Скотт Мактомини – новая звезда «МЮ». Он победил болезнь Шляттера, стал любимчиком Моуринью и идеально заменил Эрерру
Летом 2019-го риторика фанатов «МЮ» привычно сводилась к уничтожению Эда Вудворда. Причин хватало – босс тянул с трансферами, контракт с Де Хеа не продлевался. Главным аргументом для казней Эда послужил Андер Эрерра – клуб не продлил соглашение с баском, и тот бесплатно перешел в «ПСЖ».
Большая часть сезона позади – сейчас можно смело считать, что от ухода Эрерры «МЮ» ничего не потерял. Андер тухнет в Париже (всего 18 матчей за сезон), а в центре поля у Сульшера сияет Скотт Мактомини – парень уже дважды стал игроком месяца в клубе и из неизвестного выпускника академии превратился в лидера и новую звезду команды.
Мактомини открыл Жозе Моуринью. Португалец называл его бешеным псом
«В прошлом сезоне он был близок к уходу из клуба. Кто знает, куда бы занесла его судьба. Кто знает, в каком дивизионе бы он сейчас играл», – говорил Моуринью весной 2018-го. Прогресс Мактомини португалец приписывает себе.
У Скотта и Моуринью прекрасные отношения – шотландец неоднократно говорил о влиянии Жозе:
«Моуринью просто потрясающе обходился со мной. Он помог мне понять, чем я могу помочь команде на футбольном поле и в целом помогал мне как личности».
Пока Жозе рулил «МЮ», Мактомини не был игроком старта – Скотт плотно сидел под Матичем и Эррерой. Несмотря на это, специальный приз «Игрок года по версии менеджера» в 2018 году получил именно шотландец.
«Он начал этот сезон в академии, а закончил выступлениями в больших матчах АПЛ. Я думаю, этот парень не может уйти без награды», – рассказывал Моур.
Само появление Мактомини в составе «МЮ» выглядело как нравоучение для Поля Погба: после серии публичных стычек с Жозе француз приклеился к лавке, а в старт неожиданно попал шотландский ноунейм. Казалось, что Моуринью просто воспитывает Поля, а Мактомини – лишь инструмент в его играх разума. Но оказалось, что португалец действительно полюбил шотландца:
«Скотт заработал то доверие, которое я ему оказываю. Я знаю, какого рода игрока я развиваю. Я знаю, что за счет своих качеств он станет по-настоящему хорошим игроком. Я знаю, в чем он хорош, в чем он еще прибавит», – объяснял Жозе.
Увольнение Моуринью никак не повлияло на коннект между ними: у Скотта и Жозе по-прежнему прекрасные отношения. Мактомини, например, благодарит бывшего босса за доверие и шансы:
«Моуриньо – особенный тренер для меня. Я по-прежнему сохраняю с ним связь и общаюсь с ним после некоторых матчей. Он всегда будет занимать особое место в моем сердце, потому что он пригласил меня в команду и поверил в меня».
А Жозе нахваливал Скотта после первого матча ¼ ЛЧ против «Барсы». Редкий случай, когда Моуринью раздает комплименты бывшим игрокам:
«Барселона» не была «Барселоной». Ответственным за это был один игрок центра поля – Мактомини. Он был похож на футболистов, которых я называю «бешеным псом». Я использую это выражение исключительно в положительном смысле».
В академии у Скотта были проблемы со здоровьем: сначала он страдал из-за низкого роста, потом – из-за дряхлого тела
В команде U-18 Мактомини играл на позиции десятки. Номинально его конкурентом был Рэшфорд – тогда Маркус еще не играл на фланге, а Мактомини не играл так глубоко в центре. Правда, Скотт выходил в основе крайне редко – все из-за проблем с ростом и телом.
В 2015-м в Скотте было 167 см, и о перспективах сына сделать успешную карьеру профессионального футболиста забеспокоились даже родители. Но в отличие от них, руководство академии оставалось спокойным.
«Врачи провели физиологические тесты. И сказали: «Нет, мы ожидаем, что он вырастет». И за следующие 18 месяцев он действительно хорошо вытянулся», – вспоминал Марк Грейсон, один из тренеров молодежки.
Скачок в росте действительно был колоссальным – Скотт вытянулся до 192 см. Это тоже стало проблемой – субтильному парню страшно не хватало мышечной массы. Такое резкое изменение роста не могло не сказаться на и на общем состоянии организма — Мактомини страдал от болезни Шляттера – патологии опорно-двигательного аппарата, характеризующейся разрушением ядра большеберцовой кости. Чаще всего заболевание диагностируют у подростков, активно занимающихся спортом.
Скотту пришлось безвылазно сидеть в тренажерке, чтобы новое тело обросло мускулатурой. Друзья игрока рассказывали, что вместо отдыха на выходных Мактомини предпочитал провести лишние несколько часов в спортзале:
«Я бы, вероятно, назвал главной причиной его прогресса отношение к делу. Он много занимается – например, в тренажерном зале в выходные дни. Мы были в зале во вторник вечером, хотя это был один из трех выходных после игры», – вспоминал близкий друг Скотта Дэн Тауэрс.
Теперь тело Мактомини – готовая реклама фитнес-центров. «Он блестящий пример для детей. На него стоит равняться в плане того, как это – быть самым собой, как это – справляться с трудностями, своим телом, ментальностью», – резюмировал Майкл Каррик.
Мактомини идеально читает игру. Дома он смотрит нарезки с лучшими игроками соперников, на поле мыслит как форвард
В команде U16 Мактомини конкурировал с Рэшфордом – оба играли на позиции десятки. Из-за здоровья Скотт играл заметно реже Маркуса. В 18 лет Рэш уже пылил у Ван Гаала, а Мактомини все еще приходил в себя после изменений в росте. Когда парень поправил здоровье, тренер молодежки Уорен Джойс перевел Скотта в центр поля.
Апгрейд Джойса продолжил Никки Батт: он отрабатывал с Мактомини игру на втором этаже. Если Погба учили подкючениям в стиле Лэмпарда, то Батт прививал Скотту главную фишку Феллайни – штурм штрафной за счет роста и физической силы.
Опыт игры в атаке оказался для Мактомини чрезвычайно полезным. Футболист рассказывал, что это позволяет ему лучше чувствовать форвардов:
«Всякий раз, когда я играю в полузащите, я знаю, какую передачу хочет получить нападающий. Когда вы играете в нападении, вы хотите получить мяч определенным образом. И опыт игры в нападении помогает при игре в центре поля, так как вы знаете, чего хотят нападающие. Это то, что нужно! Все менеджеры хотят привить игрокам универсальность», – объяснял Скотт.
Подготовка к матчам – еще одна страсть шотландца. Мактомини не ограничивается установками тренерского штаба и готовится к играм дома. Хрестоматийный пример – матч против «Челси весной 2019-го. Тогда персональная опека Скотта просто задавила Эдена Азара:
«Он говорит, что всегда изучает, против кого ему предстоит играть, потому что не привык играть вслепую.
Он отсматривал финты Азара и Виллиана перед игрой с «Челси», потому что считает – такие парни могут выставить вас идиотами, если не изучить их поведение на поле», – объяснял Дэн Тауэрс.
Жозе говорил, что Скотт получает слишком внимания, потому что очень скромен и сосредоточен только на футболе. Это правда – нежелание хвастаться у него с детства. Когда он стал лучшим игроком на детском турниров, где выступал «МЮ», то до последнего не хотел говорить об этом в школе. Сказать все же пришлось – мама настояла, чтобы Мактомини поделился этим хотя бы с классным руководителем.
После гола с 35 метров в ворота «Сити» быть скромным гораздо сложнее. Но кажется, что Скотт справится и с этим.