Лучшие легионеры РПЛ. Веллитон: натурализация, травма пятки, конфликт с Акинфеевым
Бразильский нападающий, который не только много забивал, но и часто попадал в скандалы.
В октябре 2009 года Веллитон заявил, что готов принять российское гражданство и выступать за сборную России. Спустя 10 лет экс-нападающий "Спартака" не испытал бы никаких проблем ни с паспортом, ни с возможным вызовом в национальную команду.
А тогда желание бразильца, мягко говоря, не оценили. Будучи капитаном сборной Андрей Аршавин, обладавший до "ваших ожиданих - ваших проблем" громаднейшим авторитетом, высказался резко против приглашения Веллитона.В минус сыграла и история с Владимиром Габуловым, которому бразилец в игре с "Динамо" сломал лицевую кость, за что получил солидную дисквалификацию (хотя в матче был наказан желтой карточкой). Бразилец даже ходил извиняться к динамовцу в больницу, но охранник Габулова (естественно, болельщик бело-голубых) Веллитона в палату не пустил.
А вот Станислав Черчесов посчитал, что нападающий сознательно не ушел от столкновения, заявив, что разочаровался в человеческих качествах бразильца. А ведь именно Черчесов был инициатором приглашения Веллитона в "Спартак".
Изначально красно-белые хотели купить Питера Одемвингие из французского "Лилля", синхронно прощупывая почву в бразильском "Гоясе" по трансферу Веллитона. Все шло к тому, что именно нигериец, рожденный в Ташкенте, должен стать спартаковцем. Одемвингие хотел переехать в Россию, а когда появился интерес со стороны красно-белых, сразу признался, что "с детства за "Спартак".
Смущала только сумма, которую за игрока запрашивали французы. Красно-белые никак не хотели платить заявленные "Лиллем" 11 миллионов долларов, тогдашний спартаковский гендир Сергей Шавло вообще заявил, что "реальная стоимость Одемвингие не превышет 5 миллионов долларов".
И все же за нигерийца были предложены 8 миллионов, но "Лилль" охотнее договорился с "Локомотивом", который выложил 10. Юрий Павлович Семин был счастлив – он расхваливал скорость и удары нигерийца, говорил о легкой адаптации футболиста в России и отказался от Веллитона, которого "Локо" тоже вел, фразой "Нам хватит Одемвингие". В 2015 году "железнодорожники" вновь заинтересовались Веллитоном. Сам бразилец был не против перехода, но что-то не срослось на переговорах.
Когда "Локо" вышел из трансферной гонки, "Спартак" спокойно договорился с "Гоясом" и забрал Веллитона с компенсацией в 6 миллионов. Игроку, кстати, было все равно, в какой московский клуб переходить.
Он с президентом "Гояса" в чисто бразильском стиле просто ждал, кто предложит больше денег. Уже перед вылетом в Россию Веллитон узнал, что у "Спартака" будет Лига чемпионов, а кто-то из знакомых ему рассказал, что красно-белые – самая популярная команда в стране. Это так - банальные заготовки для дежурных фраз на пресс-конференции.Со Станиславом Черчесовым у них сразу возникла взаимная рабочая симпатия.
Веллитон даже называл главного тренера "милым человеком" и обещал "беспрекословно выполнять все его задания". Черчесов в ответ охарактеризовал форварда как "нетипичного бразильца". Он считал, что Веллитону не свойственны перепады настроения и что нападающий – "настоящий боец, никогда не опускающий руки". Как потом выяснилось, что ноги Веллитон тоже не опускал и не убирал.
И если Станислав Черчесов вместе с руководством клуба делали все для максимально быстрой адаптации бразильца (что не оставалось без благодарности игрока в каждом интервью), то болельщики сначала Веллитона не приняли. Все дело в номере, который выбрал для себя нападающий.
Цифры "11" у всех спартаковских поклонников ассоциировались исключительно с Андреем Тихоновым, уход которого фанаты до сих пор не могли принять. И любые прикосновения к атрибутам легенды воспринимались порой чересчур жестко. Досталось и Веллитону, в адрес которого в дебютной встрече, проходившей в Самаре, вывесили расистский баннер. Авторство приписывали "Фратрии", но те сразу отреклись.
Пришлось оправдываться и "Спартаку", который назвал акцию обычной провокацией.На фанатских гостевых стали появляться посты с заголовками "Позор", в которых спартаковские болельщики разносили, как им свойственно в мясо, скандальный баннер.
Чиновники из РФС и самарские власти делали удивленные лица, будто впервые услышали о проблеме расизма. В следующем матче со стороны красно-белых состоялась акция поддержки Веллитона. Бразилец позже признался, что в первое время в России сильно страдал из-за расизма. Проблема, как болячка на колене, рассосалась сама, когда Веллитон начал стабильно забивать голы.Дебютный гол, правда, пришлось ждать 4 матча. Веллитон забил "Рубину", но радости от этого не было - команда впервые проиграла под руководством Станислава Черчесова.
На дерби в следующем туре Черчесов особенно настроился, но ЦСКА от прерванной беспроигрышной серии спас самый главный гол в карьере Янчика. Для Веллитона матч с армейцами омрачился ранней травмой, которая вычеркнула из игровой карьеры почти месяц. Когда Черчесов говорил, что клуб с Веллитоном не ошибся, он точно не подозревал, что они подписали "бразильского Роббена" по части склонности к повреждениям.
И если сезон 2007 года нападающий доиграл более-менее ровно (даже забил еще 3 гола), то в 2008 году появился на поле лишь 10 раз (и забил за это время 6 голов). Все дело в травме паховых колец.Повреждение проявилось в мае, после чего Веллитон поехал на операцию в Бразилию. Это решение признает "ужасным" сам игрок. Южноамериканские медики налечили так, что Веллитону пришлось заново "ложиться под нож". Форвард понял, что из себя представляет его родная медицина, поэтому выбрал местом лечения Германию.
Вот только сезон не стал ждать Веллитона. "Спартак" без бразильца сначала дерби провалил, потом распрощался с Черчесовым, пригласил Лаудрупа, и датчанин снял проклятие серии с армейцами. Но плащ красно-белого героя достался не Веллитону, а Никите Баженову.
На предсезонке 2009 года бразилец почувствовал дискомфорт в области желчного пузыря. Это потом станет понятно, что организм Веллитона отказывался работать на всех предсезонных тренировках в полную силу. Гендир "Спартака" Валерий Карпин, забеспокоившись, заявил, что клубу придется искать замену бразильцу, раз он постоянно лечится, на что Веллитон привез из Германии медицинский отчет, что с ним (и его желчным пузырем, в частности) все хорошо.
Отставка Лаудрупа и назначение Карпина, вдохновение Алекса и внефутбольная компания с Кариокой сделали год для Веллитона голевым. Нападающий начал забивать целыми пачками, Нальчику бразилец "отгрузил трешку", оформив первый в карьере хет-трик. Всего за 28 матчей Веллитон наколотил 21 мяч, став лучшим бомбардиром чемпионата. Никто в последующем не забивал больше, чем он (в сезоне 2011/2012 годов Думбия сделал 28 голов, но тот чемпионат был переходным и длился 44 тура).Тогда-то Веллитон и заговорил о российском гражданстве, что сразу восприняли негативно.
Главный футбольный спикер тех лет Евгений Ловчев, который расхваливал селекционный отдел "Спартака" за трансфер бразильца, в отношении игры за национальную сборную заявил, что "Веллитон просто хочет получить паспорт, а натурализация – это путь в никуда". Правда, через 5 лет Евгений Серафимович с радостью встретит новость о российском гражданстве Марио Фернандеса…
Подготовку к новому сезону Веллитон провел без травм и даже забил 5 мячей в контрольных матчах. Но как писал тогда "Спорт-Экспресс": "Бразилец работал без особого рвения". Роман Асхабадзе после ухода из "Спартака" назовет Веллитона "самым странным легионером".
Основная претензия к игроку со стороны руководства – "ежесекундная лень". Подтверждает слова Асхабадзе и экс-защитник "Спартака" Федор Кудряшов, рассказывая, что во время тренировок Веллитон "ходил пешком по полю и не делал ничего". Но партнеры прощали бразильца за его результативность.
Да вот только статистика игрока в новом сезоне начала падать.Сам Веллитон объяснял цифры проблемами с мотивацией, не вдаваясь в подробности какие именно. Зато вездесущая "Экспресс-Газета" выдавала материал за материалом о романтических отношениях бразильца с Викторией Боней, про которую Квартет И в одном из своих фильмов про разговоры мужчин сказал, что она "известна своей известностью". Получалось, что дневную жизнь Веллитона освещал "Спорт-Экспресс", а ночную – "Экспресс-Газета".
Виктория Боня в духе скрепного ура-патриотизма готова была положить ради побед сборной свой паспорт, чтобы Веллитон, женившись на ней, быстрее оформил российское гражданство. Но отношение со стороны тренерского штаба "Спартака" к девушке ухудшалось, снижая доверие к самому футболисту. Веллитон все чаще и чаще нарывался на штрафы, связанные с опозданиями.
Боня в ответ через прессу обвиняла во всем Валерия Карпина. Хотя тот позже заявил, что никаких личных претензий к самой девушке не имел, а нервничал исключительно из-за состояния Веллитона, который со всей бразильской страстью включился в ночную жизнь Москвы.
До свадьбы с Боней дело не дошло, даже ради российского паспорта. Веллитон и во время отношений с Викторией не расставался с матерью своего ребенка. И именно она, по рассказам Федора Кудряшова, "управляла всеми финансами" бразильца.
Расставание с Боней не особо отразилось на игре Веллитона. Чемпионат он закончил лучшим бомбардиром с 19 голами, но настрой бразильца начал вызывать вопросы. В матче Лиги чемпионов против "Марселя" у Веллитона произошел срыв, который привел к удару соперника и справедливому удалению с поля.Отпуск бразилец проводил с семьей и, играя с ребенком, травмировал пятку. После 2 крупных поражений в Лиге Европы от "Порту" болельщик на легендарной послематчевой встрече с Валерием Карпиным нетолерантно выскажется о болях Веллитона в области пятки.
Руководство тоже сомневалось в реальности повреждения, хотя врач команды Михаил Вартапетов объяснялся в прессе, что такая травма – не совсем уж и редкость. Карпин, уже будучи главным в "Ростове", скажет, что ни у кого в его команде пятки никогда не болят.
Пятка, в итоге, не дала Веллитону тренироваться в общей группе в течение 3 сборов. Из-за травмы начало чемпионата вышло скомканным. Веллитон то забивал, то лечился, то выводил команду с капитанской повязкой. Нестабильность никак не повлияла на интерес к бразильцу со стороны западных команд. По признанию Романа Асхабадзе, "Спартак" получил предложение в 20 миллионов евро за трансфер нападающего.
"Вольфсбург" это был или "Зенит" – до сих пор никто из красно-белых не признался.28 августа 2011 года матч между "Спартаком" и ЦСКА считается самым обсуждаемым дерби в истории клубов. Никакие серии, никакие разгромы не давали столько шума, как одно столкновение между вратарем и нападающим из той встречи.
На 28-й минуте спартаковец Веллитон выдвинулся на дальнюю передачу из глубины поля. Игорь Акинфеев выскочил за пределы штрафной площади, чтобы головой отбить мяч в сторону. Бразилец на секунду опоздал и врезался в армейского голкипера. Что было дальше, знает даже Алексей Щербаков. Неудачное приземление вратаря закончилось страшной травмой и вылетом из игры на полгода. И началось!Еще во время трансляции бомбанул Дмитрий Губерниев.
Голос биатлона, любящий заскакивать в футбольные эфиры, забыл о включенном микрофоне и в онлайне Sportbox на всю страну перевел от и до "сексуальное" послание Игоря Акинфеева в адрес Веллитона (на кадрах в Slow Mo вратаря уносили с поля, а он со спичем грозил пальцем бразильцу). Дмитрий Викторович вообще опередил время.
Еще до появления анонимных и инсайдерских тг-каналов он рассказал такие подробности всем известного страшного ДТП с участием жены Вячеслава Малафеева, что вызвал шквал гнева из Питера. Плюс Губерниев в эпатажной форме усомнился во вратарских способностях экс-вратаря "Зенита".
После матча никого не интересовал ничейный счет, положение команд в таблице. Все говорили о травме Акинфеева и поведении Веллитона. "Конченым подонком" бразильца назвал генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев. Леонид Слуцкий выражался мягче, но суть его высказываний совпадала с мнением руководителя.
"Экспресс-Газета", впечатленная кликбейтом на истории Бони и Веллитона, вообще придумала версию, что нападающий "давно охотился" за Акинфеевым. Против бразильца выступил и главный ТТД-эксперт тех времен (да и вообще всех времен) Александр Бубнов.За бразильца заступился Валерий Карпин, определивший эпизод как "абсолютно рядовой", тем более для матчей уровня дерби. Бывшие знаменитые спартаковцы, например Андрей Пятницкий и Валерий Рейнгольд, поддерживали Веллитона, отмечали, что в моменте с приземлением он сам мог травмироваться.
Даже Станислав Черчесов занял противоположную позицию, по сравнению со столкновением бразильца с Владимиром Габуловым.Большинство в КДК проголосовало за наказание Веллитону в виде дисквалификации сроком на 6 матчей – самый большой штраф, предусмотренный регламентом. Нападающий был в шоке. В комментариях к решению он назвал вердикт политическим, убивающим не только его, но и "Спартак", который, как известно, убивали 2 раза (по крайней мере, по версии Игоря Рабинера).
Валерий Карпин назвал дисквалификацию беспределом. Главного тренера "Спартака" возмутило, что против Веллитона комиссии КДК свидетельствовали и "Зенит" с "Динамо".Тогда Карпин с теорией заговора против "Спартака" стал героем комментариев.
Через полгода в матче красно-белых с "Зенитом" Александр Кержаков влетел в голкипера москвичей Андрея Диканя и нанес ему черепно-мозговую травму с различными лицевыми переломами. КДК, как потом скажет ее глава Владимир Катков, "досконально посмотрит эпизод столкновения" и примет решение, что у Кержакова не было умысла нанести повреждение. В итоге, нападающий "Зенита" наказания избежал, вернув обсуждение дела Акинфеева-Веллитона на новый круг.
Бразильцу дисквалификация серьезно подпортила карьеру в "Спартаке". На бомбардирский уровень он так и не вернулся, забив лишь 7 голов в 21 матче чемпионата. После Веллитон станет жертвой ограбления, когда решит нанять себе в водители таксиста у вокзала. Тот, втеревшись в доверие к бразильцу, поднимется в его номер гостиницы, откуда вынесет все ценные вещи и деньги. Позже нападающий скажет, что во всем виноват "Спартак", который внезапно перестал помогать футболисту.
Роман Асхабадзе и Валерий Карпин объяснят, что делали все, лишь бы Веллитон показывал хороший футбол – и уговаривали форварда, и закрывали глаза там, где другим не прощалось. Но когда бразилец до минимума снизил к себе требования (хотя он изначально не выделялся желанием работать на тренировках), а самое главное, перестал приносить пользу, а именно забивать, то его нахождение в "Спартаке" было предопределенно. Сам футболист до сих пор не понял, чем вызвал недовольство руководства.
После ухода из "Спартака" Веллитон нигде больше не впечатлил.Валерий Карпин однажды сказал про Веллитона: "Невозможно играть, вообще не тренируясь". На одном таланте бразилец дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата.
А дальше пошла банальная история. Сколько таких, как Веллитон? В каждом чемпионате найдется по парочке известных примеров, когда потенциал был, мягко говоря, спущен на тусовках. Веллитон – взрослый парень, который сам распоряжался своей судьбой и советовать ему, как правильно тратить деньги, никто не должен. Жалеть можно только о 2 вещах.
Первая – бессмысленность траты таланта, который еще мог приносить дивиденды, как игроку, так и клубам. Вторая – ошибка Леонида Федуна с Романом Асхабадзе. Как можно было не продать немотивированного Веллитона за 20 миллионов евро? Бразилец ушел бы на пике, а не под болельщицкое улюлюканье о больной пятке.
Как же не хватает нам сейчас таких игроков.
Эх, было время.....
Кто-то очень стал бояться...