Зобнин – главное открытие весны. Тедеско нашёл способ сделать его сильнее
«Спартак» начал год с двух резонансных побед над историческими соперниками и пока выглядит самой яркой командой страны. Георгий Джикия, Лукас Айртон, Алекс Крал, Зелимхан Бакаев – претендентов на звание лидера спартаковской игры сегодня хватает. Однако более прочих, пожалуй, в двух этих матчах удивил Роман Зобнин.
Наверное, отчасти это объясняется фоном. Сегодняшнего Зобнина мы сравниваем с прошлогодним, а тот был совсем бесцветным. Настолько, что Доменико Тедеско свежим взглядом не увидел в нём никаких достоинств, кроме беговых, и сдвинул из центра на бровку. Похоже, спад Романа был в первую очередь эмоциональным и только потом игровым. Он производит впечатление натуры психологически зависимой, а потому наверняка болезненно переживал ту вакханалию, в которой «Спартак» существовал предыдущие полтора года. Лайки, пиджаки и прочий дурдом, который стал для команды буднями, истощали его энергетически, потому и был он страшно далёк от своего максимума.
Последние полгода в красно-белом доме стало чуть тише – успокоился и Зобнин. Да к тому же, видимо, он ощутил моральную поддержку со стороны Тедеско, который явно искал, как наилучшим образом реализовать его способности. Вот этот тренерский поиск вкупе с ответным вдохновением игрока и дали нам того Романа, который так впечатлил в двух первых матчах года.
* * *
Не секрет, что главным резервом роста даже в самые успешные дни для полузащитника Зобнина была атака. Шесть голов в 135 матчах РПЛ – это слёзы для того, кто претендует на звание лучшего восьмого номера страны. Голевых передач в его суммарной статистике чуть больше – девять, – но в абсолютном измерении и это немного. Причём интенсивность его ассистирования со временем снижается: в «Динамо» она была выше, чем в «Спартаке». В общем, всё очевидно: чтобы называться топ-игроком, центральный полузащитник должен иметь совсем иную атакующую эффективность.
Не стоит думать, что этот секрет открыл Тедеско – всё было известно и до него. Так, явное желание высвободить созидательные возможности Романа обнаружил Рауль Рианчо, когда стал двигать его ближе к атаке. Потом и Олег Кононов, судя по всему, старался вытравить из его сознания мысль, что он не создан для голов. Вот один красноречивый, как представляется, эпизод из августовского матча с «Динамо». Зобнин не отдаёт мяч партнёру, а берёт право удара на себя, хотя всегда крайне самокритичен в отношении своих голевых способностей. Угадывается за этим решением чья-то настойчивая работа по повышению его атакующей самооценки.
Но только у предшественников ничего в развитии конструктивных опций Зобнина не вышло. А у Тедеско сейчас, кажется, получается. По крайней мере, Роман выглядит убеждённым в своём соответствии новому функционалу, тогда как прежним попыткам перепрофилирования он как будто внутренне сопротивлялся.
* * *
В двух нынешних матчах Зобнин нередко оказывался на одном уровне с Бакаевым – только тот слева, а Роман справа. Это что-то новенькое – так высоко он давно не располагался. Пожалуй, со времён Аленичева, который видел Зобнина на позиции под нападающими. Разумеется, они с Зелимханом продолжают оставаться игроками разных достоинств, но в таком решении Тедеско очевидно желание использовать, например, незаурядный дриблинг Романа, который отчего-то не так часто привлекает внимание тренеров. При этом за счёт своей сумасшедшей работоспособности Зобнин успевает делать и то, за что наиболее ценим – пахать, отбирать, бороться, перехватывать. Просто если прежде он только этим и ограничивался, то теперь стал смотреть на игру значительно шире.
Ещё одна находка от Тедеско – стандарты: теперь Зобнин в «Спартаке» подающий. Кажется, в таком ракурсе на него прежде вообще не смотрел никто. И дугу Роман действительно вырезает качественно. В официальных матчах, правда, его подачи голов пока не принесли, но в спарринге с «Пахтакором» такое случилось дважды.
Осталось что-то сделать с ударом – главным изъяном Зобнина. Конечно, ставить технику в 26 лет поздновато, но подкорректировать – вполне возможно. Олег Веретенников, например, одним из секретов многолетней результативности своей пушки называет большую работу: на каждой тренировке он наносил по тридцать-сорок ударов из разных положений. Большая работа – это вообще-то тема Зобнина, так что при должной организации он способен, наверное, прибавить и в этой части.
* * *
А пока его новые устремления словно поддерживает кто-то свыше. Гол плюс пас в двух матчах – крайне редкое для Романа дело. При этом, если честно, оба эпизода просто сложились для него удачно: удар в ворота «Динамо» пошёл по идеальной траектории, кажется, даже между ног защитника, а передача с ЦСКА стала результативной благодаря мастерству Бакаева.
Но везёт, как известно, тем, кто того заслуживает. Роман, безусловно, своё везение заслужил – это понятно хотя бы по диапазону и страсти, которые отличают его сегодняшнюю игру.
Если он не остановится в своём развитии, если сможет стать разностороннее за счёт атакующих навыков, футбол действительно получит топ-игрока. И не только по национальным меркам.