3 мин.

Шамилю Тарпищеву – 72! Вспоминаем дружбу великого тренера с Борисом Ельциным

Шамиль Анвярович Тарпищев – великий российский и советский тренер, воспитавший не одно поколение чемпионов. Практически за 50 лет тренерской работы Тарпищев сделал нашу теннисную сборную одной из сильнейших в мире, стал ее бессменным капитаном и тренером, а также побывал личным тренером Бориса Ельцина. Про дружбу Тарпищева с главным теннисным болельщиком страны 90-x и пойдет речь в нашем материале.

***

История дружбы Тарпищева и Ельцина насчитывает множество интересных историй.

Однажды в машине Тарпищева раздался неожиданный телефонный звонок от президента страны с еще более неожиданным вопросом: «Шамиль, а на каком месте в рейтинге сейчас стоит теннисистка Алина Жидкова?»

Тарпищев очень удивился: он за рулем машины, под рукой нет компьютера, а теннисистка Жидкова занимала такую строчку рейтинга (95-ую), что сходу и не вспомнишь.

«Борис Николаевич, можно я вам попозже перезвоню и скажу точно?», – ответил тренер

«Вот, я интересуюсь теннисом, а ты нет!», – в своей излюбленной манере парировал Ельцин.

***

В советское время непокорный Тарпищев получал за свои неосторожные высказывания в адрес высокопоставленных чиновников.

У великого тренера однажды состоялся занимательный разговор с главой Спорткомитета СССР Сергеем Павловым. Чиновник был недоволен поражением советской теннисистки Марины Крошиной, которая однажды всухую проиграла американке Билли Джин Кинг.

«Шамиль, объясни. В чем между нами разница, если я делаю такие же двойные ошибки как и она? Я бы и сам мог проиграть американке с таким счетом!», – возмущался Павлов

«Разница в том, что Крошина рискует и из-за этого не попадает. А вы и просто попасть не сможете», –парировал Тарпищев.

Павлову так сильно не понравился ответ, что в следующие полгода Тарпищев стал попросту невыездным.

***

Еще один случай связан с днем рождения президента, который очень хотел, чтобы праздник запомнился великому тренеру. В 1994 году Ельцин отдыхал на своей президентской резиденции в Бочаровом ручье. В семь часов утра в комнате Тарпищева зазвонил телефон – на другом конце провода раздался бодрый голос президента: «Пошли купаться!»

Чтобы вы понимали всю абсурдность такого предложения, просто напомним, что Ельцин родился 1 февраля, а погода явно не располагала к водным процедурам –температура воды в Черном море в это время года редко бывает выше 9 градусов, а в тот день с неба еще и сыпалась каша из дождя и снега.

Ельцин прошелся босиком по берегу, усеянному галькой. Взобравшись на пирс, президент, не долго думая, прыгнул в холодное сочинское море. Доплыв до берега, Ельцин спросил у окунувшегося всего один раз Тарпищева: «Ну что, давай по второму заходу?!»

Тарпищев как-то сказал о Ельцине: «То, что он сделал для России, для тенниса – забыть невозможно, можно только вспоминать с благодарностью». Но эти слова мы можем отнести и к самому Шамилю Анвяровичу!