От коронавируса умер Пап Диуф – первый темнокожий президент в Европе. Он был просто журналистом, а потом рулил топ-клубом
В 2006-м отправил дублеров «Марселя» к «ПСЖ» ради болельщиков.
Во Франции от коронавируса умерло уже больше 3,5 тысяч человек. В Марселе особо скорбят по 68-летнему Папе Диуфу – журналисту, агенту и президенту «Олимпика».
Диуф родился в Чаде, у него было гражданство Франции и Сенегала. В Дакаре, сенегальской столице, Пап и ушел из жизни – он первый, кто умер от коронавируса в этой стране. Во вторник Диуф должен был полететь в Ниццу, чтобы его лечили во французской больнице. Но не успел – состояние ухудшилось.
Дальше все стремительно: аппарат ИВЛ, кома, попытки спасти жизнь. Но безуспешно.
Диуф писал про «Марсель», а потом стал агентом Десайи, Галласа, Дрогба и Насри
В 17 лет Диуф приехал из Сенегала в Марсель – отец хотел, чтобы молодой человек служил в армии. Вместо этого Пап отучился в Институте политических исследований Экс-ан-Прованс, а потом стал журналистом – писал для местных газет про «Марсель».
Из-за проблем с деньгами Диуфу пришлось крутиться и искать себя в других сферах. За 12 лет в спорте он оброс знакомствами, это помогло организовывать серию праздничных звездных матчей в Африке – он привозил даже Эйсебио.
Еще шаг – и Диуф уже агент, первые клиенты – конечно же, игроки «Марселя»: Базиль Боли и Жозеф-Антуан Белль. «Марсель» уже был в топе – Боли вскоре стал главным героем первого финала Лиги чемпионов. Сейчас, когда Диуф ушел из жизни, известный защитник назвал его «старшим братом и членом семьи». Диуфа ценили за отношение к клиентам.
Позже он представлял интересы Марселя Десайи, Бернара Лама, Уильяма Галласа, Грегори Купе, Дидье Дрогба и Самира Насри.
«Мало кто из мира футбола оказал такое большое влияние на мою жизнь и мою карьеру. Вы всегда были моим наставником, моим первым агентом, моим президентом. Сейчас я с тяжелым сердцем должен попрощаться с вами. Я вас никогда не забуду, Пап Диуф», – сказал Самир Насри.
Стал первым темнокожим президентом топ-клуба в Европе
Многие из клиентов Диуфа играли в «Марселе», да и связи в клубе у него тоже остались. Поэтому в 2004-м агента пригласили спортивным директором. Владелец клуба Роберт Луи-Дрейфус надеялся, что Диуф поможет пригласить хороших футболистов.
Через несколько месяцев Пап Диуф стал и президентом клуба. Клубу было непросто, но руководитель справился: например, при нем в «Марсель» пришли Франк Рибери, Мамаду Ньянг, Стив Манданда, а Самир Насри по-настоящему расцвел.
Еще Диуф был единственным темнокожим президентом клуба во всех лиг из топ-5. Сам сенегалец отметил, что это «печальное наблюдение».
А еще в 2006-м случилась одна из самых красивых историй в президентской карьере Диуфа – так называемый «Match des Minots» (можно перевести как «Матч сосунков»). Все потому, что в составе на важнейший матч с «ПСЖ» в Париже оказались шестеро запасных игроков и пятеро дебютантов.
Все дело в болельщиках: парижане выделили «Марселю» в два раза меньше гостевых билетов, чем обычно. «ПСЖ» объяснял, что заявка «Олимпика» пришла слишком поздно и один из выездных секторов уже распродали местным. «ПСЖ» и «Марсель» – заклятые соперники, Диуф не переварил такое поведение: сказал, что не отправит в Париж основу, потому что сомневается в безопасности болельщиков.
«Я обвиняю «ПСЖ» в двух вещах, – бомбил Диуф. – Они продали билеты, которые мы просили, своим болельщикам – те будут сидеть прямо над нашими. Такая близость максимально опасна: это просто безумие и фееричная некомпетентность. Мы – не марионетки в руках «ПСЖ». Только мы решаем, играть нам или нет. Вообще, это надо было сделать еще в прошлом сезоне, когда их болельщики разбили окна нашего автобуса».
Ситуация дошла даже до министра спорта, который потребовал «Марсель» отправить основу. Но Диуфа не убедило даже это. В итоге на поле «Парк де Пренс» вышел вот такой состав «Марселя»:
Седрик Карассо (12-я игра за «Олимпик» в Лиге 1), Ален Кантарел (3), Ренато Сивелли (2), Андре Луис (15), Алексис Пради (единственная), Мам Н’Диай (единственная), Гарри Бокали (дебют), Делфим (ветеран, прочно осевший в запас), Венсан Гастин (единственная), Мохамед Денун (дебют), Кристиан Хименес (единственный сезон в «Марселе» – 2 гола).
Заметными футболистами из них стали только Седрик Карассо (играл в «Бордо» и сборной), Гарри Бокали (становился чемпионом Франции с «Марселем» и «Монпелье») и Ренато Сивелли (играл в «Ницце» и «Лилле»).
Против этих юнцов вышли Модест Мбами, Кристиан Родригес, Педро Паулета. Если бы выиграли, парижане бы догнали «Марсель» в таблице. Но дублеры героически отстояли нулевую ничью, которую в Марселе праздновали как чемпионство.
В 2009-м Пап Диуф ушел из «Марселя» – сказались неудовлетворительные результаты. Но клуб остался с очень сильным составом.
Приведенные Диуфом игроки стали костяком чемпионской команды-2009/10. Один из лидеров того состава – Матье Вальбуэна – тоже выразил соболезнования:
«Он был потрясающе участливым. Для меня он – лучший президент в современной истории «Марселя» – он ушел в 2009-м, но оставил клуб сильным. Пап знал, как донести свою мысль до игроков и сотрудников. Он знал, когда надо быть резким».
Пап Диуф справился с кучей жизненных сложностей и решил много футбольных проблем. Но не справился с коронавирусом.
Пожалуйста, отнеситесь к ситуации в мире серьезно: следуйте рекомендациям и по возможности оставайтесь дома.
Фото: ANNE-CHRISTINE POUJOULAT/AFP/East News; ELIE STEPHANE AZOULAY via www.imago-images.de; BORIS HORVAT/AFP/East News; globallookpress.com/Panoramic
Берегите себя 🙏
Попытка привлечь внимание школьников? Слово "бомбил", как правило, употребляется в иронично-негативном ключе, и сюда подходит гораздо хуже, чем, например, "негодовал".