15 мин.

Главный фотограф «Арсенала» – о прощальном подарке Венгера, слезах Лукаса Торрейры и связи с игроками

Оригинал – Arsenal Denmark

Может, он и не создает золотые моменты для нашего клуба. Но что, возможно, еще важнее, он делает фотографии и заставляет триумфы жить дольше в нашей фанатской памяти. Мы поговорили с главным фотографом «Арсенала» Стюартом Макфарлейном, который со времен Джорджа Грэма был неотъемлемой частью клуба.

Сейчас на стадионе «Эмирейтс» тихо. Исчезла привычная суета вокруг клубных магазинов, фанаты из ближнего и дальнего зарубежья и их радостное волнение перед тем возбуждением, которое испытываешь, наблюдая, как любимая команда играет на «Эмирейтс». Без преувеличения сейчас никто не может попасть на стадион, кроме нескольких избранных сотрудников клуба. Гринкиперы следят за тем, чтобы поле продолжало выглядеть свежим и чистым, поэтому игроки «Арсенала» снова смогут с удовольствием бить по мячу после завершения коронавирусного кризиса. На трибуне есть еще один сотрудник «Арсенала», который, несмотря ни на что, нашел время, чтобы заснять специалистов по газонам. Кто, кроме него. С начала 1990-х годов главный фотограф «Арсенала» Стюарт Макфарлейн всегда присутствовал в каждом уголке Северного Лондона со своей камерой, готовый увековечить прогресс и историю футбольного клуба. Матч дэй, тренировки, предсезонные туры. Стюарт там, чтобы передавать историю, действия и эмоции через свои фото.

Когда речь заходит об истории Стюарта и «Арсенала», он вспоминает дни, когда начал работать в клубе. Красно-белая команда из района N5 не была чужда фотографу с первых его фанатских дней.

«Мой отец болел за «Челси» и несколько раз водил меня на «Стэмфорд Бридж», но мне не понравилось. Было это в середине-конце 70-х, когда в футболе было много проблем. Но внизу по улице, где я жил, был парень – большой фанат «Арсенала». Он был лучшим футболистом в улице, мне было 6 или 7 лет, и он играл в своей форме клуба. Я следил за ним и пытался все за ним повторять. Он был фанатом «канониров», а я хотел быть похожим на него, поэтому я тоже стал болеть за «Арсенал».

Футбольная карьера Стюарта была испорчена несколькими неприятными травмами в юности. Однако он не пал духом и нашел другой способ попасть в футбольный мир. Благодаря таланту к фотографии, он в скором времени попал в агентство, где два года спустя, в 1990 году, ему было поручено снимать «Арсенал». Вскоре после этого он уже фотографировал чемпионскую команду 1991 года, которая едва не прошла сезон без поражений. С тех пор Стюарт был свидетелем и увековечил самые большие взлеты, падения и все, что между ними, клуба, который не только любит, но и в котором работает. Привилегия, которую опытный фотограф не перестает ценить:

«Самая большая привилегия в моей работе – просто работать на «Арсенал». В детстве это был действительно престижный футбольный клуб. Подобная работа казалась просто невозможной. Куда бы я ни поехал, люди узнают меня, потому что клуб очень уважаем. Говорю, как есть, я работаю на этот футбольный клуб».

Фанат без возможности праздновать

Насколько Стюарт был призван следить за прогрессом, настолько же он сам участвовал в прогрессе. Когда «Арсенал» собирался переезжать на строящийся «Эмирейтс», клубу понадобился фотограф, который на постоянной основе будет фиксировать процесс развития проекта. Клубу было достаточно просто найти подходящего кандидата на эту работу, и с 2001 года Стюарт может называть себя сотрудником «Арсенала». Однако документирование строительства нового дома для «канониров» не было самой трудной задачей. Дни матчей даже после стольких лет остаются самыми сложными днями работы Стюарта:

«Вы хотите все поймать, все запечатлеть. Не было матчей, после которых я не думал, что пропустил фото или что-то важное в игре. Каждый матч – это вызов. Бывают трудные условия работы. Некоторые стадионы или погода могут быть проблемой. Поэтому матчдэй – это вещь, которую нельзя контролировать. Может показаться, что концентрироваться в течение 90 минут легко, но это не так, особенно если вы любите футбол и пытаетесь смотреть игру и следить за ней».

В течение многих лет Стюарту приходится бороться с тем, чтобы, будучи фанатом, все же сосредоточиться и запечатлеть моменты игры. Пока все увлечены матчем, Стюарт должен сконцентрироваться и напряженно работать:

«Я научился наслаждаться с другой точки зрения. Я не праздную голы физически, но в моей голове я счастлив, когда мы забиваем и побеждаем. Но я понимаю, что должен делать снимки. Вне камеры я неважный зритель, очень расстраиваюсь и много кричу на телевизор. С камерой лучше».

Истории, которые нужно рассказывать

Несмотря на то, что опытный фотограф научился не праздновать визуально, есть разница между победами и поражениями. Лучшие дни Стюарта в стане «канониров» были связаны с самыми большими триумфами в истории клуба. И самые знаковые фотографии Стюарта также были сделаны в те моменты, признает фотограф:

«Меня часто спрашивают о моем любимом фото. Все они сопряжены с определенными моментами. По-настоящему культовые фотографии связаны с великими событиями. Притом это не обязательно лучшие фото. Я сделал неплохой снимок Силвена Вильтора, забивающего на «Олд Траффорд» гол, принесший «Арсеналу» титул, и это исторический кадр. Фотография получилась не очень хорошей, но когда я думаю о ней, я горд, потому что именно этот гол помог команде выиграть чемпионат. Речь о том, чтобы запечатлеть момент во времени».

«Лучшими были дни, когда мы побеждали в больших матчах или в финалах кубков. Или выигрывали лигу. Например, финал Кубка Англии-2014, потому что мы прошли 9 лет без трофеев. Отличный был день, отличный уик-энд с парадом. И помимо всего прочего мы с Дэвидом (Дэвид Прайс, клубный фотограф) сделали все лучшие фото с игры и разослали нашим клиентам. Некоторые действительно прекрасные кадры».

Несмотря на то, что дни больших побед и трофеев были лучшими, Стюарт также считает, что стоит поведать об историях, которые показывают менее позитивную сторону клуба.

«Когда я только начинал работать на позиции главного фотографа, мы проиграли «Ливерпулю» в финале Кубка Англии в 2001 году. Я отказался снимать игроков на поле, потому что они были в слезах. Я воспринимал их как своих коллег по работе, поэтому я не хотел, чтобы они думали, что я неуважительно к ним отношусь. Но теперь я считаю себя тем, кто фиксирует историю футбольного клуба. Так что сейчас я бы сделал те фото, но, возможно, не стал бы их публиковать. С другой стороны, я думаю, есть истории, которые должны быть рассказаны, например, про Лукаса Торрейру [Уругваец заплакал, когда услышал, как фанаты освистывают капитана, Гранита Джаку – прим.]. Я лично почувствовал, что об этом нужно поведать, потому что он явно был расстроен. Справедливо или нет то, о чем думали люди, но это случилось той ночью. Я знаю Лукаса, он прекрасный парень и считает, что «Арсенал» – это семья, поэтому он был шокирован происходящим».

Не пустые слова

Так как же, как для Лукаса Торрейры, «Арсенал» гораздо больше, чем футбольный клуб, для Стюарта. По его словам, фото эмоционального уругвайца напомнило нам об особенном сообществе фанатов. Мы – их часть. Сообщество, которое он впервые ощутил во время бесед с одним из настоящих ветеранов «Арсенала»:

«Когда я впервые пришел в клуб, я провел довольно много времени с одним из директоров, Кеном Фрайаром. Пожалуй, он – воплощение того, что представляет из себя клуб. Я видел, как он вел себя и поступал, и думал, что именно так и нужно себя вести. Быть уважительным. Относиться к людям одинаково. Я думаю, что в целом клуб сохранил эти ценности».

Ценности важны для Стюарта. Поэтому он иногда принимает участие в дебатах о клубе больше как фанат, чтобы напомнить болельщикам о сообществе. 

«Я понимаю, что с точки зрения клуба, вы не можете высказывать личное мнение через клубные медиа. Как сотрудник клуба я определенно не должен выдавать что-то, но я достаточно эмоциональный человек, когда дело доходит до футбола. Я знаю, что «Арсенал» значит для фанатов, так как сам такой, поэтому иногда я выкладываю что-то, о чем на следующий день начинаю жалеть. Но потом я думаю, что, хоть я и работаю в клубе, я – фанат, поэтому лишь повторяю то, что чувствуют и думают другие фанаты».

Несмотря на сильную связь с клубом, Стюарт, тем не менее, не смотрит свысока на выражение своего мнения, так как он в первую очередь пытается отстоять основополагающие ценности футбольного клуба. Ценности, о которых болельщики «Арсенала» должны помнить, подвергая критике нынешнюю команду. Клуб не всегда был так успешен, как мы ожидаем от него:

«Я не пытаюсь быть неуважительным, но многие новые фанаты не знают, каким был клуб 30 лет назад, когда огромные толпы собирались на крошечном «Хайбери», а игра была не лучшего качества. Мы были избалованы Арсеном Венгером и тем футболом, в который играли. Поскольку в начале сезона мы не были столь успешны, я вспомнил, как давно мы не были хороши. Я думаю, мы не можем требовать постоянного успеха от команды, потому что речь о соревновательном спорте. Мы должны понимать, что сейчас есть клубы, которые лучше, чем мы, но, думаю, мы вернемся к вершине рано или поздно».

От мальчика к мужчине

Будучи клубным фотографом, Стюарт не только переживал взлеты и падения «Арсенала» в целом, но и видел, как игроки развивались и продвигались по карьерной лестнице. Снимая команды от U-9 до женской и академии, Макфарлейн видел развитие игроков и с человеческой точки зрения. От самого первого контракта до дебюта в главной команде. Голы, подкаты и долгосрочные травмы. Стюарт всегда был рядом с игроками, в первую очередь как надежная поддержка, как в хорошие, так и в неудачные времена.

«Я чувствую себя невероятно привилегированным, потому что вижу, как маленькие мальчики приходят в клуб, и одно из первых мест, куда они попадают – мое, что, должно быть, пугает, по правде говоря. Вы видите их на протяжении всей карьеры, а потом они уходят, и вы не всегда поддерживаете контакт с ними, но иногда это случается. Приятно думать, что вы сыграли небольшую роль, помогая им в карьере. Я, например, поддерживаю связь с отцом Алекса Ивоби. Я виделся с ним, когда мы недавно играли против «Эвертона». Когда Алекс покинул клуб, его отец прислал мне просто прелестное письмо о том, что я значил для Алекса и его семьи. Мило получать такую отдачу. Чтобы сказать спасибо за помощь на длинном пути. Я просто делал снимки и все возможное, чтобы немного им помочь».

«Впрочем, к сожалению, есть такие случаи, как с Хосе Антонио Рейесом. Он погиб. Душераздирающе. Я встретил его, когда он подписывал контракт, видел его в Мадриде за год до случившегося (в 2018-м на матче легенд «Реала» и «Арсенала»). Я думал, он меня не вспомнит, но он крепко меня обнял. Такие вещи заставляют задуматься о том, что никогда не знаешь, что случится в будущем. Игроки, с которыми вы провели много времени вместе, получают длительные травмы, и вы можете понять, насколько душераздирающе это для них. Но опять же, это футбол, они это понимают. Однако достоинства, безусловно, перевешивают недостатки».

Несмотря на то, что с одними Стюарт установил более тесные отношения, чем с другими, это не меняет его отношения и не заставляет отойти от принципов, которые он почерпнул из бесед с Кеном Фрайаром:

«Я отношусь ко всем одинаково. Я всегда был таким. Я одинаково разговариваю с игроками. Я достаточно прямолинеен. И, думаю, игроки это ценят. Как правило, нет большой разницы между ребенком, который вышел из Хейл Энд [академия «Арсенала» – прим.] и ребенком, которого привезли из «Барселоны». Все они хотят одного, играть в футбол».

«Когда приходит звездный игрок, я больше не замираю благоговейно перед знаменитостью. Я был под впечатлением, когда впервые встретил Денниса Бергкампа, и сейчас хотел бы сказать, что дружу с ним и его семьей. Но когда он приехал, чтобы открыть свою статую, он смеялся надо мной, потому меня трясло. Он знает, как я к нему отношусь. Я не чувствую трепета перед Тьерри Анри или Патриком Виейра, но Деннис был моим любимым игроком».

Вне «Арсенала» Стюарт имел удовольствие, среди прочего, помочь Бергкампу с фотографиями для особых случаев, как свадьба, крестины и т.д. Стюарт признает, что ему это интересно, особенно после того, как «Арсенал» закрыл свой журнал летом 2018-го года после 16 лет существования:

«Футбол изменился. В свое время мы могли взять с собой игрока всюду. Сейчас это просто невозможно, они настолько знамениты, что мы не можем больше выйти с ними на улицу. По вполне понятным причинам существуют ограничения на то, что мы можем делать, а что нет. Многие игроки коммерчески управляются спонсорами внутри и вне футбольного клуба. Мы не можем больше проводить с ними много времени, как раньше, это проблема меня и Дэвида. Но не главная проблема».

Особенное прощание Венгера

Несмотря на то, что прошло довольно много времени с тех пор, как болельщики «Арсенала» последний раз радовались триумфу команды в чемпионате, рабочий стол Стюарта заставляет думать, что дни успеха великого клуба были недавно. На его столе вы найдете бутылку шампанского победителей сезона-2003/2004. Тем не менее, фотограф не собирается открывать ее, даже если случится что-то особенное для клуба или его самого.

Познакомившись со многими выдающимися личностями и будучи верным членом семьи «Арсенала», Стюарт также заслужил еще несколько памятных вещей. Когда Тьерри Анри уехал в «Барселону», француз прислал ему футболку своей новой команды в качестве жеста благодарности за заслуги. То же самое сделал Деннис Бенгкамп в конце своего последнего сезона в стане «канониров». Голландский феномен также подписал снимок своего легендарного гола в ворота «Ньюкасла» с сообщением Стюарту: «Фото лучше, чем сам гол». Однако, возможно, лучшее признание, которое получил Стюарт, было от Арсена Венгера во время его последних недель в «Арсенале».

«Пару лет назад я делал книгу «Революция Венгера». На обложке книги одна из моих любимых фотографий Арсена. Перед его уходом я попросил сделать несколько портретов в его офисе, и он пригласил меня. У нас была прекрасная беседа, я фотографировал и принес принт обложки книги. Я спросил, не подпишет ли он его для меня. Он взял снимок, отошел в угол комнаты и написал: «Звездному игроку команды моих сотрудников на протяжении последних 22 лет. С любовью и уважением, Арсен Венгер». У меня на глазах были слезы, я хотел крепко его обнять, но был слишком почтителен, чтобы хватать его. Восхитительно».

Арсен Венгер всегда будет занимать особое место в сердце Стюарта. Приятно, что, по словам Макфарлейна, у нас может появиться еще один особенный тренер.

«Меня бы 100% здесь не было без Арсена. Пожалуй, он один из самых поразительных людей, которых я когда-либо встречал. Когда я впервые пришел в клуб в качестве штатного фотографа, он предоставил мне полный доступ ко всему, что касается «Арсенала». Я был неотъемлемой частью».

«Я был с ним на следующий день после его ухода, в тот же день у моей партнерши было УЗИ, чтобы узнать пол нашего ребенка. Мы гуляли с Арсеном по тренировочным полям. Я видел, как расстроен он был из-за ухода, а затем он заговорил со мной о том, что значит быть родителем, что нужно, чтобы стать хорошим родителем. Знаете, у него в голове так много всего, а он говорит со мной о моем будущем».

«Последний раз мы разговаривали после матча против «Хаддерсфилда». Мы летели на тренировочную базу, все прощались, и я тоже подошел попрощаться, а он ухватил меня и сказал: «Постарайтесь уделять время своему ребенку», было приятно услышать это от него. Просто великий, великий человек».

«Я вижу в Микеле Артете много черт Арсена. Он напоминает Арсена, когда тот только пришел. Большая задача стать достойным преемником. Настроение было хорошим, только результаты не радовали. Микель знает клуб, понимает клуб, понимает английский футбол, у него большое сердце. Он говорил мне, что любил смотреть матчи «Арсенала» в детстве, поэтому он знает все о клубе. Когда вы беседуете с ним, вы верите всему, что он говорит, потому что он говорит очень убедительно. Мне очень приятно, что он стал главным тренером. Игрокам нравится, когда есть знакомые лица. Когда он впервые вернулся на тренировочную базу, он узнал меня и крепко обнял. Он увидел во мне знакомое лицо. Это здорово для меня, для футбольного клуба, невероятно для фанатов. Я думаю,  он станет замечательным тренером для команды».

Оригинал