9 мин.

Грайм как часть футбольной культуры Великобритании

Грайм-просвет на Sports.ru

Ни для кого не секрет, что футбол в Великобритании – игра №1. По этой причине, футбол является неотъемлемой частью быта британцев. В массовой культуре Великобритании также очень много отсылок к футболу. Особенно футбол уважает уличная культура. Грайм – сейчас самое популярное музыкальное направление – изначально как раз таки вышло с улиц. Однако, сейчас популярные английские грайм-MC – это стопроцентный мейнстрим. В числе главных черт грайма, отличающих его от других жанров – быстрый и ритмичный бит (обычно 140 ударов в минуту), глухие басы, множество различных электронных звуков и текст, обычно наполненный множеством панчлайнов, которые могут быть никак не связаны между собой. Многие считают, что грайм является ответвлением хип-хопа, но это не так. Грайм в большей степени вдохновлен электронной музыкой, схожесть с хип-хопом только в том, что в обоих жанрах используется речитатив. Но тут возникает резонный вопрос: а в каких жанрах речитатив сейчас НЕ используется?

Так вот, многие звезды жанра так или иначе ассоциируют себя с футболом, и среди множества колких строчек различных грайм-МС можно найти любопытные и забавные панчлайны про футбол. В качестве примеров я использую некоторые эпизоды из биографий и текста исполнителей, которые сейчас находятся на слуху.

 Skepta

Скепта – главная звезда жанра и один из тех людей, благодаря которым грайм из андерграундного направления вышел в мейнстрим и теперь является одним из самых быстроразвивающихся музыкальных жанров в мире. В его послужном списке присутствуют коллаборации с Дрейком, Канье Уэстом и A$AP Rocky, он состоял в отношениях с бывшей супермоделью Наоми Кэмпбелл, а теперь он по праву стоит в одном ряду с такими известными по всему британскими музыкантами, как Эд Ширан и Адель. К футболу Скепта относится без особого фанатизма, в каких-то определенных клубных принадлежностях замечен не был, но в различных футбольных маркетинговых историях он участвует с удовольствием. Например, перед ЧМ-2018 он активно участвовал в продвижении бомбической формы сборной Нигерии, которая была признана одной из лучших форм за всю историю чемпионатов мира. Почему именно Нигерия? Всё просто: у Скепты имеются нигерийские корни, и маркетологи из Nike решили, что это будет хорошая история, которая свяжет футбол с другими массовыми культурами. Несмотря на то, что в его текстах не очень много строчек про футбол, я нашел пару, которые достойны внимания:

 “My man are United like Giggs, I will never leave my Young Gunners like Thierry”

Смысл строчки состоит в том, что Скепта никогда не поступит так, как поступил Тьерри Анри, покинув «Арсенал» в самый тяжелый момент. При этом Скепта приводит в пример преданность Гиггза своей команде. Тогда он ещё не знал, что Райан является примером преданности исключительно с футбольной точки зрения.

«Everybody in the car better know that I'm failin' to stop, ‘cause like Luis Suárez, these police love takin' a shot»

Ещё одна интересная строчка из одного из фристайлов Скепты, в котором он сравнивает полицейских и Луиса Суареса в том контексте, что «как и Суарес, полиция любит пострелять».

 Stormzy

В отличие от Скепты, Стормзи является активным футбольным фанатом. Он является болельщиком «Манчестер Юнайтед», его нередко можно увидеть в клубном джерси. Также, грайм-МС плотно общается с Погба и Лукаку. С последним связан забавный случай: летом 2017 года Лукаку переходил в «Манчестер Юнайтед», но фотографий с официального представления не было, поэтому ирландская газета «The Harold» поместила фотографию Стормзи на заголовок с надписью: «Лукаку готов работать». Неизвестно, было ли это сделано в шутку, либо редакторы просто ошиблись, но ситуация получила немалый резонанс в Великобритании. Стормзи отреагировал на произошедшее достаточно холодно, и газете пришлось извиниться. Забавно, что Стормзи ещё в 2014 году подмечал свое сходство с Лукаку, сказав, что когда он смотрит на Лукаку, он как будто видит свое отражение.

Тем не менее, сам Стормзи в своих треках также не воздержался от сравнений с Ромелу:

«Look at the size of my fist, I will spark you, I’m the grime scene’s Lukaku / 6’5” black guy, mad fly, put me up top man down, everybody down when I buss shots»

Стормзи говорит о том, что он является Ромелу Лукаку на грайм сцене: огромным черным парнем, которого не сможет остановить никто.

«Look I don’t rate them boys, bare wasteman, bare pagan boys / I come to your team and I fuck shit up, I’m David Moyes»

А в этом панчлайне содержится вся боль Стормзи, как болельщика МЮ. «Я прихожу в команду и лажаю, я Дэвид Мойес», - что ж, вполне справедливая претензия.

AJ Tracey

Переходим к более молодому поколению грайм-исполнителей. ЭйДжей является одной из восходящих звезд в жанре, уже имея в своей дискографии коллаборации и с Скептой, и с Стормзи. Что касается его клубных предпочтений, то их он никогда не скрывал. Трейси с детства болеет за «Тоттенхэм», ведет дружбу с Деле Алли и, скорее всего, активно критикует трансферную политику Даниэля Леви. В его арсенале куча панчлайнов про английский футбол и свою любимую команду в частности:

«Man I live a movie like Pixar / Never took an L, I’m Victor Wanyama defending that fixture»:

Спорная с фактической точки зрения строчка Трейси, в которой он говорит, что никогда не примет поражения и будет защищаться до последнего, как Виктор Ваньяма. Ваньяма, конечно, парень мощный, но это, к сожалению, не принесло никаких дивидендов самим «шпорам», а Виктор в прошедшее трансферное окно в возрасте 28 лет уехал в МЛС.

Трек AJ Tracey «False 9» вообще целиком и полностью посвящен футболу. Название отсылает к позиции «ложной девятки», а в самой песне содержится куча отсылок к известным игрокам:

 «Five-star skills like Oduwa»:

Строчка отсылает к бывшему игроку юношеской команды «Тоттенхэма» Натану Одува, с которым Трейси, по всей видимости, неплохо общается. ЭйДжей использует киберспортивную терминологию (5 звезд на финтах в играх серии FIFA – наивысший показатель дриблинга), хвастаясь тем, что его навыки в грайме также хороши, как и дриблинг Одува (проверять это я, конечно, не буду).

«Pace abuse, I chase cheques like Aubameyang»:

Трейси отдает должное скорости Обамеянга, упомянув о том, что с такой же скоростью он гоняется за чеками.

«I used to hold up the line like Puyol / Bet you though I was gonna say Dier»:

Здесь Трейси сравнивает себя с легендарным защитником «Барселоны» Карлесом Пуйолем, говоря о том, что он защищает свою команду, как каталонец. Также, здесь затрагивается имя опорника Дайера, но в этом упоминании нет никакого смысла.

Тот же прием Трейси использует по отношению к Эриксену и Модричу:

«I’m a midfield maestro like Eri / Bet you though I was gonna say Modric»

Также, в «False 9» Трейси делает отсылки на Гетце, Дрогба, Фигу и Дугласа Коста, в той или иной степени сравнивая свои таланты с их ключевыми навыками.

В треке «The Lane» Трейси показывает своё отношение к «Арсеналу»:

«Man are real Spur, I’m chatting about Tottenham / In my crib, man can’t chat about Arsenal»

Тут всё понятно: в присутствии Трейси про существование «канониров» стоит забыть.

Также здесь Трейси упоминает бывшего президента ФИФА Зеппа Блаттера, говоря о том, что может контролировать игру так же, как швейцарец:

«Controlling the game like Sepp Blatter».

Резюмируя, можно сказать, что ЭйДжей – один из самых активно использующих футбольную терминологию грайм-МС в Великобритании в данный момент.

Dave

Дейв, как и Трейси – грайм-МС новой волны. Он стал известен широкой публике три года назад, после того как Дрейк сделал ремикс на его трек «Wanna Know». Дейв – болельщик «Манчестер Юнайтед». Надо сказать, что британец неплохо разбирается в футболе. В 2014 году он твитнул о том, что МЮ ни в коем случае нельзя продавать Вильфреда Заа, припомнив манкунианцам ситуацию с Полем Погба. «Дьяволы», конечно не послушали Дейва, а он оказался прав: за Заа сейчас охотятся многие топ-клубы, и МЮ не является исключением.

У молодого британца достаточно много треков с упоминанием своего любимого клуба, но главный его хит – это трек с названием «Thiago Silva» при участии вышеупомянутого AJ Tracey. Тиаго Силва опять же упоминается как объект сравнения с Дейвом: британец блокирует номера неугодных ему девушек так же, как бразилец блокирует удары своих соперников.

В треке также есть упоминание другого бразильца - Кака:

«Half-heart MC dropper 45 wapper, leave you in states like Kaká»:

Здесь Дейв применяет неплохую игру слов со словом «state»: оно применяется в значении состояния, в которое Дейв приведет своих врагов после выстрела (то есть тяжелое), а также как штаты в Америке, потому что Кака уехал играть именно в МЛС. Понимаю, что объяснить сложно, но панчлайн действительно очень годный.

А также Куна Агуэро, который раскидывает всех соперников («drops the shoulder»), прежде чем забить гол.

Как вы можете видеть, неймдроппинга (то есть намеренного упоминания имен) в песнях британских грайм-МС достаточно. Несмотря на то, что этот неймдроппинг используется многими грайм-МС в большинстве случаев достаточно примитивно, нужно признать, что бывают очень даже неплохие примеры панчлайнов, а некоторые МС сравнивают себя с совсем неожиданными персонажами, как например Биг Нэрсти, сравнивший себя с Тони Йебоа, который не является особо значимой фигурой непосредственно в английском футболе. Вообще, историй, связанных с футболом в этом жанре предостаточно, поэтому если такой формат зайдет, то я обязательно буду писать о подобных околофутбольных темах.

Не забывайте подписываться на мой канал в Телеграме.