Netflix выпустил сериал про футбол конца 19-го века: предсказуемый сюжет, картонные герои и финт Зидана посреди викторианской Англии
Фанатам «Аббатства Даунтон» понравится.
В разгар эпидемии коронавируса, массовой самоизоляции и официального карантина стриминговый сервис Netflix выпустил сразу несколько проектов про футбол: фильм «Ультрас» про фанатов «Наполи», второй сезон документального сериала про «Сандерленд» (выходит в эфир 1 апреля), а также сериал «Английская игра» про зарождение профессионального футбола.
Последний проект рекомендовал всем сидящий на самоизоляции Гари Линекер: «Если вы ищите, что посмотреть [то вот вам совет]. Получил большое удовольствие от «Английской игры» и истории о том, как наша игра стала профессиональной. Трогательная история и триумф в Кубке Англии».
Сценарист проекта – 70-летний Джулиан Феллоуз. Самая известная из его работ – британский сериал «Аббатство Даунтон», рассказывающий историю аристократической семьи Кроули и ее прислуги в начале XX века.
«Английская игра» задумывалась Феллоузом как «Аббатство Даунтон» для мужчин. В реальности сериал про классовую борьбу – на этот раз в футболе – довольно атмосферно, но максимально поверхностно.
***
Англия конца XIX века, футбол развивается двумя путями. С одной стороны – состоятельные выпускники частных школ, с другой – рабочие фабрик. Первые имеют возможность тренироваться в свободное от бизнес-встреч и ужинов в смокингах время, вторым как-то надо кормить семью в условиях, когда зарплату на заводе сокращают на 15%.
Главная завязка сюжета: за всю историю Кубка Англии рабочая команда еще ни разу не доходила до четвертьфинала.
Вы уже догадываетесь, чем все закончится?
Как и все работы Феллоуза, сюжет «Английской игры» строится на классовом противостоянии. Главных героя в сериале два.
Лощеный лорд Артур Киннэрд – капитан элитной «Олд Итонианс», выпускник Итона (частная школа для мальчиков), банкир, член исполнительного комитета Футбольной Ассоциации Англии.
И Фергюс Сатер – шотландский футболист и один из первых, кому начали платить деньги за игру в футбол. Сатер переезжает в город Дарвен: владелец фабрики хочет привести команду к успеху и приглашает с севера талантливого игрока, втайне выплачивая ему зарплату (по правилам любительского футбола 1870-х денежные поощрения были запрещены).
История основана на реальных событиях. Фергюс Сатер – действительно шотландский футболист, трижды выигравший Кубок Англии с «Блэкберн Роверс». Артур Киннэрд личность еще более легендарная – журналисты конца 19 века называли его первой футбольной суперзвездой, а по окончанию карьеры он занял пост президента ФА и проработал в этой должности 33 года.
Люди с невероятной историей жизни в сериале оказались максимально картонными с понятной, но очень односторонней мотивацией. Сатер переезжает в Англию, потому что дома у него остались мать и сестры, которых избивает пьющий отец, и он просто хочет подзаработать денег. Большую часть времени он ходит в кадре с хмурым выражением лица, многозначительно вздыхает и при любой неудаче выдает фразы вроде «Мы здесь чужие, надо возвращаться домой». Киннэрд и его товарищи смотрят на рабочих как на пыль под ногами – просто потому что так предполагает их социальный статус, и меняют правила по ходу матчей, считая, что игра принадлежит им.
Классовая борьба вообще изображена довольно черно-бело. «Олд Итонианс» мощнее физически, играют в светлой форме для игры в крикет из очевидно куда лучшего материала, чем потертые треники и подтяжки рабочей команды. После матчей аристократы собираются за большим столом в смокингах, работяги – в пабе на деревне. Если в кадре вы носите котелок или не дай бог цилиндр, вероятнее всего вы окажетесь невероятным мерзавцем, а вот плоская кепка – символ рабочего класса – должна пробивать зрителя на максимальное сочувствие вашей тяжелой судьбе.
К середине первого эпизода оказывается, что в составе элитной команды играет весь исполнительный комитет ФА. Так что когда вопрос встает о том, играть ли в ничейном матче дополнительное время или назначить переигровку на следующие выходные, разговор между игроками «Дарвена» и «Олд Итонианс» строится просто.
– Почему мы не играем экстра-тайм?! Потому что вы знаете, что мы вас в нем победим?
– Переигровка будет в следующую субботу.
– Но ведь наша команда ехала сюда весь день, была на ногах с раннего утра. Вы хотите, чтоб мы проделали тот же путь через неделю?
– На сегодня мы закончили. Но если хотите, мы можем переадресовать вопрос президенту ФА.
– И как долго это займет?
– Не так долго.
В этот момент вперед выходит человек с выражением лица максимального подлеца – голкипер «Олд Итонианс» и по совместительству президент ассоциации. Конечно же, в конце [осторожно, спойлер!] он получит по заслугам и будет с недовольным лицом вручать кубок победителям с завода, но режиссер с первых же минут дает вам подлого героя для ненависти.
Если вы все же решитесь смотреть «Английскую игру» (сделать это можно как минимум из-за красивой картинки викторианской Англии), то к концу первой серии вам станет понятно, чем все закончится. Просто выберите любого героя и представьте самое стереотипное развитие его сюжетной линии. Сатер встречает красивую, но недоступную мать-одиночку? К шестому эпидозу они будут вместе и она будет мотивировать его на свершения. Киннэрд видится вам максимальным антагонистом? Что ж, к середине сериала он попадет в бунт фабричных рабочих (да-да, они пойдут с виллами и факелами на дом владельца завода, требуя повышения зарплаты), резко проникнется пониманием проблем низшего класса и в итоге встанет на их сторону. Главный друг Сатера переезжает следом за ним из Шотландии и выглядит голосом разума в их партнерстве? Ближе к финалу травма оставит его без футбола, и на последний матч рабочие будут выходить с мотивацией «За себя и за Сашку».
Еще удивительнее здесь диалоги. Когда «Дарвен» проигрывает матч, команду все равно встречают как героев, а владелец завода говорит расстроенному главному герою: «Посмотри вокруг себя. Вы дали этим людям возможность во что-то верить. Эта игра питает их души, когда в их жизни больше ничего не осталось». Или девушка чуть позже выговаривает ему: «На футбольном поле ты гений, за его пределами – головоломка». 🤦♂️
Что касается самого футбола, то спортивные фильмы всегда с трудом показывают реальную игру. Здесь же в реалиях 19 века для красочности кадра затерялся финт Зидана, но в целом на поле актеры выглядят так, будто играют договорняк. Просто посмотрите на прекрасную игру вратаря в этом моменте (вратарь справа в халате – иначе как вы поймете, что это максимально самовлюбленный товарищ?).
Чтобы немного умаслить футбольную публику, сценаристы запихнули в сериал пару пасхалок. Например, внезапная цитата сэра Алекса Фергюсона.
«Хорошо. Давайте сбросим этих напыщенных ублюдков с их насеста»
Если присмотреться, в «Английской игре» есть интересные моменты: вроде того, как Сатер призывает команду специально тренироваться с мокрым мячом, чтоб быть готовым к игре в дождь. Декорации, костюмы и заметная разница в акцентах рабочих и аристократов – создатели действительно кропотливо подошли к деталям, но сильно упростили проработку персонажей. Так что сериал вышел невероятно красивый, но пожалуй, футбольным фанатам стоит его смотреть лишь в одном случае: в компании с кем-то, кто обожает «Аббатство Даунтон».
Фото: Netflix
Спасибо
А дальше ... "я пошла на матч, тут было "видео с сектора" как ппц классно, я "звезда" в шоке, хлопание ладошками в десять строк и обрыв текста.
Кхххм. Это ж хайп, а не журналистика.
Может вам просто взять перерыв и переосмыслить, что вы собираетесь писать и главное - зачем? Просто хайпить хочется? Тогда ок, тут для вас прекрасное место. Буду рад вашим заметкам