Тайные скауты, современная база данных и лидер Грановская: трансферная революция «Челси»
Адаптированный перевод материала The Athletic
Есть одна история, которая иллюстрирует стратегию работы «Челси» на трансферном рынке в эпоху Фрэнка Лэмпарда. Это история агента одного из самых ярких молодых игроков Европы. Агент знал, что его клиент был на карандаше у «Челси», причем клуб был готов предложить игроку долгосрочный контракт. Сделка была интересна всем – команда, в которой игрок выступал, была готова к продаже.
Но в этом сезоне ситуация неожиданно поменялась. Лэмпард начал активно использовать воспитанника академии на позиции того самого игрока, о котором ранее шла речь. Причем выпускник играл регулярно, с первых минут демонстрируя свой потенциал и способность застолбить за собой место на поле. Вполне логичным итого стало подписание с ним нового, долгосрочного контракта. Футболист продолжает набирать обороты, а все вокруг связывают его с будущими успехами «Челси».
Многострадальная сага загадочного таланта из другого клуба тут же обрывается. Скотт МакЛахлен, глава скаутской службы «Челси», звонит агенту этого игрока и недвусмысленно дает понять – Лэмпарда более чем устраивает игрок академии на данную позицию, поэтому «Челси» приобретать никого не планирует.
Несмотря на свою относительную неопытность, Лэмпард имеет определяющее слово в переговорах о том, кого «Челси» должен пытаться подписать, а за кого бороться не стоит. У Фрэнка отличные рабочие отношения с Мариной Грановской. Клуб считает, что Лэмпард – один из определяющих факторов в решении игрока перейти в «Челси» прямо сейчас.
Так о своем трансфере рассказал Хаким Зиеш через пару дней после официального объявления о летнем переходе:
«Я общался с ним (с Фрэнком) несколько недель. Поначалу мы общались по телефону. У нас были длительные беседы о его целях, игровых стилях, клубе и обо мне. Позднее мы чаще переписывались.
Он был очень сильным игроком. Кроме того, он был полузащитником, поэтому я смогу многому научиться у него. Мне есть чему учиться. У меня появилось хорошее предчувствие после того, как мы поговорили. С течением времени чувство уверенности в правильности моего решения становится только крепче. Сомнения отпали.»
Лэмпард пытался убедить руководство в необходимости приобретения Зиеша и других игроков в январское трансферное окно. В отличие от предыдущих, вспыльчивых тренеров «Челси», Фрэнк не пытался приватно или публично критиковать руководство за нерасторопность в покупке желаемых им целей. Лэмпард отчетливо понимал, насколько сложно топ-клубу совершить качественную долгосрочную сделку на зимнем рынке.
В «Челси» верят, что интеграция в состав молодежи в этом сезоне позволит сэкономить миллионы на будущие трансферные цели. Кроме того, закладывается фундамент в молодой доморощенный фонд игроков, из которых в перспективе удастся создать команду, способную бороться за самые серьезные титулы – АПЛ и Лигу Чемпионов. Но руководство понимает, что наступающее трансферное окно все-таки стоит провести более активно.
Давление на клуб растет, и не только из-за того, что последние два трансферных окна «Синие» провели инертно. Провальное окно 2017-го все еще свежо в памяти многих фанатов, а «Челси» до сих пор не может разгрести все последствия тех ошибок. Найти пристанище для Дэнни Дринкуотера и затем продать его хоть за какие-то деньги может стать самым большим кейсом для Марины Грановской на данный момент.
Тем не менее, у «Челси» в настоящее время одна из самых современных систем рекрутинга. У клуба огромная сетка общения со скаутами, агентами, другими клубами. Если эта система провалится снова, то на этот раз не из-за отсутствия ресурсов, недостаточного количества усилий или просчета в планировании.
МакЛахлен руководит международным скатуингом клуба с 2011 года, но природа и масштабы его работы менялись с годами. При Майкле Эменало, МакЛахлен получил достаточно свободы, чтобы проанализировать слабости скаутингового и аналитического отделов клуба, причем Скотт имел право эти слабости искоренять.
Структура приобретения игроков в то время была очень запутанна. Каждый новый тренер приходил со своим списком желаний. У Абрамовича при этом была небольшая группа футбольных советников, в которой состояли бывший тренер Бобби Кэмпбелл и голландский скаут Пит Де Фиссер. Они влияли на решения о трансферах. Работа Эменало заключалась в посредничестве и рекомендациях от скаутинговой группы и его собственной сети контактов.
Результаты работы такого «тандема» были непостоянными. В течение одного года «Челси» совершил болезненную покупку Фернандо Торреса за 50 миллионов фунтов, в последствии приобретя троих бельгийских вундеркиндов (Лукаку, Де Брейне и Куртуа) в сумме за меньшие деньги, опираясь на рекомендации Де Фиссера. Эменало же начал развивать свою идею о создании огромного пула арендованных игроков. Майкл видел в этом дополнительный доход и неординарный способ развития клуба.
МакЛахлен сфокусировал свое внимание на развитии процесса определения талантов, основанном на большем количестве данных и продвинутой аналитики. До «Челси» он руководил аналитическим отделом в «Саутгемптоне», а также был техническим скаутом в «Фулхэме». Скотт зарекомендовал себя как один из первопроходцев в профилировании выступлений игроков – процессе анализа атлета и его выступлений для идентификации слабых и сильных сторон футболиста.
«Я посещаю 4-5 матчей в неделю, потому что я не хочу терять связь с игрой. Но в «Челси» моя роль изменилась, она более управленческая. В моем распоряжении – около 20 скаутов. Главная цель – обучить их с научной точки зрения. Научить каждого наблюдать, перестать использовать детские клише и сосредотачиваться на трендах и усредненных показателях.»
МакЛахлен также отмечал опасность, которая возникает из-за недостатка анализа, в таких сделках, как покупка Торреса: «Просто вдумайтесь – в январе 2011 года клуб отдал 269 миллионов фунтов на трансферы. Сколько из них были потрачены, опираясь на качественный анализ? Насколько объективным было решение подписать того или иного игрока? Сколько скрупулезно собранной информации было использовано? Если ты собираешься вложить 50 миллионов фунтов, как ты собираешься понять, во что ты вкладываешь эти деньги?»
К тому времени как Эменало подал в отставку в ноябре 2017 года, обязанности МакЛахлена расширись и включали в себя и скаутскую службу в Великобритании. С тех пор он отчитывается напрямую Грановской, и отсутствие нового технического директора (Петр Чех стал техническим и исполнительным консультантом – несмотря на похожее название должности, его обязанности отличаются от тех, которые были у Эменало) лишь подтверждает удовлетворенность клуба результатами их сотрудничества.
МакЛахлен тесно общается с Грановской, Чехом и Лэмпардом. Фрэнк в целом куда более охотно взаимодействует с отделом кадров, чем предыдущие тренеры «Челси». Открытость и страсть Лэмпарда к совместной работе очень ценится внутри коллектива, поэтому в клубе в настоящий момент царит дружественная рабочая атмосфера. Это позволяет рассчитывать на отсутствие вредоносных конфликтов относительно трансферных целей в дальнейшем.
В европейском футболе МакЛахлен считается уважаемой фигурой. Сам Скотт продолжает совершенствоваться и на данный момент записан на курсы ФА пятого уровня для технических директоров. Его репутация оправдана – он изменил скаутскую систему «Челси» под собственные спецификации. На сегодняшний день система «Челси» считается одной из самых умных, эффективных и продвинутых среди всех элитных клубов.
Вполне вероятно, что посетив тот или иной матч, вы будете сидеть рядом со скаутом «Челси». Возможно, такое уже даже было – вы просто этого не знали. В отличие от многих клубов, которые заказывают аккредитационные билеты для своих скаутов, лондонский клуб часто приобретает своим подопечным места среди фанатов, чтобы никто точно не узнал об их присутствии на матче. Скауты «Челси» всегда одеваются повседневно и ни при каких обстоятельствах не должны выдавать в себе сотрудников клуба.
Чаще всего записи делаются на планшетах и смартфонах, реже используются классические блокноты. Если к вам в руки случайно попадет скаутский отчет, вы все равно не сможете его прочитать – как и многие другие топ-клубы, «Челси» годами разрабатывал язык кодов и аббревиатур, которые могут понять только сотрудники штаба.
Чтобы сохранять секретность, МакЛахлен не использует скаутинговых консультантов, которые предлагают свои услуги многим клубам. «Челси» проводит поиск и анализ игроков только для себя.
МакЛахлен и его команда присутствуют и в Кобхэме. Они собирают информацию о тренировочном процессе и успехах/неуспехах каждого футболиста в отдельности, после чего отправляются в офис для анализа всей информации. Определяются игроки, которых стоит добавить в лист потенциальных целей для основной команды, компилируется отчет и направляется к тренерам.
Важной составляющей для скаутов «Челси» является устойчивость игроков к травмам. Внимательно изучаются истории повреждений футболистов и тенденция к их получению в зависимости от частоты матчей – специалистам важно понять, сможет ли атлет выдержать темп в 2-3 игры за одну неделю. В качестве примера берут историю Сезара Аспиликуэты с момента его прибытия на «Стэмфорд Бридж». Учитывались эти показатели и в 2012 году, когда клуб приобрел Эдена Азара и Виллиана.
МакЛахлен может давать рекомендации во время обсуждений трансферов с Лэмпардом, Чехом и Грановской, но определяющим всегда будет решение главного тренера. В том числе поэтому в 2018 году Жоржиньо стал частью сделки по приглашению Сарри и именно поэтому Лэмпард может выбирать те цели, которые смогут укрепить молодое ядро, вокруг которого строится его команда.
Эменало делил операции по приобретению новых игроков для основной и молодежной команд, но с тех пор, как он покинул этот пост, вопросы всех составов все чаще решаются совместно. В клубе подчеркивают важность пути 9-летнего футболиста до основной команды и осознают, что в эру, когда молодые футболисты (примеры Санчо и Холланда) начинают демонстрировать запредельный уровень футбола в 20 лет, особенно важно развивать своих воспитанников. «Челси» уже показал свою способность в выращивании талантов – Томори, Джеймс, Хадсон-Одои, Лофтус-Чик и Абрахам стали неотъемлемой частью команды Лэмпарда. Примеры Кристенсена и Аке продемонстрировали, что «Челси» успешен и в привлечении в свою школу юных дарований из других европейских стран.
Несмотря на то, что ФИФА дважды наказывала «Челси» трансферным баном (2009 и 2019) за нарушения правил по переходу несовершеннолетних игроков, лондонский клуб от своих агрессивных мер в этой области больше выиграл, чем проиграл.
МакЛахлен настаивает на неоднократном изучении любого потенциального новичка основной команды. Очень важными параметрами являются темперамент и характер игроков. Скотт относится к этому особенно скрупулезно. Однажды он решил посмотреть сериал, снятый о внутренней кухне клуба, чтобы изучить поведение одного из игроков той команды.
Часть работы МакЛахлена – провести анализ юридических аспектов потенциальной сделки, а также подсчитать примерную стоимость всего процесса. Далее руководство решает, стоит ли времени и средств тот или иной трансфер, а стороны переговоров будут проинформированы о том, что Грановская свяжется с ними для согласования финальной сделки.
Участие Грановской в эволюции процессов работы «Челси» по приобретению игроков было постоянным в течение последней декады. Человек, которому Абрамович доверил решение каждодневных вопросов в клубе с 2010 года, стал настоящим авторитетом. Грановская сейчас – один из самых способных и неуступчивых игроков на мировом трансферном рынке.
Среди тех, кто работал с ней, на нее или против ее, бытует мнение, что Грановская строга, но справедлива в переговорах. Марина является примером того, как человек может быть вовлечен в работу. Один из агентов отмечает: «Она постоянно работает. Нередко бывало, что она отвечала в полночь, если у нее не было возможности дать ответ в течение рабочего дня.»
Исполнительный руководитель другого клуба: «Я участвовал в 3-4 сделках с Мариной, она всегда была настоящим профессионалом. Каждый раз это был честный, деловой и профессиональный диалог. Она никогда не отходила от намеченного. Я не могу сказать так обо всех остальных в этом бизнесе.»
Грановская чаще всего ведет трансферные переговоры по телефону и не была замечена в попытке провернуть аферы или использовать игры разума с противоположной стороной. Она четко формулирует свою позицию без размытых рамок и ясно дает понять, что маневрировать в сделке не позволит. Абрамович получает регулярные данные по ключевым решениям «Челси» на трансферном рынке, но решениям Грановской всецело доверяет.
Многие футболисты «Челси» уже успели понять, что Грановская никогда не позволит эмоциям или сентиментальности повлиять на ее решения. Если возникает хорошая, честная сделка, которая принесет клубу пользу, она пойдет на нее. Если выгоды Марина не видит, то соглашению не бывать. Диего Коста, пребывавший в добровольном изгнании в Бразилии, отправил ей тонну сообщений в WhatsApp, умоляя отпустить в «Атлетико». Но Грановская отказывалась согласовывать трансфер до тех пор, пока «Матрасники» не предложили необходимую сумму.
Один агент описал Грановскую как «головореза», но большинство, с кем общался The Athletic, использовали куда более гуманные описания – серьезный игрок, который широко уважаем в футбольном бизнесе, даже теми, с кем Марина проводила достаточно жесткие переговоры.
Продуктивно работая с серьезными агентами, Марина особенно часто проводила сделки с Киа Джоорабхианом и Джулиано Бертолуччи. Они представляли многих бразильцев, перешедших в «Челси» в последние годы. Федерико Пасторелло помог в назначении Антонио Конте и Маурицио Сарри. Также в сделках часто фигурирует Пини Захави – он сотрудничает с Абрамовичем уже очень давно (помогал в приглашении Моуриньо – прим. переводчика). Отношения с Миной Райолой стали напряженными после неудачной попытки вернут Лукаку на «Стэмфорд Бридж» в 2017 году, когда агент убедил Ромелу принять более выгодное предложение от «Манчестер Юнайтед». Но в целом у Грановской нет фаворитов в сфере агентов. Качество игрока – вот, что важно.
Грановская руководит внутренними переговорами о трансферной стратегии «Челси», но никогда не пытается притвориться, что знает все сильные и слабые стороны отдельных игроков. Она понимает, что ее экспертность – ведение бизнес-части трансфера, а в остальном Марина полагается на мнение главного тренера и скаутские отчет МакЛахлена. Когда определен игрок для покупки, она инициирует процесс переговоров и принимает финальное решение по сделке.
Самое большое достижение Грановской – максимизирование прибыли «Челси» за счет игроков, которые не подошли клубу. С 2013 года Марина помогла сгенерировать 397,4 млн фунтов прибыли, просто продав ненужных футболистов. Это огромная сумма, которая позволяет «Челси» быть в топе прибыльности Премьер Лиги во времена финансового фейр плея.
Главной ошибкой, пожалуй, является последовательность ее решений, которая привела в 2018 году к покупке Кепы Аррисабалаги. Переговоры с «Ромой» о трансфере Алиссона были уже на продвинутой стадии, однако Марина была уверена в том, что ей удастся убедить Тибо Куртуа не покидать «Челси». «Ливерпуль» быстро воспользовался сомнениями соперников и выкупили бразильского голкипера. Кепа был вторым в списке. Грановской ничего не оставалось, кроме как заплатить «Атлетику» сумму отступных за Аррисабалагу – 71,6 млн фунтов ушли в казну клуба из Бильбао.
Но нерешительность не характерна для Грановской. Если есть выгодная сделка, то «Челси» проводит ее очень быстро: вся Европа была шокирована скоростью подписания Зиеша. Кроме того, клуб смог приобрести футболиста «Аякса» за умеренную сумму, в то время как английские клубы славятся своими огромными переплатами на трансферном рынке.
Тем удивительнее, как «Челси» провел летнее окно в 2017 году. Суммарная стоимость 5 приобретенных игроков (Мората, Бакайоко, Дринкуотер, Рюдигер и Дзаппакоста) составила 180 млн фунтов. В настоящее время у клуба есть планы только на немецкого защитника.
В каждой из этих сделок свою роль сыграл свой подтекст. Мората был достойной, но провальной ставкой на элитный талант, а сделка инициировалась только после того, как борьба за Лукаку была проиграна «Юнайтед». Бакайоко – футболист с потенциалом, который мог бы расцвести где угодно, но в «Челси» он прибыл травмированным, а потом так и не смог адаптироваться. Дринкуотер и Дзаппакоста были покупками в последний момент, которые клуб сделал в попытке задобрить недовольного отсутствием трансферов Конте. И только Рюдигер оказался тем, кто внес солидный вклад в игру «Челси».
Неважно, насколько научен твой подход в приобретении футболистов (да и вообще, в найме новых сотрудников) – ты никогда не сможешь превратить это в точную науку. С момента провала в 2017 году, трансферная политика «Челси» дает повод для ободрения: Кепа – единственный игрок, который пока выступает ниже ожидаемого. Но ему всего 25 – времени на прогресс еще много. Матео Ковачич – один из лучших игроков этого сезона, Жоржиньо продемонстрировал свою важность на поле и без Сарри. Пулишич показывал высокий уровень футбола лишь вспышками, но во многом из-за своих травм, поэтому можно смело предположить, что в дальнейшем он станет важной частью нового «Челси».
Самое серьезное испытание рекрутовой системы «Челси» - наступающее лето. Есть уверенность в том, что они справятся с этим тестом. Совместная работа МакЛахлена (его скаутинговой системы с базами данных) и Лэмпарда поможет выбрать клубу необходимых футболистов. А послужной список Марины Грановской намекает, что она способна добиться сделок по желаемым игрокам.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора перевода (статьи, мнения, свежие новости АПЛ)
А по Грановской у адекватных болельщиков никогда вопросов не было. Навскидку не назову ни одной ее крупной ошибки, которая была бы на слуху. Ответственность за Дринкоутера, Дзапакосту и Бакайоко полностью на Эменало, который в тот период еще был спортдиром.
Что же до Кепы, то в статье ясно дали понять, почему это случилось)
Удачи!
тонко )