Куман + Кройфф = дружба! Они вместе ехали ночь по серпантину, чтобы успеть к рождению сына Рональда
Это пост пользовательского блога 11 друзей Зинченко
Гронинген – крупнейший город на севере Нидерландов, но вы вряд ли слышали хоть что-то об этом месте. Студенческий городок не сильно привлекает к себя внимание футбольных фанатов, ведь местная команда показывает посредственные футбольные результаты. Но академия клуба подарила миру несколько действительно топовых воспитанников: Арьен Роббен, Вирджил ван Дейк и Рональд Куман. Всем известны умения Вирджила играть головой и, разумеется, легендарное смещение с правого фланга и последующий удар левой ногой от Роббена. Также многие помнят, как Куман мощно бил штрафные. Но, кажется, со временем забылось то безумное число голов, которое настрелял Куман. У защитника 193 гола на клубном уровне. У Роббена, который играл вингера, всего на 16 больше.
Рональд Куман всегда был очень нестандартным защитником. Это проявлялось не только в его сверхэффективной игре в атаке, но и в обычной жизни. Когда в 1987 году вице-президент «Барселоны» предложил Куману перейти к каталонцам, защитник взял год на раздумье. «Мы сели в лобби отеля в Эйндховене, и он спросил: «Хочешь стать нашим игроком?». Я был честен: «Спасибо, это отличная идея, но я бы еще на один сезон остался в Голландии. Если ваше предложение будет в силе через год – отвечу вам «да».
Через год Кумана набрал сам Йохан Кройфф и напомнил об уговоре.
«В конце 1988-го мне позвонил Кройф. Когда я говорю «в конце года» – это не преувеличение. Был действительно последний день в году, 31 декабря. Я сидел в гостях у родителей жены. На часах десять вечера или что-то около того. Йохан в Мадриде вместе с «Барселоной», потому что 1 января им играть против «Атлетико». Я не ждал звонка от него, и уж точно не в тот момент. «Рональд, это я, Йохан. Хочу, чтобы ты играл у меня, ты нужен мне здесь. Приедешь?».
И Куман приехал, но только через полгода. Присоединился к «Барсе» летом 1989-го.
В самом начале у голландца мало что получалось на поле. Все дело в позиции – Кройфф ставил Рональда в полузащиту, где игрок сразу терялся. После матчей Куман с Кройффом частенько жестко спорили в раздевалке о позиции. При этом на публике тренер всегда защищал Кумана от критики и нападок, которые в первые месяцы в «Барсе» преследовали Рональда постоянно.
«Помню самую ужасную игру на старте чемпионата – против «Мальорки», в гостях, жара неимоверная. За моей спиной правого защитника играл Лопес Рекарте. Все его передачи на меня летели выше моей головы. Я умолял: «Пожалуйста, дай мне нормальный пас!», но все без толку. После того матча я все высказал тренеру: «Йохан, за каким чертом ты меня выдернул из ПСВ, если теперь ставишь в полузащиту?». В тот день я играл отвратительно. Мы проиграли 0:1, и Йохан как обычно что-то такое выдумал на пресс-конференции: «Лучшим игроком сегодня был Рональд». Я не верил своим ушам: «Да как так, я же безобразно играл!». Но Кройфф, наоборот, сказал: «Все остальные просто не знают, как им следует отдавать Куману передачи. Они не понимают его игру».
Чуть позже Кройфф переставил Кумана на позицию защитника – началось превращение Рональда в одну из главных звезд «Барсы» 1990-х годов. Именно Куман подарил каталонцам первый трофей Кубка чемпионов. Коронный выстрел голландца со штрафного стал единственным в финальном матче с «Сампдорией». Тот гол считается самым важным в карьере Кумана.
«Откуда у Кумана взялся этот удар? «Еще будучи подростком люди подмечали, что у меня очень сильный удар. Я научился этому удару у своего отца, и потом тренировал его на протяжении всей своей футбольной карьеры», – рассказывает Куман.
«Я ничего не могу поделать с его ударом, я вижу и момент удара, и полет мяча, но не могу его отбить, – настолько высока скорость мяча, посланного Куманом», – делился впечатлениями капитан «Барсы», вратарь Андони Субисарретта.
Отношения Кройффа и Кумана не ограничивались полем. История с рождением сына Рональда – отличное подтверждение. Кажется, это готовый сценарий для фильма.
«Я до сих пор вспоминаю тот день, когда моя жена Бартина собиралась родить Тима, нашего сына. Накануне мы играли в Сан-Себастьяне. Я забил гол, и Йохан в день игры, ничего мне не сказав, попросил кого-то перегнать его машину из Барселоны туда – для того, чтобы вместе вернуться на ней обратно сразу после матча. Команда осталась на ночь в отеле, а он отвел меня к машине и сказал: »У нас есть повод поторопиться, не так ли?» И мы помчались, чтобы успеть вовремя – чтобы я смог увидеть рождение Тима. Мне не забыть этот серпантин и лихие повороты, которые мы закладывали в районе Памплоны. Почти семь часов гонки, чтобы к шести утра быть на месте. Если бы не он, я бы никогда не успел к Бартине. Это было что-то невероятное, потрясающий жест».
Рональд очень скучает.
«Год назад. Мы все еще скучаем по тебе», – написал Куман в 2017-м (Кройфф умер в 2016-м от рака легких).
Друг без друга они вряд ли бы построили такие карьеры.
Фото: East News/AFP PHOTO/ANP/OLAF KRAAK, imago sportfotodienst