12 мин.

Ещенко: «Чувство, что я в «Спартаке» давным-давно. Даже за дубль играл!»

Вечно молодой защитник красно-белых в интервью пресс-службе рассказал о распределении ролей с Артёмом Ребровым в коллективе, о проекте детской школы в Иркутске и о собственном модном бутике.

О ПОБЕДНЫХ ДЕРБИ

— Впереди матч с «Краснодаром». Чего ждать от этой игры после эмоциональных побед над «Динамо» и ЦСКА?

— «Краснодар» — хорошая команда, которая идет на втором месте и показывает комбинационный футбол. Думаю, матч получится ярким, со множеством моментов у тех и у других ворот. Конечно, хочется продолжить победную серию.

— Краснодар для вас не чужой город. Отношение к сопернику особенное?

— Для меня многие города не чужие! (Улыбается.) «Принципиальности» по отношению к «быкам» у меня нет. Вот если бы выступал за «Кубань», была бы. К тому же для нас сейчас все матчи определяющие. Нужно побеждать в каждом туре, а в мае посмотрим, какое место удастся занять.

— Победа над ЦСКА вывела «Спартак» в полуфинал Кубка России. Эта игра запомнится надолго?

— Получилось огненное дерби, столько эмоций! Мою игру пусть оценивает тренер. Главное, что победили! Меня устроит, если и дальше буду выходить в концовке, а команда продолжит выигрывать. Рад приносить пользу «Спартаку».

— В день матча с армейцами Артём Ребров отметил 36-летие. Теперь вы снова одного возраста. Как поздравили вратаря?

— Сказал ему: «Здоровья тебе, дед, не рассыпайся!» Спели ему песню, заставили станцевать.

— На очереди в Кубке «Зенит»…

— Чем больше матчей с такими соперниками, тем лучше. Будет интересно!

О НОВОМ КОНТРАКТЕ

— Зимой «Спартак» продлил контракт с вами на следующий сезон. Быстро обсудили детали?

— Тренер изъявил желание сохранить нас с Ребровым в команде, после чего мы провели переговоры с генеральным директором. Конечно, пришлось подвинуться в условиях.

— Ровно месяц назад вы отметили день рождения. В команде вы самый старший игрок…

— По паспорту, но по лицу точно нет! Посмотрите на Реброва, на других футболистов (фамилии называть не буду). Силы позволяют мне тренироваться, играть и помогать команде. Главным дедом себя не чувствую, это звание принадлежит Реброву. Тем более что он в клубе дольше.

— Но даже главный тренер Доменико Тедеско младше вас!

— На такие вещи обращают внимание только журналисты. Мы об этом никогда не говорили.

— Вы сменили за карьеру много клубов, но за «Спартак» провели уже больше матчей, чем за любой из предыдущих. Получается, нашли свое место?

— В молодости меня все хотели, поэтому успел столько попутешествовать. Но если без шуток, то у меня такое ощущение по духу, как будто я воспитанник «Спартака» и выступаю здесь давным-давно. Успел даже в дубле поиграть! Повесил дома медаль за второе место в молодежном первенстве.

— Как восприняли предложение выступить в роли экскурсовода для болельщиков 7 марта?

— Показал им свой единственный гол. На этом экскурсию по музею можно было заканчивать. Шучу, конечно. Помимо Зала Славы, прошли через раздевалку, сходили к полю. Людям было интересно.

— Вы забили один гол не только за «Спартак», но и за киевские «Динамо» и «Арсенал», за «Локомотив» и «Анжи». Получается, какая-то заколдованная отметка?

— Причем забивал обычно почти сразу после перехода в новый клуб. Пока свежий был.

— На днях появилось видео с тренировки, где вы красиво отличились ударом пяткой в прыжке.

— Да, в стиле Ибрагимовича! Бывает… Но когда ждать такого в официальных матчах — это уже другой вопрос. Пусть переводят в нападение!

О РОЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЛЕГИОНЕРАХ

— В чем сейчас заключается ваша главная мотивация?

— Продолжать мучить футбол! (Смеется.) А если серьезно, своим примером на тренировках заставлять молодых стремиться обыграть и обогнать такого дяденьку. Еще — поддерживать атмосферу в коллективе и сплачивать игроков благодаря опыту. А иногда — «пихать», шутить и подкалывать. Микроклимат играет важную роль.

— У Артёма Реброва задачи другие?

— Ребров шутить не умеет! Зато он поддерживает, добрыми словами помогает. Артём серьезный, все грамотно объясняет. А начитанный какой! Так что у нас разные роли и задачи в коллективе. Дополняем друг друга. Инь и ян!

— Игроки, когда их спрашивают о главных весельчаках в команде, называют вас с Джикией. Кто все-таки круче?

— У Джикии, скажем так, кавказский юмор. А у меня — интернациональный!

— Николаю Рассказову, с которым играете на одной позиции, даете советы чаще, чем остальным?

— Помогаю не только Коле, но и другим молодым футболистам: Маслову, Гапонову, Умярову. Маркитесова еще по дублю знаю, говорил ему: «Занимайся — и будешь в основе играть!» Вот его и пригласили. (Улыбается.)

— Помогаете тому же Рассказову правильно реагировать на критику в свой адрес?

— Конечно! Не только я, еще Зобнин. Советуем анализировать игру самостоятельно и не обращать внимания на внешний шум. Все относятся к критике по-разному. Кто-то читает новости и комментарии, кто-то — нет.

— Какой рецепт у вас?

— Иногда реагирую даже на грубые слова, стараюсь смешно ответить, перевести все в шутку. Некоторые люди сначала пишут: «Да ты ничего не можешь!» Потом получают ответ, и сразу начинается «Прости, прости…». А чего прощать? Ты высказал свое мнение, я тебе шуткой ответил.

— Вас можно считать и главным связующим звеном российских игроков с легионерами, верно?

— С иностранцами тоже общаюсь, даже несмотря на языковой барьер. Жестами помогаем в крайнем случае. Рецепт прост: берешь шуточные слова на русском, добавляешь несколько английских. И получается барррдак! (Смеется.) Например, Айртон и Понсе ничего толком не понимают, но мы умудряемся объясняться. Монгол уже давно в теме.

— Как Мельгарехо стал «монголом»?

— В первую очередь он, конечно, «индеец»! Но мы с ребятами показывали ему фото бойца Олега Монгола. Смеялись, что похож. Вообще, мы с Мельгой давно в «Спартаке», а до этого были в «Кубани». Так что отношения у нас особенные. Лоренсо только сейчас начал немножко болтать на русском, ленится. Зато Тедеско уже практически заговорил!

— Вы много раз повторяли, что не поддерживаете лимит на легионеров. Скоро вступают в силу новые правила. Как вам очередная реформа?

— Я по-прежнему считаю, что лимит не нужен. Но необходима система, которая отсеивала бы посредственных иностранцев. А сильные футболисты пусть приезжают! Условно, только игроки своих сборных. Но не уровня национальной команды Индии (не в обиду индусам сказано). Рядом с топовыми легионерами нашим молодым парням будет проще расти. Другое дело, что больших звезд в РПЛ сейчас нет. Но это уже вопрос финансов.

О ТЕДЕСКО

— В первой части сезона вы при Тедеско не играли, зато и с «Динамо» вышли в концовке, и против ЦСКА бились в дополнительное время.

— Я прекрасно понимаю, что не буду играть в каждом матче. Да и не смог бы, наверное. При схеме с тремя центральными защитниками моя позиция требует огромной энергии: нужно и прессинговать, и защищаться, и в атаку подключаться. Но помочь готов всегда.

— У вас богатый опыт игры под руководством различных тренеров. Тедеско смог чем-нибудь удивить?

— Я интересовался у Доменико и его помощников их опытом и видением подготовки команды. На первом сборе у нас были только нагрузки, никаких матчей. В Германии многие клубы проводят сборы по такому принципу: сначала бегают — и только потом начинают играть.

— Молодые игроки говорят, что эти сборы были очень тяжелыми.

— А с чем они могут их сравнить? Только недавно из дубля и «Спартака-2» пришли! Бакаев? Ну, в Туле, наверное, столько не бегают… У нас действительно хватало физических нагрузок. На первом сборе для меня было в новинку тренироваться десять дней практически без мяча. Но именно поэтому в матче с «Динамо» мы прессинговали на 85-й минуте. Подготовка принесла свои плоды!

— В Эмиратах вы показали лучший результат в тесте на выносливость. Как так вышло?

— Напрягся перед подписанием нового контракта! (Улыбается.) С физикой у меня всегда был порядок. На других ребят и их результаты внимания не обращал. Конечно, молодые подшучивали: «Ничего себе, дед столько бежит, а мы не можем». Даже психом называли!

— Про Доменико говорят, что мало кто из тренеров уделяет столько времени тактике.

— Я играл в сборной при Капелло, так что у меня подобный опыт имеется. Доменико говорит правильные вещи и не берется за все подряд. Мы поступательно изучаем его систему. Все упражнения заточены на то, чтобы прийти к тому футболу, который хочет видеть главный тренер. Для этого Тедеско проводит с игроками личные беседы по игре.

О ТРЕНЕРСТВЕ И ИРКУТСКЕ

— Вы сказали, что интересуетесь у Тедеско нюансами подготовки. Делаете это с прицелом на свое тренерское будущее?

— Пока об этом не думаю. Но стараюсь узнавать как можно больше: раньше была итальянская система, теперь немецкая. Потом это обязательно пригодится. Кто бы что ни говорил, но каждый игрок, завершивший карьеру, скучает по футболу. Многие, с кем общаюсь, советуют: «Пока есть возможность, будь в футболе. Даже если не играешь и не тренируешься. Просто будь!»

— Тедеско и его ассистент Андреас Хинкель начинали тренировать в детских командах. Могли бы стать наставником в Академии?

— Почему нет? Было бы замечательно закончить игровую карьеру в «Спартаке» и начать работать в Академии. Потом, условно, помогать в «Спартаке-2», а если пойму, что это мое, то дорасти до основной команды. Я ведь уже отучился на тренера, получил категорию А. На учебе была возможность провести несколько занятий в роли главного тренера. Оказывается, конспект делать очень тяжело! Пришлось повозиться с компьютером. Так что у меня обязательно будет помощник. (Смеется.)

— Кого бы взяли в ассистенты? Реброва?

— Конечно! Он умный.

— На роль тренера вратарей?

— Нет, такую позицию я бы ему не доверил! (Смеется.) Может, администратором, мячи подавать. Был бы самый начитанный администратор!

— Как развивается история с собственной футбольной школой в Иркутске?

— Сейчас все на этапе переговоров. Я каждое лето провожу турнир «Большие звезды светят малым», и число участников постоянно растет: шесть лет назад начинали с шести команд, а последний раз было 26. Но хочется большего. В частности, чтобы каждый тренер набрал себе команду из воспитанников детских домов и ребят из малоимущих семей. Шанс проявить себя должен быть у каждого.

Есть договоренность, что получим поле и зал в аренду на 49 лет. Надеюсь, запустим проект как можно скорее. Многое упирается в подготовку документации. «Без бумажки ты букашка». Сейчас работаем над составлением программы. Изучили, например, как выстроена школа Алексея Смертина в Барнауле.

— Это будет школа имени Андрея Ещенко?

— Лучше это будет школа «Спартака», созданная и работающая при моем участии. Разговор такой уже был. Хочу привозить в Москву ребят, чтобы они участвовали в различных турнирах, а у «Спартака» было бы право первоочередного выбора самых талантливых. И чтобы тренерский состав проходил здесь стажировку.

Очень жаль, что в Иркутске сейчас нет толковой профессиональной команды. Детям важно стремиться попасть куда-то конкретно. Ведь не все смогут сразу переехать в Москву. Мы когда-то тоже ходили на вторую лигу, болели за «Звезду» и хотели играть именно за нее.

— Многое зависит от любви к футболу конкретных чиновников.

— У меня нормальные отношения с мэром Иркутска, он стабильно помогает с турниром. В прошлом году получил от него благодарственное письмо. Кстати, мэр сам играет в футбол.

О МОДЕ И ПУТЕШЕСТВИЯХ

— Параллельно вы занялись модной одеждой. Как появилась идея открыть бутик на Патриарших прудах?

— Решил помочь футболистам стильно одеваться. А то они знают только самые попсовые марки. Но есть множество фирм, которые ничем не хуже, а цены при этом скромнее. Заодно в роли модели себя попробовал. Мне нравится подбирать красивые вещи и образы. В будущем хочу ездить на недели концептуальной моды в Милан и Париж.

— Кто из игроков у вас уже одевался?

— Первым Ребров пришел. Потом вещи неделю не снимал! Мирзов майку брал, Джикия, Самедов, Попов, Джано… Для своих скидки хорошие.

— Многие футболисты любят татуировки, но вы, вероятно, первый, кто сделал тату с датами получения серьезных травм.

— Да, захотелось сделать с датой «крестов». У меня почти все татуировки о чем-то личном и важном.

— Как дела у ваших дочек?

— Отлично, растут, как огурцы на грядке. Одной будет семь, другой — четыре. Отдыхали на Бали, учил мелкую плавать, сейчас ходит в бассейн заниматься. А старшая на коньках катается.

— Вы рассказывали, что пришли в восторг от Бали. Не посещают мысли в будущем переехать в теплые края?

— Одно время рассматривал там варианты. Но сейчас на Бали все подорожало, а главное — русскоговорящих стало очень много, и это сразу изменило атмосферу. К сожалению, не в лучшую сторону.

spartak.com