У Ари дикая статистика против «Спартака»: теперь – 8 голов в 11 матчах
Когда-то он ушел оттуда из-за денег и тропических комаров.
Ари провел в «Спартаке» три сезона, но никогда не был лидером. Скорее считался игроком обоймы и затыкал дыры в атаке. При этом бразилец был очень полезен: классно выходил на замены, часто забивал и умел создавать моменты из пустоты. 110 матчей, 29 голов и 17 ассистов – неплохо для форварда его статуса.
Ари нет в «Спартаке» уже 7 лет, но все это время бразилец постоянно доказывает, что с ним зря расстались. Сегодня он снова был дико полезен: 3 удара (2 в створ), 2 паса под удар, посадил на желтую Ещенко, выбесил весь стадион, потянув время в конце матча, ну и, конечно же, забил с пенальти. Его безумная статистика против «Спартака» стала еще лучше: теперь – 8 голов и 4 ассиста в 11 играх.
Вспоминаем его мутный уход из «Спартака»: Валерий Карпин, неадекватные подъемные, тропические комары – все как вы любите.
«Спартак» вел Ари около года. Западные журналисты называли его новым Ромарио
Ари приехал в «Спартак» в 2010-м, а на фотках 10-летней давности его не узнать: не такой мощный и еще с волосами. Вы точно помните, что его привезли из «АЗ», но адаптировался к Европе (и к России) бразилец еще в шведском «Кальмаре». Там с ним происходило много приключений.
1. Ари готовился к шведским морозам, но не представлял, насколько суровой будет реальность.
«Мы летели через Германию, там уже было холодно, – рассказывал Ари. – Я даже боялся представить, что будет в Швеции. Прилетели, а там минус восемнадцать! Надел двое штанов, три кофты, шарф, шапку, перчатки, теплую куртку. Но самое страшное, что в этот же день была первая тренировка. После нее у меня все щипало – руки, лицо. Пальцев ног вообще не чувствовал, приходилось растирать.
2. В Швеции Ари разбил нос сопернику. По его словам, случайно, но журналисты уверены, что бразилец умышленно мстил.
«На поле был один неприятный игрок, который специально по ходу игры наступал мне на пятки шипами, сильно и больно. В одном из эпизодов мы с этим человеком боролись за мяч, он был сзади, и я случайно локтем попал ему в лицо. Он упал, весь в крови. Оказалось, что я разбил ему нос. Но поскольку в трансляции хорошо было видно, как он исподтишка грубил, все посчитали, что это была моя месть. Но ничего подобного, обычный игровой момент! В Швеции вообще журналисты любят приукрасить, там меня начали сравнивать с Ромарио. Писали, что манерой игры я очень похож на него. Я с ними согласен: Ромарио был моим любимым футболистом, и на поле я старался копировать его движения, удары и даже дриблинг».
3. Еще Ари, возможно, стал жертвой последователей банды Златана Ибрагимовича. В Швеции у него украли велосипед.
«Я там очень часто катался на велосипеде, жил в центре, до стадиона было совсем недалеко. Иногда на тренировки подвозили на машине одноклубники, иногда ездил на велосипеде. Однажды поехал на велосипеде до дома друга, который жил рядом, чтобы дальше на машине с ним отправиться на тренировку. Приезжаю, прикрепляю велосипед на замки к забору. Садимся в машину – и на стадион. Потренировались, едем обратно. Но было холодно, по пути попросил друга ехать сразу ко мне домой, велосипед решил забрать на следующий день. Возвращаюсь наутро за велосипедом, а его нет».
В «АЗ» Ари тренировали и Луи ван Гал, и Дик Адвокат, и Рональд Куман. Сам бразилец из троих выделяет ван Гала – по словам Ари, тот его научил дисциплине, порядку и ответственности.
«Спартак» просматривал Ари около года. Интересно, что полсезона до перехода бразилец почти не играл – провел за «АЗ» только 6 матчей и забил 0 голов.
Эменике полез драться, когда Ари его назвал гориллой. Возможно, в конфликте виноват Черчесов
Ари был нужен «Спартаку», чтобы сделать команду более гибкой, разнообразной и не зависящей от дуэта Алекс-Веллитон. Когда в 2009-м клуб почти стал чемпионом, все держалось на бразильской связке (Веллитон забил 19, Алекс отдал 8 и забил 3). Так что нужны были еще варианты в атаке.
«Ари полностью отличается от Веллитона, – объяснял трансфер Карпин. – Потому что с такой скоростью, как у Веллитона, в Европе 1-2 человека всего. Ари более техничный игрок, чем Веллитон, он хорошо закрывает мяч корпусом, его можно использовать в паре с Веллитоном. Один будет спиной к воротам, другой будет бежать за спину защитникам. Можно и на фланге кого-то из них использовать. Появляется много вариантов в атаке, поэтому Ари и взяли».
В целом в такой непонятной роли бразилец и существовал в «Спартаке», но иногда был реальной суперзвездой. Пожалуй, лучший момент его карьеры – победный гол Акинфееву в дерби.
Еще был матч с «Фенербахче», когда гол Ари вывел «Спартак» в групповой этап Лиги чемпионов.
И, конечно же, игра с «Барселоной». Там Ари не забил, но выдал достижение покруче – поменялся майками с Месси.
Правда, такие перфомансы были нестабильны, и Карпину это не нравилось. Тренер «Спартака» говорил, что Ари мог провести матч на топовом уровне, а потом «на три игры его можно было смело сажать на скамейку или отправлять на трибуну, потому что не было мотивации».
Хотя Карпин умел мотивировать Ари. Например, однажды сказал, что если тот наберет 10 очков по гол+пас, то получит премию 300 тысяч евро. Ари справился.
В «Спартаке» бразилец конкурировал с Эменике, а однажды они подрались. Дело было не в борьбе за место в старте, а в расистских шутках. Казалось бы, при чем тут Черчесов?
– В Грозном был случай, – рассказывал Ари в интервью Чемпионату. – Бывший тренер «Спартака» меня называл шоколадкой. Не помню его фамилию, честно. Он и играл за «Спартак», потом был тренером в «Тереке».
– Черчесов?
– Может быть. Ну вот, он меня шоколадкой назвал. А Эменике услышал и начал постоянно подкалывать. Шоколадка, шоколадка. Я ему говорю: «Да отстань ты, горилла». Он послушал, подошел ко мне типа приобнять с улыбкой. И тут я чувствую: душит! Ну вы его видели, Эменике этого? Я еле отбился! Эм – супер, на самом деле! Он лучший, честно говорю. Прикольный, добрый парень.
Ари хотел от «Спартака» 3 миллиона евро подъемных, а до этого задержался в Бразилии из-за укусов тропических комаров
Ари не нравилось, что в «Спартаке» он получает чуть ли не меньше всех, и бразилец захотел это исправить. Правда, перед переговорами чуть накосячил – опоздал на сбор команды по очень странной причине.
«Я был в Бразилии на праздниках, под конец отпуска почувствовал себя нехорошо, – рассказывал Ари. – Меня покусали тропические комары. Правильно и быстро лечат от их укусов только в Бразилии, поэтому у меня не было выбора – пришлось оставаться. За два дня до запланированного возвращения в Москву я позвонил агенту и попросил его передать руководству и тренерам, что вынужден задержаться в Бразилии. Он связался с Романом Асхабадзе и сообщил ему о моей болезни. В итоге я опоздал на пять дней. Приехал, прошел медобследование, сдал анализы, кровь, померил давление – все хорошо. На следующий день приезжаю на тренировку, подхожу к тренеру, а он мне говорит: «Ты переведен в молодежный состав, тренируешься теперь отдельно».
Я пытался поговорить, рассказать, в чем дело, но Карпин заявил, что не хочет со мной разговаривать. Пришлось тренироваться с молодежным составом, до конца контракта оставалось где-то полгода. Три месяца работал с дублем, после чего сказал агенту: «Если ничего не изменится, то лучше искать другой клуб». Когда Карпин узнал о моем желании уйти, предложил продлить контракт. На тех же условиях, что и были раньше, без каких-либо повышений. Притом что моя зарплата была невысокой, почти все игроки основного состава зарабатывали больше меня. Я же хотел получать не меньше, чем, например, Эменике, хотел быть на равных с остальными. Но Карпин отказался платить мне столько, сколько я считал справедливым».
Ари вроде бы ничего не придумывает. Версия Карпина совпадает со словами бразильца, правда, подробности финансовых запросов форварда Ари пугают.
«Бывало в «Спартаке», что он и опаздывал на сборы, и нарушал дисциплину, – говорил Карпин. – Однажды он вернулся из отпуска в Бразилии с каким-то укусом комара или мухи, из-за чего оказался в лазарете. После этого еще просил 3 миллиона евро за продление контракта».
«Спартак» пытался удержать Ари и предлагал зарплату побольше, но платить подписной бонус отказался. Так клуб и игрок разошлись.
«Спартак» сделал мне улучшенное предложение лишь тогда, когда я уже приехал на переговоры с «Краснодаром», – рассказывал Ари. – Но мы не смогли прийти к соглашению в вопросе с подъемными – я был в статусе свободного агента и мог присоединиться к любому клубу без каких-либо выплат.
Было очень много разговоров о том, что я ушел якобы из-за разногласий с Карпиным или из-за конфликта с руководством команды. Но все это не так. Единственная причина, по которой я покинул «Спартак», – нежелание клуба выплачивать мне подписной бонус. В «Краснодаре» мне предложили лучшие условия, и я поставил подпись под контрактом».
С тех пор так много изменилось: Ари играет за сборную России и тащится от Путина
В первые годы в России Ари говорил, что хочет через «Спартак» попасть в сборную Бразилии, но к 2013-му расстался с этой мечтой.
«Мне кажется, попасть в сборную Бразилии из России безумно сложно, если вообще возможно, – сожалел Ари. – Вот вы приводите пример Алекса и Вагнера Лава. Но они были заметны в Бразилии и раньше. Тренеры их хорошо знали, интересовались ими еще до отъезда в Россию. На мой взгляд, только так можно попасть в сборную Бразилии из русской лиги, только в этом случае за тобой следят здесь».
С тех пор Ари стал почти легендой «Краснодара»: провел (с небольшими отъездами в «Локомотив») 157 матчей, забил 51 гол и отдал 37 ассситов. А оттуда попал в сборную России. Правда, статистика пока грустная: Ари сыграл два матча, в обоих наша команда проиграла – в Лиге наций Швеции (0:2) и в товарняке Германии (0:3).
После получения паспорта Ари мощно выступил на тему России: «Я немножко слежу за политикой. Несомненно, я бы [на президентских выборах-2018 в России] проголосовал за Путина. Простите за выражение, но он охренительный президент. В Бразилии много бедных и голодающих. Такое тяжело представить здесь, поэтому уважаю Путина. Он – легенда России. Я восхищаюсь его работой. Даже слушаю песню [Саши Честа и Тимати] «Мой лучший друг – президент Путин». У меня есть этот трек на телефоне».
С 2018-го Ари за сборную не выпускали, но любить Россию он меньше не стал. Недавно дал интервью, где подкрепил тезисы прошлых заявлений.
«Россия проходит через много трудностей: теракты, разрыв отношений с Турцией, конфликт с Украиной. И мне очень близко, как Путин в этих ситуациях ставит себя. Благодаря ему Россия крепнет и выглядит для всех сильной державой. Многие страны нас боятся, потому что мы знаем себе цену и не даем слабину.
И я по-настоящему горжусь, как идет на лад положение дел с расизмом. Меня постоянно спрашивают об этом в Бразилии, и я каждый раз повторяю, что все лучше, чем прежде. Как первый темнокожий футболист сборной России могу об этом судить. Даже на родине я могу встретить проявления расизма, а здесь – все реже и реже.
Люблю Россию и бесконечно признателен, как меня здесь приняли. Не устану говорить о своем восхищении вашей страной».
Больше «Спартака» в телеграм-канале Глеба Чернявского
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Виталий Тимкив, Александр Вильф, Алексей Филиппов, Антон Денисов; Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev/Epsilon; instagram.com/ari_gol1000