17 мин.

Хаби Алонсо, Кафу, Сычев, Быстров – комментаторы и журналисты рассказывают, как играли в футбол с профи. Делитесь и вы!

Новый флешмоб Sports.ru с приглашенными звездами – вспоминаем, как когда-то рубились против бывших или действующих профессиональных футболистов. Все как всегда: мы начинаем в посте, а вы продолжаете в комментариях – очень ждем ваши истории!

Дмитрий Шнякин, комментатор «Матч ТВ». Неосознанно забил с паса Широкова, кувыркаясь в ворота как коряга

Лет 15 играю в любительских лигах, где постоянно встречаются профики. Поэтому выходить в ЛФЛ против, допустим, команды Алдонина и Каряки или Бояринцева – это уже не кайф, а испытание. Ну и главное: уже года три поскрипываю в Лужниках в одной особенной секции, где можно встретить Титова и Хохлова, Калиниченко и Кириченко, Самедова и Билялетдинова, Тихонова, Риеру, Колодина, Сычева и десятка три других звезд. Так что стабильно раз в неделю купаюсь в поту и осознаю, что сделал правильный выбор: мне лучше комментировать футбол, а не играть в него на профессиональном уровне. 

А из игры с профиками запомнилось вот что: давным-давно бегал за команду журнала «Мировой футбол» против команды канала «Россия 2». У соперника королем был фантастический миньщик Аркадий Белый. В одном эпизоде он начал чересчур возюкать мяч, стягивать всех на себя. Деваться ему было некуда: разве что вдоль бровки шмальнуть. И вдруг Белый делает такой правдоподобный замах на этот вынос, что выбросились, клянусь (!), три человека. Три соперника одной компанией уехали в раздевалку. Белый спокойно покатил в другую сторону, а его партнер с центра поля пошагал один на один с вратарем. Я в тот момент вообще не понял, что произошло.

Второй эпизод – это передачи Романа Широкова. Вы наверняка слышали про старую байку Гаврилова: мол, «ты спустись в метро «Сокольники», езжай до «Краснопресненской», – и как выйдешь, мой пас до тебя дойдет». Надеюсь, в свои 60 Широков такие же будет травить. Имеет право. У него фантастическая обработка и расчет передач. Однажды я бежал замыкать на дальней, споткнулся о соперника и влетал в ворота, уже не обращая внимания на атаку. Роман прострелил так, что мяч от кувыркающейся коряги отлетел прямо в ворота. 

И напоследок. Ветераны той самой лужниковской секции могут и любят закуситься, но все же им по душе кайфовый дыр-дыр, классные комбинации и сохраненные целыми ноги. Там ведь еще поле мощной стальной решеткой огорожено. Но однажды приехал Алексей Смертин... Впервые. Первая минута, первый же момент: Смертин в смертоносном подкате бросается за уходящим мячом. Бам! Прямо в решетку. Все в ужасе хватаются за лицо. 10 секунд тишины. Смертин встает и ковыляет в сторону раздевалки: «Я домой, ребят, до свидания». Больше он в ту секцию не заезжал. Великий!

Федор Маслов, главный по сумасшествию на Sports.ru. Тащил все удары Быстрова, а тот бесился

Владимир Быстров – один из кумиров моего детства, вместе с Кержаковым и Аршавиным он создавал «Зенит» начала нулевых. Помню, мне было лет 10-12, когда после матча за СДЮСШОР на чемпионат города я узнал, что «Зенит» на «Петровском» обыграл ЦСКА, а единственный гол в том матче забил Быстров. Конечно, близко не было мыслей, что когда-то удастся сыграть против него.

Все случилось летом 2019-го. Быстров уже завершил карьеру футболиста и начинал на «Матч ТВ». Я завершил карьеру футболиста лет на 15 раньше Быстрова, но на любительском уровне поигрывал постоянно. В Австрии на «Кубке Париматч Премьер» организаторы устроили игру, в которой я был в воротах за блогеров, а против меня бегал Быстров – за «Матч ТВ». После первого тайма мы вели 3:0, я тащил примерно все, что летело в створ, а Быстров злился. С гордостью вспоминаю его крик: «Да поменяйте вы вратаря, а то мы не забьем сегодня». В тот момент я на секунду перенесся туда, в 2000-е, когда восхищался игрой Быстрова, сидя у телевизора. Сейчас кумир детства не мог забить старому толстому вратарю, который, правда, неожиданно поймал кураж (героический сэйв Федора – на 7:26, таймкод мы поставили – Sports.ru).

А потом случился второй тайм. Минуте на 10-й после перерыва счет был 4:3 в пользу «Матч ТВ» – то ли три, то ли все четыре мяча были на счету Быстрова. Легенда «Зенита» и «Спартака» явно разозлился и включился – получал мяч, поднимал голову, быстро оценивал ситуацию и либо сразу бил (сильно и очень точно), либо обыгрывал и бил (так же сильно и так же точно). Больше всего меня поразила быстрота принятия решений (раз-два-три – и все, мяч был у меня за спиной) и качество исполнения (брака у Быстрова во втором тайме почти не было – даже Бубнов остался бы доволен). Один из голов получился особенно красивым – Владимир получил мяч на линии штрафной, обыграл защитника, поднял голову и дал точно в девятку. Не помог бы даже полет Алиссона – не то что мой.

Команда блогеров в итоге проиграла – кажется, 4:5 (а могли цепануть ничью, если бы один из авторов этого материала Дима Егоров реализовал пенальти). Если бы в каждом из таймов называли лучших игроков, то во второй половине им без вариантов стал бы Владимир Быстров. Вторую статуэтку – за первые 45 минут – конечно, забрал бы я. Но таких наград не давали, поэтому с собой я забрал исключительно воспоминание об отчаянном крике кумира детства, который никак не мог пробить старого толстого вратаря.

Нобель Арустамян, комментатор «Матч ТВ». Играл с Кафу на идеальном газоне и чувствовал себя профи

Во время чемпионата мира в Бразилии я играл на базе «Ботафого». Вышел на поле, а оно естественное и идеальное. Поймал себя на мысли, что я всю жизнь играю в футбол, но никогда не играл на естественном газоне. Либо на искусственном, либо на гаревом. Помню запах травы, вид горы в Рио-де-Жанейро, всю эту атмосферу. Клянусь, я почувствовал, что играю намного лучше, чем обычно. 

С нами играл Кафу: было видно, что это другой уровень, что он на голову сильнее остальных. Причем он играл не на фланге, а в центре поля. Сделать он мог что угодно, понимал игру на три хода вперед. Если кто-то ошибался, Кафу помогал, ни на кого не кричал. Он понимал, что с ним играют дрова, а ему надо эти дрова вытаскивать на новый уровень. При этом он шел в борьбу, а не валял дурака. Был виден азарт, он делал в удовольствие, не выходил перетерпеть, как это у некоторых бывших звезд бывает. Кафу доигрывал каждый эпизод – было видно, как он любит футбол.

С Кафу потом общался через четыре года в России, он участвовал в одном большом мероприятии как тренер детской команды. Там были и другие больше гости: Гаттузо, Дзанетти, Хави, Трезеге, Форлан и так далее. Но Кафу так проникся этой историей, что учил детей, как пас правильно давать, как правильно мяч обрабатывать. Меня в тот момент поразило, какое же у Кафу феноменальное мастерство этих всех простых футбольных движений. В общем, общение и игра с ним – это было незабываемо.

Глеб Чернявский, автор и редактор Sports.ru. Никогда не пропускал так красиво, как от Сычева

Матчи с профессиональными футболистами любого уровня очень полезны, чтобы осознать, насколько ты ничтожество и ничего не можешь. 

Я вратарь, тренировался в академии «Торпедо-ЗИЛ», честно закончил детскую школу, несколько сезонов играл в почти профессиональной мини-футбольной лиге за институт и провел уже 10 лет в ЛФЛ – короче, какая-то база у меня есть. Только все это испаряется, когда против тебя выходят те, кто по-настоящему в порядке. 

Вот вы включаете какой-нибудь «Тамбов» – «Ахмат», видите, как они ходят якобы пешком и, возможно, даже думаете про себя: «Да я бы за такие деньги…». Нет, ребят, ни за какие деньги вы даже так не сможете. И не догадываетесь, насколько это высокий уровень.

Если на ваш корпоративный футбол придет любой 20-летний профик из ПФЛ (ФНЛ и РПЛ даже не берем), то вы будете в шоке от того, насколько он быстро двигается, насколько успевает быть везде, насколько сильно (и точно) бьет, насколько легко с весом 65 кг отпихивает 100-килограммовых мамонтов-любителей.

Иногда мне страшно представить, что же такое Роналду, Салах и Мбаппе – как ты будешь себя ощущать на поле с ними, если ты даже теоретически не в состоянии достать плотный удар в угол от форварда «Зенита» из Пензы.

Я несколько раз пересекался с бывшими и нынешними профиками, но самое большое впечатление оставил Дмитрий Сычев. Человек, который в конце карьеры мучился в «Волге» и по телевизору с трудом напоминал себя прежнего, на уровне любителей даже сейчас выглядит как бог этой игры.

Например, вот так начался наш матч. Сычеву сделали кросс, а он, не убирая улыбки с лица, с какой-то невероятной легкостью положил корпус и заодно мяч в девять (на 0:21 тот самый гол, снятый с дрона – Sports.ru). 

Еще больше Сычев удивил дальше: он принимал передачи любой силы и на любой высоте. Вот прямо как в фифе мяч попадал ему в грудь, а оттуда четко падал под правую. Всегда, без сбоев. За три шага Сычев доставал людей, которые были впереди на три метра. Против нас бегал какой-то сверхчеловек.

Мы часто говорим, что футболистам несправедливо много платят. Только мне кажется, что платят им совершенно справедливо. Их единицы, а они умеют то, что недостижимо для большинства. И условный Роналду – такой же Илон Маск или Стив Джобс.

Роман Нагучев, комментатор «Матч ТВ». Носился изо всех сил, но проиграл 3:12 стоявшим на месте Кирьякову, Шмарову и Ананко

После окончания карьеры профессиональные футболисты все равно остаются на голову выше всех любителей – даже без скорости, с лишним весом, без мотивации. Просто за счет понимания игры. Четыре года назад  команду комментаторов пригласили сыграть против команды легенд. Там были Шмаров, Кирьяков, Ананко. Мы думали, что сейчас подвигаемся, получим удовольствие, чуть ли не в поддавки поиграем.

В итоге мы проиграли 3:12, нас возили как каких-то лохов. Они даже не бегали. Кирьяков стоял у наших ворот и забивал все, что получал. Мы в таких потугах рожали голы, что иногда казалось, что забить просто невозможно. Дмитрий Кузнецов, легенда ЦСКА, который играл против нас, удивлялся: «А куда вы так несетесь? Пасик, два шага в свободную зону, туда тоже пасик и гол. Куда вы бежите-то? Мяч все равно быстрее». Мне кажется, вот эту схему, что мяч быстрее, они взяли на вооружение еще давно и теперь используют, чтобы всех обыгрывать.

Еще помню матч против Дмитрия Сычева – он за Омскую область, а я за Краснодарский край. И у нас, и у них была сильная команда, мы проиграли 5:6. Сычев не забил (мы этим очень гордились), но меня очень впечатлил. Он тогда еще не завершил карьеру и говорил, что хочет обязательно продолжить. Сычев вел игру и был везде. Где бы ни находился мяч, он оказывался рядом. Даже в проходном товарищеском матче он выкладывался на все сто. Было видно, что он скучает по футболу и не наигрался. Для него это очень больная тема, потому что в футболе он сказал максимум 25% от своих возможностей.

Леонид Волотко, автор и редактор Sport24. Видел страх Хаби Алонсо

Пять лет назад мне выпала одна из лучших командировок в жизни: adidas выпустил новые бутсы (ярко-салатовые X и Ace, тогда в них реально многие играли), а вместо пафосной презентации устроил краш-тест для блогеров и журналистов.

Локация – база «Баварии». Точно помню ребят из Мексики, Великобритании и Германии. Все – с GoPro на голове, экшн-камерами и кучей штативов. В раздевалке меня расспрашивали про обанкротившийся «Анжи», Роберто Карлоса и Это`О (я был единственным из России). И очень смеялись – но не над «Анжи», а над моими бутсами, которые оказались на два размера больше.

Через пару минут мы стояли на поле, где только что тренировалась «Бавария» – перед Гвардиолой, Хаби Алонсо и Давидом Алабой. Они остались специально для съемок и набирали команду из нас. Я попал к Хаби Алонсо. У него было 2-3 упражнения на контроль мяча. Ничего сложного: отдать короткий пас, пробежать и принять обратно; исполнить кросс метров на 30. По идее Алонсо должен был стоять на месте, но в итоге прилично набегался: половина из нас от волнения била куда угодно, но не Хаби в ноги.

Если коротко передать ощущение: представьте себя в режиме игры FIFA от первого лица: делаешь рывок, поднимаешь голову и видишь, как Алонсо вырезает тебе идеальный пас.

Финальный челлендж – удары по перекладине. Алонсо тоже участвовал и бил пятым или шестым. И очень нервничал, когда все парни перед ним реально попадали. Шутил: «Если промахнусь, «Бавария» разорвет контракт». Просил как-нибудь отвлечь Гвардиолу, чтобы он ничего не увидел. Через секунду мяч еле чиркнул перекладину, а он радостно подсел и вытер пот – будто-то бы сказал: «Фух».

«Кажется, меня не выгонят», – смеялся Алонсо. Хотя можно было просто пропустить вперед меня. Я бил следующим и, конечно же, промазал.

Когда вернулся в Москву, подарил бутсы другу с 45-м размером. Говорит, удобные.

Евгений Марков, автор Sports.ru. Подчинялся Смертину

Играть с профессионалами – дикий кайф и никакого волнения. Какое тут волнение, когда ты знаешь, что играешь ниже среднего и давно выбрал удовольствие от игры вместо результата. Я играю в футбол только ради удовольствия, а бывшие игроки сборной России на одном поле с тобой = умножить кайф на два (потому что ты смотрел за ними по телевизору и вообще-то болел) и еще на три (потому что папа будет радоваться за меня как за себя). 

Дважды я играл с капитанами сборной – Широковым и Смертиным. И каждый раз восхищался, что мяч может прилететь не просто в ноги (так и на нашем поле в Нескучном саду бывает), а в ноги и еще немного на ход, чтобы ты не тратил секунды, вращая головой, а сразу принял решение и продолжил путь к воротам. Играли они примерно одинаково – уходили от других непрофессионалов на ложных замахах, били не сильно, но именно в угол, раздавали умные передачи направо, когда поворачивали голову налево, и просто строили игру всей команды. 

Широков играл молча (это объяснимо – раз в три минуты кто-то шутил: «Ром, можно футболку?»), а вот Смертин запомнил всех по именам и, понимая, что вокруг исключительно дворовые футболисты, раздавал подсказки и подбадривал. «Женя, давай в центр/смещайся/отдавай». А потом «молодец», «умник», пятерки после голов и просто ощущение нашей команды, а не команды вокруг одного игрока. 

Когда я стоял у бровки и видел, как они двигаются, думал, что дело просто в школе – они не железные и тоже ошибаются, но когда вышел и играл в одной команде (а потом и против, когда Широков перешел к соперникам) почувствовал, что вокруг них магический шар: игроки не успевают к ним подобраться, как они уходят, перепрыгивают через ноги и отдают. Их и трогать не хотелось, такие они капитаны сборной, люди из трансляций. Светящиеся и побеждающие.  

Так я думал про все игры с профессионалами, пока не встретился с Быстровым. Вот кто не понимал, что матч товарищеский, что вокруг из профессионалов только он, а в соперниках – журналисты, блогеры, комментаторы, околофутбольные люди. Блин, никто из нас не играл ни за «Зенит», ни за «Спартак», даже за «Тосно».  

Владимир играл против меня, и я был счастлив: против таких – резвых, матерящих своих же, шустрых и жестких – играть как раз хочется на максимуме, их хочется победить, растолочь, заставить грустить и просто обеспечить победу добра над злом. 

Он постоянно ворчал на свою команду, которая пропускала простые голы, цеплялся с нашими, матерился под нос, пару раз грубо проехался по своим, назвав девочками. 

Жаль, что мы проиграли 4:5, хотя вели 3:0, а разницу сделал Быстров: он зачем-то включил точность и агрессию, которых так не хватало сборной России против Германии на «Лужниках» в 2009-м. 

В общем, будете выбирать между командой Смертина или Быстрова – вспомните мои слова. 

Дмитрий Егоров, автор «Чемпионата». Играл с Хлестовым, который рубил соперников 

У меня было три случая игры с профессионалами. Первый – достаточно забавный: играли против команды «Ника» в ЛФЛ, выиграли у них 5:4, я забил 3. А потом прихожу на стадион пьяный и смотрю, как они чуть не выносят «Спартак». Реально, пару игроков из той «Ники» играли за «Истру», которая в Кубке России попала на «Спартак». По-моему, это были Станислав Мурыгин и еще кто-то. «Спартак» тогда еле-еле 1:0 отскочил, а я пошел к ним в микст задать какие-то вопросы, но чуваки прошли мимо. Я тогда подумал: «Ну окей, в следующий раз вам больше забью». 

Был еще случай, когда я играл на КФК за команду из Одинцово, на одном фланге бегал с Максимом Усановым – до этого он играл в «Торонто» в МЛС. Он был в порядке, но я не чувствовал, что я сильно слабее. У нас еще в команде были Хлестов и Головской. Головской очень хороший, а Хлестов – очень забавный персонаж. Рассказывали, что он в «Спартаке» не знал, какой следующий соперник, всегда в грязных бутсах выходил. Здесь то же самое было – приезжал, а у него прямо дерн отваливался от подошвы. Когда мимо него кто-то пробегал, он просто лупил этого человека по ногам. Батя Хлестова еще круче. Он рассказывал, как добивался, чтобы сын ничего не боялся: «Дима сломал ногу, только восстановился. Я к нему подхожу, надел ботинки кирзовые и как дал по этой ноге. У него слезы из глаз, а я говорю: «Ничего-ничего, не сломался, вот так и играй».

Из последнего времени больше всего понравилось играть с Быстровым, когда он бегал за «Матч ТВ». Он реально рубился как скот. Орал на всех, пытался обыгрывать, носился, его бесило, что они проигрывают. В итоге он забил четыре, а его команда победила. При этом не скажу, что его скорость в разы быстрее, что какая-то необыкновенная техника. Профессиональные футболисты больше за счет понимания и каких-то уникальных качеств выделяются, а остальное у них все такое же.

***

А против кого играли вы? Рассказывайте свои истории в комментариях!

Фото: Instagram/shhhnyaknobel_arustamyannagutcheffeugenioruso57edim_sport; Twitter/shhhnyak

Матч, с которого для меня началась РПЛ: ностальгия авторов Sports.ru. Присоединяйтесь

Какой игрок влюбил вас в футбол? Новое ностальжи авторов Sports.ru – рассказывайте и вы