тысячам детей, которые из-за закрытия школ остались без питания. Кстати, Tesco перевела FareShare 15 млн фунтов.
Что теперь?
Централизованного решения на уровне АПЛ уже не ждут, все клубы решают вопрос самостоятельно. «Юнайтед» согласен на 30-процентное сокращение, «Тоттенхэм» – на 20; из тренеров Клопп и Мойес готовы отказаться от части зарплаты.
При этом из 30% только 10% будут фактически урезанными. The Telegraph объясняет: если сезон будет доигран и не придется возвращать деньги вещателям (762 млн фунтов), то футболистам все-таки выплатят 20% удержанных денег из 30%.
Тэйлор говорит, что каждый клуб должен открыто рассказать игрокам все детали финансового положения и причины сокращений – тогда футболистам будет легче отказаться от зарплаты.
«Если клубы не смогут нормально объяснить, куда уйдут сэкономленные деньги, то футболисты не смогут доверять происходящему. Они ждут от руководителей полной юридической оценки ситуации», – объясняет исполнительный директор PFA.
Почему клубам все-таки нужно сокращение?
Потому что такое решение немного сгладит падение. Заработная плата игроков составляет около половины всех расходов. Клубы подсчитали, что при худшем раскладе с 30-процентным сокращением или отсрочкой они сэкономят около 570 млн фунтов за год – это как раз покроет половину общих потерь в 1,137 млрд фунтов.
Если сезон аннулируют, клубам придется вернуть последний телевизионный транш (всего 762 млн фунтов) – эта сумма колеблется от 14,8 млн фунтов («Норвич») до 55,2 млн («Ливерпуль»). Клубы боятся потенциального возврата денег, поэтому с помощью сокращений пытаются возместить хотя бы эти затраты.
Из-за коронавируса рухнула важная английская традиция – блэкаут. АПЛ готовится играть без зрителей
Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Leon Neal, Clive Brunskill, Jan Kruger; globallookpress.com/Andy Rowland via www.imago-image/www.imago-images.de
Зарплату им платит хозяин и может тратить сэкономленные на зарплате деньги как ему угодно .
Но вот именно в футболе надо срочно платить всем бешеные деньги. Почему? Вот объясните пожалуйста, почему все настолько привыкли считать, что футболисты обязаны купаться в деньгах, что даже объективно важные причины почему им нужно срезать зарплату, воспринимается в штыки?
Почему в ФНЛ люди играют за куда меньшие деньги, а риски там даже больше из-за более грубой игры? Ладно, ФНЛ это Россия. Но и в Англии есть куча лиг и 3 и 5 лиги и там тоже платятся куда меньше и ведь карьера у них там не длиннее и травмы такие же, а вот доступность медицины скорее всего меньше. Но ничего, они продолжают там играть! А вот в АПЛ ну хоть ты тесни, но продолжай платить сумасшедшие деньги. Почему?
Объясните, почему в других лигах и видах спорта можно рисковать здоровьем и чем угодно за 100 тысяч евро, а в высших лигах ну просто жизненно необходимо осыпать игроков деньгами, чтобы они могли купить себе бентли даже если сидят дома и чеканят туалетную бумагу?
- Зарабатываю 2 млн евро в год
- Не могу позволить отказаться больше чем от 30%, иначе обнищаю