Видео в TikTok и подписание звезд АПЛ. Как президент «Интера» строит бизнес-империю
На прошлой неделе ведущие руководители футбольных клубов собрались по приглашению Financial Times для обсуждения бизнес-процессов в футболе. На встрече присутствовали более 200 делегатов, среди которых президент "Ювентуса" Андреа Аньелли, говоривший о потерях в итальянском футболе из-за вспышки в стране коронавируса. Затронул эту тему и финансовый директор "Эвертона" Александр Рязанцев, посетовавший на возможность проведения матчей АПЛ без зрителей.
О последствиях распространения вируса по всему миру говорили много, но важное место заняло обсуждение светлого будущего бизнеса в футбольной сфере. Среди спикеров форума был и 28-летний председатель совета директоров "Интера" Стивен Чжан — сын Чжана Цзидуна, основателя многомиллиардной компании Suning.
Стивен Чжан оказался во главе "Интера" в 2018-м году, когда контрольный пакет акций итальянского клуба перешел в руки китайского конгломерата. Сегодняшний "Интер" ставит перед собой четкие цели: вернуться на вершину итальянского и европейского футбола, а также обеспечить финансовый успех клуба далеко за пределами страны и континента.
"Интер" потратил около 200 млн. евро на покупку звездных игроков, среди которых Ромелу Лукаку и Кристиан Эриксен, призванные помочь "нерадзурри" в борьбе за чемпионский титул. Впервые за долгое время, ведь с момента последнего чемпионства уже прошло целое десятилетие.
Правила пресловутого финансового Fair Play заставляют всерьез думать руководителей об увеличении доходов не только с продаж игроков. По крайней мере, именно так размышляет молодой руководитель "черно-синих": "Наш клуб является одним из самых больших и узнаваемых по всему миру. Вот почему мы должны всегда стремиться побеждать. Мы не хотим продавать наши таланты, наоборот, готовы привлекать перспективных игроков со всего мира. За время нашего владения в клубе произошли серьезные изменения. Это касается не только спортивной, но и коммерческой составляющей. Наши цифры на различных платформах показывают рост в два-три раза, а ценность клуба растет".
Само существование в рамках Серии А создает трудности для итальянских клубов в вопросе конкуренции с другими топ-первенствами Европы в финансовом плане. В прошлом сезоне клубы высшего дивизиона страны разделили между собой 1.2 млрд. евро с продажи телевизионных прав, а это на 2 млрд. евро меньше, чем аналогичные выплаты в АПЛ — самой дорогой и привлекательной лиге мира.
За последнее десятилетие итальянские гранды серьезно отстали от европейской элиты по показателю прибыли за сезон. Мистер Чжан планирует привлечь новых поклонников в своем родном Китае и других развивающихся странах, а методы для этого задействованы довольно экзотические. Например, клуб создал специальную медиа-группу, которая генерирует развлекательный контент для популярных по всему миру социальных сетей: Facebook, Instagram, а в особенности TikTok, столь популярный в последнее время среди молодежи.
"Интер" готов предложить пользователям эксклюзивные материалы: кадры "закулисья", архивные записи, празднования голов, красивые моменты сезона, забавные случаи с болельщиками и, конечно же, обращения главных звезд команды.
Позитивно к этой идее подходят и в итальянском офисе TikTok, представляя действия "нерадзурри" в качестве "большой возможности для клуба быть в союзе с миллионами поклонников". На сегодняшний день TikTok доступен в 150-ти странах и функционирует на 75-ти языках.
Эти усилия призваны убедить спонсоров платить больше денег, чтобы получить доступ к растущей глобальной фанатской базе "Интера". По словам людей, знакомых с внутренней политикой клуба, "нерадзурри" ведут переговоры с производителем шин Pirelli о новых, гораздо более выгодных условиях спонсорского соглашения. Сейчас клуб зарабатывает от сделки со своим историческим партнером около 10.5 млн. евро в год.
Тем не менее, пока "Интер" сильно отстает от своих главных конкурентов в Европе. Доходы клуба в период с 2013-го по 2018-й год возросли с 162.8 млн. евро до 280 млн. евро по оценкам консалтингового агентства Deloitte, но "Ювентус", доминирующий в Италии на протяжении последних лет, показал прибыль в размере 394 млн. евро в сезоне 2017/2018. Значительная разница с "Интером", но еще более наглядная при сравнении с мадридским "Реалом", который был лидером того сезона (750.9 млн. евро).
"Реал" и "Ювентус" продолжают соперничество в Лиге чемпионов, где подготовлены призовые в размере 2 млрд. евро, а вот "Интер" вылетел из главного турнира Старого Света в Лигу Европы, что обязательно окажет отрицательное влияние на счетах клуба. Чтобы попытаться нивелировать разницу с ведущими клубами, "Интер" попробовал стратегию привлечения игроков из АПЛ. Стивен Чжан открыто признался, что выбор Ромелу Лукаку и Кристиана Эриксена не был продиктован исключительно спортивным интересом, но еще и тем, что звезды из английского чемпионата довольно популярны в Китае.
Еще одно направление, над которым в руководстве "Интера" задумываются — это строительство собственной арены. Этот вопрос уже давно обсуждается с "Миланом", и клубы пришли к мнению, что должны построить современную арену вместо Сан-Сиро, которая обеспечивала бы более 100 млн. евро за сезон. Для сравнения, сейчас клубы зарабатывают около 40 млн. евро, а признанным лидером Европы остается каталонская "Барселона" (145 млн. евро). Не стоит забывать и о городских отчислениях, ведь на сегодняшний день Сан-Сиро является муниципальной собственностью.
Говоря о планах "Интера", нельзя вновь не упомянуть о форс-мажоре, с которым столкнулись все клуб Серии А. Вспышка коронавируса на территории Италии ставит под угрозу планы команд на сезон, а сыгранные без зрителей матчи не влияют положительно на финансовую ситуацию. Только за два матча, проведенных за закрытыми дверями, "Интер" уже потерял 2.8 млн. евро.
Несмотря на колоссальные финансовые потери, сам Стивен Чжан является сторонником проведения матчей без зрителей в нынешних условиях. Недавно он назвал президента Серии А "самым большим клоуном" за попытки постоянного переноса матча с "Ювентусом". Поединок против "Интера" изначально был отложен до 13-го мая, однако команды все-таки сыграли 8-го марта без зрителей.
Постоянная забота о традициях, а также тяга ко всему старому оставила Италию далеко позади ведущих футбольных первенств Европы, не говоря уже о мэтрах спортивного бизнеса из США (MLS, MLB, NFL, NBA). Растущая потребность в новых источниках финансирования заставила руководящие составы Серии А зашевелиться. Одним из пионеров "новой Италии" можно смело считать Стивена Чжана и его команду, наглядно демонстрирующих своим примером необходимость движения клуба в ногу со временем. Их план не только позволил значительно улучшить спортивные показатели команды, но и создал мощный фундамент для роста привлекательности клуба в глазах нынешних, а главное, будущих потребителей.
Автор: Геворг Даниелян